Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 22
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 22 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 23
Results Per Page
Sort Options
- ItemРоля музычных дзеячаў Віленшчыны ў развіцці міжнацыянальных культурных стасункаў(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Шумская, І. М.; Shumskaja, І. M.У артыкуле раскрываюцца асаблівасці беларускіх народных традыцый у музычнай культуры Віленшчыны ў першай палове 20 ст. у кантэксце агульнаеўрапейскіх сацыякультурных тэндэнцый. Разглядаецца жыццядзейнаясць найбольш яскравых кампазітараў таго часу, якія ў сваёй творчасці свядома звярталіся да увасаблення "беларускага субстрату".
- ItemПраз браму музычна-стылявых эпох: аб манаграфіі В.У. Дадзіёмавай "Гісторыя музычнай культуры Беларусі да XX стагоддзя"(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Якіменка, Т. С.; Jakіmenka, T. S.
- ItemЕ.К. Тикоцкий известный и неизвестный: к вопросу о реконструкции творческой биографии(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Сакович, Е. П.; Sakovich, E. P.В статье представлена попытка реконструкции жизненного и творческого пути классика белорусской музыки Е. Тикоцкого, изложена объективная, основанная на документальных материалах информация о личности композитора, его жизни, творческой и общественной деятельности.
- Item"Карманьёл, альбо Французы любяць жартаваць" С. Манюшкі: на шляху ад вадэвіля да оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Немагай, С. М.; Nemagaj, S. M.Упершыню ў беларускім гістарычным музыказнаўстве аб'ектам навуковай увагт становіцца ранняя сцэнічная праца С. Манюшкі "Карманьёл, альбо Французы любяць жартаваць". Галоўны аналітычны ракурс даследавання датычыцца жанравай спецыфікі сачынення, якая палягае на памежжы жанраў вадэвіля (камедыя-оперы) і ўласна оперы. Праведзены аналіз грунтуецца на прывезеных у Беларусь копіях архіўных матэрыялаў: рукапіснай партытуры «Карманьёла», а таксама дзвюх версіях лібрэта, што захоўваюцца ў Варшаўскім музычным таварыстве (WTM) і Літоўскім архіве літаратуры і мастацтва (LLMA). Атрыманыя вынікі аналізу могуць быць спраецыраваны на іншыя ўзоры тэатральнай музыкі кампазітара віленска-мінскага перыяду яго творчасці.
- ItemТворчество Е. Глебова в зеркале отечественного музыковедения(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Немцова-Амбарян, С. Н.; Nemcova-Ambarjan, S. N.; В статье представлен аналитический обзор литературы, посвященной классику белорусской музыки Евгению Александровичу Глебову (1929 – 2000). В работе рассматриваются труды белорусских музыковедов с 1974 по 2010 гг., в эпицентре интересов которых оказывается симфоническое и музыкально-театральное творчество композитора.В статье представлен аналитический обзор литературы, посвященной классику белорусской музыки Евгению Александровичу Глебову (1929 – 2000). В работе рассматриваются труды белорусских музыковедов с 1974 по 2010 гг., в эпицентре интересов которых оказывается симфоническое и музыкально-театральное творчество композитора.
- ItemАнатолий Васильевич Богатырев и его эпоха(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье рассматривается многогранная деятельность классика белорусской музыки Анатолия Васильевича Богатырева (1913–2003), оставившего яркий и созидательный след в национальной культуре как талантливый композитор, педагог, общественный деятель, руководитель
- ItemВиктор Иванович Елатов: человек, учёный, педагог (к 90-летию со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Сергиенко, Р. И.; Sergienko, R. I.Статья посвящена видному белорусскому музыковеду, доктору искусствоведения, лауреату Государственной премии БССР, заведующему музыкальным сектором в ИИЭФ им. К. Крапивы АН БССР В. И. Елатову (1923–1980).
- ItemПерспектывы вывучэння айчыннай музычна-гістарычнай спадчыны: пашырэнне даследчага поля(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.У артыкуле разглядаецца музычная культура Беларусі як здабытак некалькіх народаў. Адзначаецца, што яе далейшае вывучэнне патрабуе сумесных намаганняў даследчыкаў розных краін.
- ItemНаследие А. В. Богатырева ( о сборнике "Анатолий Васильевич Богатырев. Материалы. Документы. Статьи о творчестве")(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Невдах, В. В.; Лисова, Е. В.; Nevdah V. V., Lisova E. V.В статье рассказывается о содержании книги «Анатолий Васильевич Богатырёв. Материалы. Документы. Статьи о творчестве», подготовленной на основе документов личного архива композитора, из- бранной научной литературы и мемуаристки.
- ItemХоровое исполнительство в светских учебных заведениях Северо-Западного края на рубеже XIX- XX вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.В статье анализируется состояние хорового исполнительства в светских учебных заведениях, функционировавших на территории Беларуси с конца 19 до нач. 20 в. Рассматриваются количественные и качественные характеристики певческих коллективов, ведущие направления их исполнительской деятельности, характеризуется репертуарная политика, указывается на неразрывную связь обучения православному церковному пению в светских учебных заведениях и хоровой исполнительской практики.
- ItemОпера "В пущах Полесья"в доме Немировича-Данченко (Из дневника Н. С. Богатырёвой-Новицкой)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Соломаха, Е. А.; Solomaha E. A.
- ItemВспоминания Анатолия Васильевича Богатырева. История одной поездки(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Горелова, Г. К.; Gorelova G. K.
- ItemЗмест(2013) Весці № 22
- ItemДраматургические функции хора в опере Виктора Копытько "Девочка, наступившая на хлеб"(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Матюхов, И. Г.; Matjuhov, I. G.В статье анализируются многофункциональная драматургическая роль хоровой партии в опере В. Копытько «Девочка, наступившая на хлеб» (1980–1981) и исполнительские задачи, поставленные ком- позитором перед детским хором. Очерчивается широкий диапазон композиционно-технических принципов хорового письма, используемых В. Копытько, – от полифонических архаичных форм до современных методов организации музыкального материала.
- ItemВиктор Маркович Гольдфельд: обзор архивных материалов о жизни и творчестве(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Тупчиенко-Кадырова, Л. Г.; Tupchienko-Kadyrova, L. G.Вопросы создания, пополнения и эффективного использования информационных ресурсов общества остаются актуальными. Документальная информация источников нуждается во введении не только научный, но и в информационный оборот за счет введения большего количества поисковых признаков. Наряду с полными текстами документов и комментариями к ним, необходимо обозначать текст дополнительными поисковыми признаками, взятыми из построенной формальной модели культуры. Для архивных документов наследия музыканта-исполнителя такими признаками являются : объекты, темы, процессы музыкальной деятельности, этнические и географические признаки, описания и оценки субъекта, произведения, события, организационно-управляющая структура.
- ItemБелорусская опера в годы Великой Отечественной войны: пути исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена изучению текстологического аспекта опер белорусских композиторов, созданных в годы Великой Отечественной войны, как в условиях эвакуации, так и оккупированного немецко-фашистскими захватчиками Минска. В результате оказывается возможным выявление двух принципиально важных для отечественного искусства жанрово-стилевых линий музыкально-драматического творчества - эпической (героико-патриотической) и лирико-бытовой (фольклорно-этнографической).
- ItemО хоровом творчестве монахини Иулиании (Денисовой) в контексте современной церковно-певческой культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Воскобойникова, Ю.В.; Voskobojnikova, Ju.V.В статье рассматривается специфика хорового творчества монахини Иулиании (Денисовой) и его место в современной церковно-певческой практике. Затрагиваются вопросы этики и эстетики богослужебного пения. Рассматривается роль духовных оснований и внутренних интенций композитора в создании хоровых произведений на канонические тексты и их влияние на художественный результат.
- ItemАсаблівасці кампазіцыйнай пабудовы мелізматычных спеваў у беларускіх ноталінейных ірмалагіёнах XVII ст.(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.У артыкуле на матэрыяле беларускіх ноталінейных ірмалагіёнаў 17 ст. робіцца спроба вылучыыць тыповыя спосабы канструявання мелізматычных спеваў. Адзначаецца, што для распеўшчыкаў 17 ст. гэтыя прыёмы мелі мнематэхнічны характар, не ўтвараючы "музычную форму" ў сучасным разуменні гэтага слова.
- Item"Альпийская симфония-баллада" Е. Глебова в контексте развития жанра хореографической симфонии(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Савицкая, О. П.; Savickaja, O. P.В статье выявляются особенности жанрового стиля хореографической симфонии. Основное внимание уделяется вопросам формы, драматургии, жанрово-интонационного генезиса тематизма. Характеризуется комплекс музыкально-пластических знаков, связывающих элементы музыкальной и хореографической лексики и окружающих двойственную природу симфонии-балета. Определяется значение музыкально-пластической "генеральной интонации", в которой метафорически отражается главная смысловая идея "Альпийской баллады".
- ItemТэкставая аснова польскіх мес С. Манюшкі і Ф. Міладоўскага (Пачатак)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Шэйпа, С. І.; Shjejpa, S. І.У артыкуле характарызуецца недаследаваны ў беларускім музыказнаўстве феномен «нямецкай» і «польскай» мес. Факусіруецца ўвага на іх аўтарах, сярод якіх былі Ф. С. Кальбрэнэр, Ё. Нойман, А. Э. Адынец, У. Сыракомля, А. Фелінскі, Ю. Ваявудскі і іншыя. Аб’ектам спецыяльнага вывучэння становіцца тэкставая аснова першых на тэрыторыі Беларусі польскіх мес С. Манюшкі і Ф. Міладоўскага. Прадпрымаецца спроба асэнсаваць значнасць польскай і нямецкай мес у літургічнай практыцы каталіцкага касцёла.