Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 47
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 47 by Issue Date
Now showing 1 - 9 of 9
Results Per Page
Sort Options
- Item«Оперный текст»: к определению понятия(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.В статье предложен общеэстетический взгляд на категорию «оперный текст» как совокупность авантекста, основного текста, посттекста и фенотекста – уровней, организующих процесс создания оперы и ее сценической реализации. Для определения структурных элементов оперного текста применяются термины, экстраполированные в область музыковедения из генетической критики и лингвистики.
- ItemТермин «открытая форма»: аргументы «за» и «против»(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена вопросам терминологии современного музыкознания, которые касаются феномена «открытой формы». В работе предпринята попытка систематизации существующих терминов путем их разделения на определенные группы, обосновывается возможность использования этих терминов в отношении музыкальных опусов современности.
- ItemМузыкальная терминология западноевропейского Средневековья в период органумной практики (до 1300 г.)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье рассматривается процесс образования музыкально-теоретических понятий Средневековья как постепенное совершенствование знания в обретении терминологического статуса. При этом учитываются не только обобщенно-абстрактные категории, но и те, которые дают образное представление об объекте. Логика познания от объекта к понятию позволяет представить многоаспектность музыковедческого языка как формы отражения художественных явлений.
- ItemМузыкальный модерн: трактовка понятия в реалиях современности.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мацаберидзе, Н. В.; Macaberidze, N. V.В статье дается определение понятия «музыкальный модерн», рассматривается специфика его региональной (белорусской) формы, разрабатывается типология этой формы. В историческом ракурсе концептуальная сущность музыкального модерна (в центре которого находится отношение стиля к традиции) изменяется. Наблюдается процесс изменения сути трактовки этого понятия от самостоятель- ного стилевого явления в контексте модернизма и авангарда (конец XIX – первые десятилетия XX в.), через реминисценцию стиля модерн в музыкальном искусстве (середина – конец ХХ в.), к аллюзии модерна (начало XXI в.) во взаимодействии с идеями авангарда и зарождающегося постмодернизма.
- ItemМузыкальный тематизм как предмет исследования в музыкознании XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Тихомирова, А. А.; Tihomirova, A. A.В статье рассматриваются различные научно-исследовательские подходы к трактовке музыкального тематизма как понятия. В центре внимания автора находится собственно музыковедческий подход, в рамках которого акцентируется сложившаяся в музыкознании теория музыкальной формы (В. Бобровский, В. Валькова, Е. Ручьевская, В. Холопова и др.). Представлены также другие научно-исследо- вательские позиции, в которых феномен тематизма раскрывается на основе синтеза различных наук – музыковедения, лингвистики, психологии и др. (В. Ерохин, М. Арановский, Е. Назайкинский и др.). Определены две важнейшие стороны тематизма как явления в музыке: тема-мысль и тема-структура.
- ItemО понятии «хоровое сольфеджио» в контексте современного музыкознания.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена расшифровке понятия «хоровое сольфеджио» в контексте современного музыкознания. Сложность процесса развития музыкального слуха получает одно из возможных убедительных теоретических толкований в формулировке понятия «интонационно-слуховая активность». Макроцелью курса хорового сольфеджио автор называет развитие музыкального мышления как способности мыслить звуками на уровне музыкальной интонации и воспроизводить звуки на уровне музыкальной мысли. Главная задача хорового сольфеджио определяется как развитие слуховой активности и музыкального мышления профессионального музыканта непосредственно на уровне хоровогисполнительства.
- ItemПолиструктурная форма как понятие и как феномен инструментальной музыки барокко и современности(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена некоторым аспектам теории полиструктурной формы в музыке. В ней определяется содержание понятий «полиструктурная форма» и «принцип полиструктурности», выявляется ис- торический аспект феномена полиструктурности музыкальной формы. Материалом статьи служат произведения эпохи барокко и второй половины ХХ в. – органные хоральные обработки И .С. Баха и симфонии белорусских композиторов Е. Глебова и О. Ходоско. Арка, переброшенная из XVIII в ХХ в., позволяет раскрыть преемственную связь наиболее устойчивых признаков полиструктурных форм в различных инструментальных жанрах. Выбор органной хоральной обработки и симфонии обусловлен их репрезентативностью с точки зрения жанровой ситуации своего времени и индивидуальных стилей названных авторов.
- ItemСимволика в музыке: вопросы терминологии и классификации(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Беглик, В. В.; Beglik, V. V.В статье рассматриваются особенности трактовки понятий «символ» и «символические формы» («эмблема», «аллегория», «метафора») с точки зрения современного музыкознания. В работе пред- ставлены авторские формулировки понятий «музыкальный символ», «музыкальная эмблема» и др. На основе уже существующих классификаций средств музыкальной символики предложена авторская классификация, которая апробирована на примере камерно-инструментальных произведений и балета-символа «Макбет» В. Кузнецова.
- ItemТерминология в попытках определения неостилей(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье предпринимается попытка «реабилитировать» некоторые термины, обозначающие стилевые направления в современной музыке. Размышления над этимологией и содержанием таких терми- нов заставляют отнести их к числу так называемых «неправильно ориентирующих». Вместе с тем они укоренились, приобрели популярность и широко используются в практике. Систематизируются раз- личные понятия, используемые для характеристики тех или иных проявлений современного «мышления стилями».