Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 26
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
Now showing 1 - 5 of 24
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- Item"Канторшчыкі" С. Манюшкі: першы вопыт кампазітара ў оперным жанры(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Немагай, С. М.; Немогай, С. Н.; Nemagaj, S. M.;Артыкул прысвечаны першай камедыя-оперы С. Манюшкі «Канторшчыкі» «Biuraliści»), прэм’ера якой адбылася ў Мінску ў 1830-х гг. Электронная копія партытуры твора была прывезена намі ў Беларусь і ўпершыню прааналізавана. Высвятляюцца пытанні атрыбуцыі оперы Манюшкі метадам параўнання з інфармацыяй аб пастаноўцы «Канторшчыкаў» у Нацыянальным тэатры ў Варшаве (1832 – 1839 гг.), а таксама з ананімным нотным рукапісам твора з Ягелонскай бібліятэкі ў Кракаве. Музыка Манюшкі аналізуецца з пункту гледжання яе адпаведнасці жанру камедыі-оперы. Пры гэтым абвяргаюцца замацаванае ў навуковай літаратуры стэрэатыпнае меркаванне аб слабасці твора і звесткі, што яго партытура, захаваная ў Варшаўскім музычным таварыстве, з’яўляецца толькі фрагментам. Увядзенне ў навуковы ўжытак «Канторшчыкаў» – гэта істотны крок у працэсе адраджэння ранняй опернай спадчыны кампазітара, прымеркаванага да яго 200-гадовага юбілею ў 2019 г.
- ItemЭлементы музыки устной традиции в многоголосии Средневековья(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Статья посвящена рассмотрению одного из самых сложных периодов в истории многоголосия Средневековья – «аквитанского». На основе типологического анализа существующих в западноевропейской науке редакций аквитанского репертуара и рукописных оригиналов устанавливаются две формы проявления музыки устной традиции мелизматического органума и дисканта, обусловленные первичным фольклором и музыкой трубадуров и труверов.
- ItemЛ. Абелиович в воспоминаниях современников ( в преддверии 100-летия со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В публикации представлены ранее неизвестные факты биографии Л. Абелиовича, одного из крупнейших композиторов Беларуси ХХ в. Основой статьи стали материалы воспоминаний современников Л. Абелиовича – пианистов Т. Алиханова и О. Кримера, композитора Д. Смольского, предоставленные автору в 2010 – 2011 гг. Данные сведения позволят поиному взглянуть на содержательный аспект музыки Абелиовича.