Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 26
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 26 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 24
Results Per Page
Sort Options
- ItemВыстаяць у гонцы дасягненняў, альбо Яшчэ раз пра першыя беларускія оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Лісава, А. В.; ; Lіsava, A. V.; Лисова Е. В.Прадмет даследавання ў артыкуле – факты з гісторыі стварэння першых беларускіх опер, мэта – дапоўніць прадстаўленні аб гістарычнай і мастацкай функцыі першых музычна-тэатральных твораў прадстаўнікоў прафесійнай беларускай кампазітарскай школы сацыяльна-палітычным кантэкстам, паказаць шчыльную ўзаемаабумоўленасць грамадскіх і мастацкіх працэсаў. На падставе выяўленых дакументаў узнаўляюцца перыпетыі падрыхтоўкі белару- скай дэлегацыі да Дэкады беларускага мастацтва ў Маскве 1940 г.
- ItemТретья симфония Е. Глебова: у истоков белорусской концертной симфонии(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.Статья посвящена Третьей симфонии для симфонического оркестра и фортепиано Е. Глебова – первому в белорусской музыке сочинению, репрезентирующему жанр концертной симфонии. Основное внимание уделяется вопросам жанрового стиля, сформированного в условиях взаимодействия принципов симфонизма и концертности. Исследуются особенности композиционной, драматургической, фактурно-тембровой организации сочинения. Произведение рассматривается в контексте творческих тенденций развития белорусской симфонии второй половины ХХ в.
- Item"Разлом эпох" у гісторыі музычнай культуры Беларусі: міфы і рэаліі(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.; Дадиомова, О. В.У артыкуле разглядаюцца сацыяльна-гістарычныя і мастацкія фактары развіцця музычнай культуры Беларусі. Аўтар даследуе характэрны для айчыннай культуры эфект «разлому эпох», які перашкодзіў працэсу цэласнай рэканструкцыі гістарычнага шляху музыч нага мастацтва Беларусі папярэдніх эпох.
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- ItemЭлементы музыки устной традиции в многоголосии Средневековья(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Статья посвящена рассмотрению одного из самых сложных периодов в истории многоголосия Средневековья – «аквитанского». На основе типологического анализа существующих в западноевропейской науке редакций аквитанского репертуара и рукописных оригиналов устанавливаются две формы проявления музыки устной традиции мелизматического органума и дисканта, обусловленные первичным фольклором и музыкой трубадуров и труверов.
- ItemРаннетрадиционные ритмы Брестско-волынскополесско-подляшской зоны в контексте украинско-белорусского меломассива(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Клименко, И. В.; Klimenko, I. V.Классическим методом украинской школы является определение песенных типов путем их силлабо-ритмического моделирования. Многолетними исследованиями восточнославянских музыкальных традиций выявлена общность типологии ранних музыкальных форм – календарных и свадебных – на огромной территории, охватывающей Украину, Беларусь, смежные области России и Польши. Сегодня для достижения необходимой сопоставимости местных ритмических структур с инорегиональными сугубо типологический анализ уже недостаточен – необходимо учитывать фактор воздействия региональных стилистических норм, проявляющих себя в крупномасштабных формотворческих тенденциях, в частности, «ритмических алгоритмах». Инструментом к изысканиям такого рода является макроареалогия. Общая картина пересечения различных «векторов ритмотворчества» пока лишь намечена. В русле тенденции деления украинско-белорусского ареала по параметру «трехмерность (ямб) / двухмерность (спондей)» на «ямбический запад+север» и «спондеический центр+восток» свое место может найти и предлагаемая в статье интерпретация Брестско-волынскополесско-подляшской зоны как претендента на статус ядра ареала модельных ямбических форм.
- ItemЛ. Абелиович в воспоминаниях современников ( в преддверии 100-летия со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В публикации представлены ранее неизвестные факты биографии Л. Абелиовича, одного из крупнейших композиторов Беларуси ХХ в. Основой статьи стали материалы воспоминаний современников Л. Абелиовича – пианистов Т. Алиханова и О. Кримера, композитора Д. Смольского, предоставленные автору в 2010 – 2011 гг. Данные сведения позволят поиному взглянуть на содержательный аспект музыки Абелиовича.
- ItemСлавянский вектор - Восток или Запад? О некоторых идеях Людомира Михала Роговского(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Демска - Трембач, М.; Demska - Trembach, M.В докладе рассматриваются творчество и научно-художественные воззрения Людомира Роговского в его связях с белорусской музыкальной культурой
- ItemМузыкалагічнае беларусазнаўства ў ракурсах навуковага вопыту Л. Мухарынскай і Чытанняў яе памяці(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Якіменка, Т. С.; Jakіmenka, T. S.; Якименко, Т. С.Артыкул падрыхтаваны на аснове выступленняў і публікацый аўтара 1987 – 2011 гг. Аналізуецца стан сучаснай музыкалагічнай беларусістыкі і тая роля, якую адыгрываюць у яе развіцці навуковая думка Л. Мухарынскай і Чытанні яе памяці.
- Item"Восеньская" песня "А ці ты, лося, а ці ты, дзікі" (праблема жанра)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена белорусской народной песне, записанной автором в экспедиции 2010 г. в Шумилинский район. Основной проблемой работы становятся определение подлинного жанра песни, т. к. она попадает в разные жанровые сборники АН БССР и получает различные жанровые характеристики. В результате стилистического анализа основной песни и ее текстовых и мелодических вариантов, опубликованных в сборниках народных песен, автор приходит к выводу, что эта песня свадебная лирическая, исполняемая в обряде в момент прощания невесты с родительским домом.В статье также поднимается проблема жанра и обосновывается обязательность и необходимость выявления музыкально-поэтической стилистики песен, помогающей разобраться в этом вопросе. Песня «А ці ты, лося, а ці ты, дзікі», дошедшая до наших дней, – ярчайший образец белорусской свадебной лирики
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- ItemКазахские тембровые звукоидеалы и исторические закономерности их отражения в национальном стиле оркестровой музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Джумакова, У. Р.; Dzhumakova, U. R.В центре исследования – две самостоятельные ветви оркестровой музыки Казахстана: для состава академических европейских инстру ментов и казахских народных инструментов. Освоение нацио нального тембрового звукоидеала, известного по понятию «коныр дауыс» и передаваемого звучанием кыл-кобыза и домбры, представлено как общее, стадиально закономерное их развитие: от тотального господства интонационно-мелодического тематизма к самостоятельной образно-содержательной роли звуковых структур, построенных на своеобразии тембров. В музыке для оркестра казахских народных инструментов выявляются эволюционные факторы, повлиявшие на особое отношение к тембровой стороне звучания. В симфонической музыке отражение тембрового национального звукоидеала рассматривается как специальная художественная задача в условиях контрастной инструментальной среды, приведшая к созданию оркестровых и ансамблевых произведений, синтезирующих европейские и национальные инструменты на равноправных началах.
- Item"Знае сэрца - зноў сонца заззяе": роздум аб вакальнай спадчыне Эльзы Зубковіч(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Алейнікава, Э. А.; Alejnіkava, Je. A.; Олейникова,Э. А.Артыкул прысвечаны творчасці вядомага беларускага кампазітара замежжа Э. Зубковіч. У цэнтры ўвагі адзін з вакальных зборнікаў музыканта, створаны на вершы беларускіх паэтаў. Некаторыя стылявыя асаблівасці рамансаў і песняў разглядаюцца ў кантэксце агульнаеўрапейскага і айчыннага развіцця паэзіі і музыкі.
- ItemТрадиции игры на цимбалах в Литве(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Вичинас, Э.; Vichinas, Je.В статье приводятся сведения, касающиеся истории распространения цимбал на литовских землях, определяется современный статус этого инструмента в Литве, акцентируются некоторые особенности игры на цимбалах литовских музыкантов.
- Item"Канторшчыкі" С. Манюшкі: першы вопыт кампазітара ў оперным жанры(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Немагай, С. М.; Немогай, С. Н.; Nemagaj, S. M.;Артыкул прысвечаны першай камедыя-оперы С. Манюшкі «Канторшчыкі» «Biuraliści»), прэм’ера якой адбылася ў Мінску ў 1830-х гг. Электронная копія партытуры твора была прывезена намі ў Беларусь і ўпершыню прааналізавана. Высвятляюцца пытанні атрыбуцыі оперы Манюшкі метадам параўнання з інфармацыяй аб пастаноўцы «Канторшчыкаў» у Нацыянальным тэатры ў Варшаве (1832 – 1839 гг.), а таксама з ананімным нотным рукапісам твора з Ягелонскай бібліятэкі ў Кракаве. Музыка Манюшкі аналізуецца з пункту гледжання яе адпаведнасці жанру камедыі-оперы. Пры гэтым абвяргаюцца замацаванае ў навуковай літаратуры стэрэатыпнае меркаванне аб слабасці твора і звесткі, што яго партытура, захаваная ў Варшаўскім музычным таварыстве, з’яўляецца толькі фрагментам. Увядзенне ў навуковы ўжытак «Канторшчыкаў» – гэта істотны крок у працэсе адраджэння ранняй опернай спадчыны кампазітара, прымеркаванага да яго 200-гадовага юбілею ў 2019 г.
- ItemМелогеографическое исследование украинско-белорусского пограничья Центрального Полесья (по материалам календарного цикла бассейцна Уборти)(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Скаженик, М.В.; Skazhenik, M.V.В статье рассмотрены календарные песенные традиции, локализованные в бассейне реки Уборть (Центральное Полесье). Предмет изучения – обряды и песенные типы рождественско-новогоднего, весеннего, купальско-петровского и жатвенного жанровых циклов. Местный этномузыкальный ландшафт представляет собой иерархическую структуру с делением территории на две локальные зоны (музыкальные диалекты) и подчиненные им сублокальные традиции (субдиалекты). В конце статьи проведены параллели с данными диалектологии и археологии.
- ItemМузыкально-исторический и инструментоведческий феномен русского колокольного звона(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Никаноров, А. Б.; Nikanorov, A. B.В статье освещается историческая и инструментальная специфика русского традиционного колокольного звона. Важное место уделяется проблеме локальной традиции, ее изучению и перспективам реконструкции
- ItemМузыкальная культура как предмет исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Тема данной статьи лежит в русле научных исследований, осуществляемых автором в области проблематики теории музыкальной культуры. Проводимые в рамках методологии московской школы музыкальной культурологии, они предполагают подход к культуре как системному феномену, все параметры которого взаимообусловлены наличием единых культурных идей, присущих тому или иному региону. Автор подвергает критическому осмыслению некоторые известные музыковедческие понятия и выдвигает ряд музыкально-культурологических концепций, описывающих музыкальные явления с точки зрения их культурной детерминированности.
- ItemСеверобелорусские музыканты: традиция и индивидуальность(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Ромодин, А. В.; Romodin, A. V.Проблема соотношения индивидуального и общепринятого в традиционной культуре может рассматриваться на разных уровнях и в различных аспектах. Изучение личности музыканта, живущего в определенной местности, затрагивает целый комплекс важнейших факторов: исполнительский стиль, форма наигрышей, приемы игры, свойства натуры, особенности творческого пути, вовлеченность в ритуал. Во всех этих взаимодействующих сторонах присутствуют индивидуальное и универсальное начала. В каждом из элементов содержатся психологические и структурные составляющие. Во всех случаях, прежде всего, выражены черты, присущие конкретному локусу. В творчестве и жизни человека выявляются, с одной стороны, реалии, факты, с другой – обнаруживаются наиболее скрытые, неявные формы существования музыканта в традиции. Глубинные диалектные свойства еще полнее просматриваются на фоне универсальных аспектов, выходящих за пределы определенной культуры (типы личности, творческие состояния, знания, эмоции, двойственность мышления, внутренний мир, магическая сила исполнителей). В этих обобщенных планах, тем не менее, также проступают и традиционные, и индивидуальные черты.
- ItemРасширение информационного поля изучения и пропаганды белорусского композиторского творчества ("Фонд белорусской музыки")(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Яконюк, В. Л.; Jakonjuk, V. L.В статье отражена работа временного научного коллектива УО «Белорусская государственная академия музыки» по выполнению задания отраслевой научно-технической программы «Культура», целью которого является создание базы данных о творчестве белорус- ских композиторов («Фонд белорусской музыки ХХ столетия»). Цели и задачи создания базы данных ФБМ рассматриваются в широком культурологическом аспекте.