Научные труды Белорусской государственной академии музыки . Выпуск 42
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки . Выпуск 42 by Title
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemАктуальные проблемы этносольфеджио в Казахстане(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Альпеисова, Г. Т.; Al'peisova, G.Статья посвящена актуальным вопросам современного музыкального образования. В качестве одного из путей их решения представлено освоение казахского музыкального языка в курсе этносольфеджио.
- ItemБелорусская исполнительская традиция игры на флейте: пути становления и персоналии(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja E.В статье проанализированы истоки и пути становления белорусской исполнительской традиции игры на флейте, определены взаимосвязи с исполнительскими традициями других стран. Выявлены характерные особенности белорусского флейтового исполнительства, проведен анализ творческой деятельности ведущих отечественных педагогов, отмечены выдающиеся музыканты-флейтисты Беларуси.
- ItemВ. А. Моцарт и его окружение: музыка чешских композиторов из собраний Национальной библиотеки Украины(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Елисеева, Е. Ю.; Eliseeva, E.Статья посвящена обзору жизни и творчества чешских композиторов, произведения которых входят в нотную коллекцию камерноинструментальной музыки XVIII в., принадлежавшую графу А. Разумовскому, которая хранится в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского и включает в себя немало раритетных изданий и рукописей.
- ItemВоспитание научно - исследовательского мастерства у исполнителей: опыт интерпретологии(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Шаповалова, И. А.; Shapovalova, I.; Романюк, И. А.; Romanjuk, I.Статья раскрывает содержание музыкальной науки в современном вузовском образовании как системы когнитивных моделей для оптимального и продуктивного обучения магистров исполнительских специализаций. Материалом для обобщений послужил опыт Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского, где с 2004 г. разрабатывается когнитивное направление современной музыкологии, нацеленное на объединение практики исполнительского искусства с академической наукой о музыке.
- ItemВузовский курс сольфеджио для вокалистов: взгляд из XXI века(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Тихомирова, А. А.; Tihomirova A.В статье обозначены важнейшие, на наш взгляд, аспекты в построении вузовского курса сольфеджио у вокалистов, рассмотрены современные научно-исследовательские подходы в области методики преподавания данной дисциплины, а также представлен обзор современных учебных пособий, которые имеют практическую значимость для использования на занятиях по сольфеджио у студентов специальности «пение».
- ItemГармонический ритм в упражнениях по игре на фортепиано в курсе гармонии учреждений среднего специального образования в сфере культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Мещерякова, И. И.; Meshherjakova, IВ статье автор обращается к проблеме гармонического ритма в курсе гармонии, дает определение понятия, основываясь на опыте исследований отечественных и зарубежных музыковедов, обращает внимание на актуальность проблемы. Представлены некоторые из возможных примеров заданий для игры в курсе гармонии, целью которых является попытка упорядочить навыки работы за инструментом с помощью понимания гармонического ритма предлагаемых для игры упражнений.
- ItemГенезис и эволюция камерно - ансамблевых жанров(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Польская, И. И.; Pol'skaja, I.В статье представлена историческая концепция развития инструментальной ансамблевой культуры в музыке XVII–XX вв.
- ItemЗначение чтения с листа как особой формы музицирования пианиста - концертмейстера в классе оркестрового дирижирования(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Килюшина, Т. А.; Kiljushina, T.В статье рассматривается навык чтения нот с листа в контексте деятельности пианиста-онцертмейстера в классе оркестрового дирижирования. В связи с этим раскрывается специфика данного вида музыкально-исполнительской деятельности, выявляются особенности работы по формированию и развитию навыка чтения с листа нотного текста, определяется значение этого навыка как особой формы музицирования в классе оркестрового дирижирования.
- ItemМаримбовая школа Нея Розауро(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Лазовский, А. Н.; Lazovskij, A.Статья посвящена важным сферам профессиональной деятельности известного бразильского перкуссиониста Нея Розауро. Освещается просветительская, методическая и учебная работа музыканта. Особое внимание уделяется описанию способа захвата четырех молоточков, предложенного Розауро. Статья адресована исполнителям и педагогам, желающим усовершенствовать технику игры на ударных инструментах, расширить музыкальный кругозор и развить собственный стиль исполнения.
- ItemМесто и роль дисциплин психолого - педагогического профиля в развитии музыкальных способностей студентов исполнительских специализаций(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Самусенко, А. И.; Samusenko, A.В статье выявлена роль и определено место дисциплин психолого-педагогического профиля как формирующих способность студентов исполнительских специальностей к рефлексии. Именно рефлексия – ничем не компенсируемая способность, которая отвечает за порождение нового знания в сознании индивида и обеспечивает развитие как процесс. Предложены подходы к меж- и внутридисциплинарной интеграции психолого-педагогического цикла, а также формы ее реализации с учетом развития музыкальных способностей студентов исполнительских специальностей.
- ItemМузыкально - эстетическое направление в педагогическом образовании: перспективы кластерного развития(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko, E.В статье рассматриваются новые подходы к музыкально-эстетической подготовке студентов педагогических вузов, предполагающие владение «языками» нескольких видов искусств и широкую образованность в области художественной культуры. Основой для получения этих универсальных знаний становится музыкальное образование от средней школы и детской школы искусств до средних спе- циальных и высших учебных заведений, которые в соединении с театрами, музеями, библиотеками и другими организациями культуры могут составить особый образовательный кластер.
- ItemМузыкальное воспитание одаренных детей: из опыта Казахского национального университета искусств(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Акпарова, Г. Т.; Akparova, G.В статье на примере деятельности Казахского национального университета искусств рассматриваются проблемы музыкального воспитания одаренной личности.
- ItemМузыкальные инструменты в собрании Российского этнографического музея: история, проблемы и перспективы изучения(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Гаджиева, А. А.; Gadzhieva, A.В течение последних 20 лет в рамках работы по переатрибуции старых коллекций удалось идентифицировать значительное количество памятников и воссоздать историю комплектования, атрибуции и презентации коллекций музыкальных инструментов народов северозапада России, Поволжья, Литвы, Южного Кавказа, Средней Азии. В настоящее время изучаются коллекции музыкальных инструментов восточных славян и балканских народов. Результаты исследований используются при формировании новых экспозиций. В планах музея – подготовка научного каталога и организация постоянной выставки – открытого хранения экспонатов.
- ItemО соотношении содержания и формы в духовых стихах(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L.Статья посвящена сложной проблеме соотношения содержания и формы в духовных стихах двух традиций бытования: устной (фольклорной) и письменной (знаменного роспева). В статье анализируются духовные стихи, записанные в фольклорных экспедициях Белорусской государственной академии музыки, а также из крюкового певческого сборника, хранящегося ныне в отделе рукописей Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга (Титов, 1735). Анализ музыкально-поэтической стилистики рассматриваемых образцов приводит автора к выводам об их несомненной общности на уровне как самогó покаянного содержания, так и формы произведений – песенной строфы в мелодии. Духовные стихи объединены общим интонационным комплексом, присущим музыкальной эпохе XV–XVII вв.
- ItemПреломление симфонической концепции в хоровом цикле Бориса Лятошинского "Пять смешанных хоров без сопровождения на слова Максима Рыльского"(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Волосянчук, Х. Р.; Volosjanchuk, H.В статье рассматривается проекция симфонической концепции на один из поздних хоровых циклов Б. Лятошинского – «Пять смешанных хоров без сопровождения на слова Максима Рыльского» op. 64. Анализируется соответствие отдельных хоров частям симфонии (на формальном и семантическом уровнях), а также соответствие предложенной М. Арановским симфонической концепции и драматургии цикла Лятошинского.
- ItemПсихолого - педагогический аспект подготовки пианиста к концертному выступлению в классе профессора М. А. Бергера в контексте традиций русской фортепианной школы(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Лебедева, А. Е.; Lebedeva, A.На примере педагогической деятельности профессора кафедры специального фортепиано Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского М. А. Бергера рассматривается проблема подготовки пианиста к концертному выступлению, его эмоциональная и психологическая устойчивость к стрессовой ситуации.
- ItemРазвитие творческих способностей пианиста в классе Н. А. Шацкой(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Шацкая, В.; Shackaja, V.Статья посвящена педагогической деятельности одного из ведущих фортепианных педагогов Беларуси Натальи Антоновны Шацкой, проработавшей свыше двадцати лет в Средней специальной музы- кальной школе при Белорусской государственной консерватории. В статье рассматриваются методы работы Шацкой с учениками на начальном этапе обучения: процесс работы над звуком, художествен ным образом, метром и ритмом, метод педагогического показа.
- ItemРоль невербальных средств коммуникации в испонительской деятельности пианиста(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Ким, Т. А.; Kim, T.Невербальная коммуникация в исполнительских видах искусства помогает передавать информацию, отражающую образно-эмоциональное содержание художественного произведения, дополняя и кон- кретизируя его при помощи невербальных средств – мимики, взглядов, жестикуляции, позы, интонаций. Статья посвящена изучению невербальной коммуникации как аспекта деятельности музыканта, выяв- лению ее роли в исполнительском искусстве пианиста.
- ItemРукописное наследие З. В. Эвальд по материалам Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Наумова, К. Ю.; Naumova K.Предметом статьи являются рукописные нотные расшифровки фонографических записей, выполненные Зинаидой Викторовной Эвальд по результатам экспедиций. Впервые в процессе изучения материалов было сделано системное описание рукописного собрания нотаций Эвальд. В ходе текстологического изучения нотаций Эвальд на примере материалов музыкального фольклора Заонежья были выявлены общие свойства рукописей как собрания, отмечены разновременные этапы его создания, характер и особенности изменения почерка Эвальд, проведена типология имеющихся рукописных материалов.
- ItemСвятослав Рихтер: "Моими учителями были папа, Нейгауз и Вагнер"(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Жукова, Л. М.; Zhukova, L.В статье прослеживается творческое становление выдающегося пианиста современности Святослава Рихтера в детские и юношеские годы, когда его природное музыкальное дарование обретало свой неповторимый художественный облик. Важным фактором этого процесса было духовное влияние отца, открывшего сыну художественный мир Р. Вагнера. Определяющими в судьбе С. Рихтера стали годы учебы у Г. Г. Нейгауза. Рассматривается природа художественного универсализма С. Рихтера, истоки которого и восходят к вагнеровской концепции Gesamtkunstwerk.