Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 47

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 5 of 9
  • Item
    О понятии «хоровое сольфеджио» в контексте современного музыкознания.
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.
    Статья посвящена расшифровке понятия «хоровое сольфеджио» в контексте современного музыкознания. Сложность процесса развития музыкального слуха получает одно из возможных убедительных теоретических толкований в формулировке понятия «интонационно-слуховая активность». Макроцелью курса хорового сольфеджио автор называет развитие музыкального мышления как способности мыслить звуками на уровне музыкальной интонации и воспроизводить звуки на уровне музыкальной мысли. Главная задача хорового сольфеджио определяется как развитие слуховой активности и музыкального мышления профессионального музыканта непосредственно на уровне хоровогисполнительства.
  • Item
    «Оперный текст»: к определению понятия
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.
    В статье предложен общеэстетический взгляд на категорию «оперный текст» как совокупность авантекста, основного текста, посттекста и фенотекста – уровней, организующих процесс создания оперы и ее сценической реализации. Для определения структурных элементов оперного текста применяются термины, экстраполированные в область музыковедения из генетической критики и лингвистики.
  • Item
    Символика в музыке: вопросы терминологии и классификации
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Беглик, В. В.; Beglik, V. V.
    В статье рассматриваются особенности трактовки понятий «символ» и «символические формы» («эмблема», «аллегория», «метафора») с точки зрения современного музыкознания. В работе пред- ставлены авторские формулировки понятий «музыкальный символ», «музыкальная эмблема» и др. На основе уже существующих классификаций средств музыкальной символики предложена авторская классификация, которая апробирована на примере камерно-инструментальных произведений и балета-символа «Макбет» В. Кузнецова.
  • Item
    Термин «открытая форма»: аргументы «за» и «против»
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.
    Статья посвящена вопросам терминологии современного музыкознания, которые касаются феномена «открытой формы». В работе предпринята попытка систематизации существующих терминов путем их разделения на определенные группы, обосновывается возможность использования этих терминов в отношении музыкальных опусов современности.
  • Item
    Музыкальный тематизм как предмет исследования в музыкознании XX в.
    (Белорусская государственная академия музыки, 2019) Тихомирова, А. А.; Tihomirova, A. A.
    В статье рассматриваются различные научно-исследовательские подходы к трактовке музыкального тематизма как понятия. В центре внимания автора находится собственно музыковедческий подход, в рамках которого акцентируется сложившаяся в музыкознании теория музыкальной формы (В. Бобровский, В. Валькова, Е. Ручьевская, В. Холопова и др.). Представлены также другие научно-исследо- вательские позиции, в которых феномен тематизма раскрывается на основе синтеза различных наук – музыковедения, лингвистики, психологии и др. (В. Ерохин, М. Арановский, Е. Назайкинский и др.). Определены две важнейшие стороны тематизма как явления в музыке: тема-мысль и тема-структура.