Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 22
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 22 by Title
Now showing 1 - 20 of 23
Results Per Page
Sort Options
- Item"Альпийская симфония-баллада" Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В статье выявляются особенности жанрового стиля хореографической симфонии. Основное внимание уделяется вопросам формы, драматургии, жанрово-интонационного генезиса тематизма. Характеризуется комплекс музыкально-пластических знаков, связывающих элементы музыкальной и хореографической лексики и окружающих двойственную природу симфонии-балета. Определяется значение музыкально-пластической "генеральной интонации", в которой метафорически отражается главная смысловая идея "Альпийской баллады".
- ItemАнатолий Васильевич Богатырев и его эпоха(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье рассматривается многогранная деятельность классика белорусской музыки Анатолия Васильевича Богатырева (1913–2003), оставившего яркий и созидательный след в национальной культуре как талантливый композитор, педагог, общественный деятель, руководитель
- ItemАсаблівасці кампазіцыйнай пабудовы мелізматычных спеваў у беларускіх ноталінейных ірмалагіёнах XVII ст.(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.У артыкуле на матэрыяле беларускіх ноталінейных ірмалагіёнаў 17 ст. робіцца спроба вылучыыць тыповыя спосабы канструявання мелізматычных спеваў. Адзначаецца, што для распеўшчыкаў 17 ст. гэтыя прыёмы мелі мнематэхнічны характар, не ўтвараючы "музычную форму" ў сучасным разуменні гэтага слова.
- ItemБелорусская опера в годы Великой Отечественной войны: пути исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена изучению текстологического аспекта опер белорусских композиторов, созданных в годы Великой Отечественной войны, как в условиях эвакуации, так и оккупированного немецко-фашистскими захватчиками Минска. В результате оказывается возможным выявление двух принципиально важных для отечественного искусства жанрово-стилевых линий музыкально-драматического творчества - эпической (героико-патриотической) и лирико-бытовой (фольклорно-этнографической).
- ItemВиктор Иванович Елатов: человек, учёный, педагог (к 90-летию со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Сергиенко, Р. И.; Sergienko, R. I.Статья посвящена видному белорусскому музыковеду, доктору искусствоведения, лауреату Государственной премии БССР, заведующему музыкальным сектором в ИИЭФ им. К. Крапивы АН БССР В. И. Елатову (1923–1980).
- ItemВиктор Маркович Гольдфельд: обзор архивных материалов о жизни и творчестве(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Тупчиенко-Кадырова, Л. Г.; Tupchienko-Kadyrova, L. G.Вопросы создания, пополнения и эффективного использования информационных ресурсов общества остаются актуальными. Документальная информация источников нуждается во введении не только научный, но и в информационный оборот за счет введения большего количества поисковых признаков. Наряду с полными текстами документов и комментариями к ним, необходимо обозначать текст дополнительными поисковыми признаками, взятыми из построенной формальной модели культуры. Для архивных документов наследия музыканта-исполнителя такими признаками являются : объекты, темы, процессы музыкальной деятельности, этнические и географические признаки, описания и оценки субъекта, произведения, события, организационно-управляющая структура.
- ItemВспоминания Анатолия Васильевича Богатырева. История одной поездки(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Горелова, Г. К.; Gorelova G. K.
- ItemДраматургические функции хора в опере Виктора Копытько "Девочка, наступившая на хлеб"(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Матюхов, И. Г.; Matjuhov, I. G.В статье анализируются многофункциональная драматургическая роль хоровой партии в опере В. Копытько «Девочка, наступившая на хлеб» (1980–1981) и исполнительские задачи, поставленные ком- позитором перед детским хором. Очерчивается широкий диапазон композиционно-технических принципов хорового письма, используемых В. Копытько, – от полифонических архаичных форм до современных методов организации музыкального материала.
- ItemЕ.К. Тикоцкий известный и неизвестный: к вопросу о реконструкции творческой биографии(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Сакович, Е. П.; Sakovich, E. P.В статье представлена попытка реконструкции жизненного и творческого пути классика белорусской музыки Е. Тикоцкого, изложена объективная, основанная на документальных материалах информация о личности композитора, его жизни, творческой и общественной деятельности.
- ItemЗмест(2013) Весці № 22
- Item"Карманьёл, альбо Французы любяць жартаваць" С. Манюшкі: на шляху ад вадэвіля да оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Немагай, С. М.; Nemagaj, S. M.Упершыню ў беларускім гістарычным музыказнаўстве аб'ектам навуковай увагт становіцца ранняя сцэнічная праца С. Манюшкі "Карманьёл, альбо Французы любяць жартаваць". Галоўны аналітычны ракурс даследавання датычыцца жанравай спецыфікі сачынення, якая палягае на памежжы жанраў вадэвіля (камедыя-оперы) і ўласна оперы. Праведзены аналіз грунтуецца на прывезеных у Беларусь копіях архіўных матэрыялаў: рукапіснай партытуры «Карманьёла», а таксама дзвюх версіях лібрэта, што захоўваюцца ў Варшаўскім музычным таварыстве (WTM) і Літоўскім архіве літаратуры і мастацтва (LLMA). Атрыманыя вынікі аналізу могуць быць спраецыраваны на іншыя ўзоры тэатральнай музыкі кампазітара віленска-мінскага перыяду яго творчасці.
- ItemНаследие А. В. Богатырева ( о сборнике "Анатолий Васильевич Богатырев. Материалы. Документы. Статьи о творчестве")(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Невдах, В. В.; Лисова, Е. В.; Nevdah V. V., Lisova E. V.В статье рассказывается о содержании книги «Анатолий Васильевич Богатырёв. Материалы. Документы. Статьи о творчестве», подготовленной на основе документов личного архива композитора, из- бранной научной литературы и мемуаристки.
- ItemО камерно-инструментальных сочинениях Анатолия Васильевича Богатырёва(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko E. S.Статья посвящена мало исследованной проблеме стиля камерно-инструментальных сочинений классика белорусской музыки А. Богатырёва. Новый взгляд на известные опусы композитора (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Сонату для скрипки и фортепиано, Сонату для контрабаса и фортепиано) позволяет выявить особые ракурсы его творческой манеры. В глубинной связи камерно-инструментальных сочинений с белорусским фольклором выявляется этническая устойчивость, характеризующая национальную музыку на протяжении ХХ–ХХI вв.
- ItemО хоровом творчестве монахини Иулиании (Денисовой) в контексте современной церковно-певческой культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Воскобойникова, Ю.В.; Voskobojnikova, Ju.V.В статье рассматривается специфика хорового творчества монахини Иулиании (Денисовой) и его место в современной церковно-певческой практике. Затрагиваются вопросы этики и эстетики богослужебного пения. Рассматривается роль духовных оснований и внутренних интенций композитора в создании хоровых произведений на канонические тексты и их влияние на художественный результат.
- ItemОпера "В пущах Полесья"в доме Немировича-Данченко (Из дневника Н. С. Богатырёвой-Новицкой)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Соломаха, Е. А.; Solomaha E. A.
- ItemПерспектывы вывучэння айчыннай музычна-гістарычнай спадчыны: пашырэнне даследчага поля(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.У артыкуле разглядаецца музычная культура Беларусі як здабытак некалькіх народаў. Адзначаецца, што яе далейшае вывучэнне патрабуе сумесных намаганняў даследчыкаў розных краін.
- ItemПраз браму музычна-стылявых эпох: аб манаграфіі В.У. Дадзіёмавай "Гісторыя музычнай культуры Беларусі да XX стагоддзя"(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Якіменка, Т. С.; Jakіmenka, T. S.
- ItemПути обновления жанра фортепианного трио в творчестве В. Каретникова(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Пинчукова, А.Н.; Pinchukova , A.N.В настоящей статье ансамблевые сочинения В. Каретникова рассматриваются с точки зрения формирования новых путей развития жанра фортепианного трио в белорусской музыке 20 в. Выявляются особенности строения циклической формы. Прослеживаются тенденции, связанные с обновлением темброво-инструментального состава и поиском новых колористических решений.
- ItemРоля музычных дзеячаў Віленшчыны ў развіцці міжнацыянальных культурных стасункаў(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Шумская, І. М.; Shumskaja, І. M.У артыкуле раскрываюцца асаблівасці беларускіх народных традыцый у музычнай культуры Віленшчыны ў першай палове 20 ст. у кантэксце агульнаеўрапейскіх сацыякультурных тэндэнцый. Разглядаецца жыццядзейнаясць найбольш яскравых кампазітараў таго часу, якія ў сваёй творчасці свядома звярталіся да увасаблення "беларускага субстрату".
- ItemСодержательный аспект Второй симфонии Олега Сонина "F. Lorka in Honorem et in memoriam": в лучах темы Холокоста(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Двужильная, И. Ф; Dvuzhil'naja, I. FАвтор статьи впервые в исследовательской литературе обращается к анализу Второй симфонии О. Сонина «F. Lorca. In Honorem et in memoriam» (1984 – 1986), которую композитор в полной мере соотносит с темой Холокоста, его началом. Комментируются тексты Лорки в соотношении со временем их создания; доказывается оригинальная концепция симфонии Сонина; акцентируется внимание на смысловых узлах произведения. Вторая симфония Сонина – не только авторское «прочтением» жизни и творчества Лорки, но и выражение гражданской позиции композитора.