Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 62
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 62 by Title
Now showing 1 - 17 of 17
Results Per Page
Sort Options
- ItemВклад Л. И. Черняка в становление белорусской домровой школы(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Бутор, И. Ю.; Butor, I. Ju.В центре внимания автора статьи – творческая и педагогическая деятельность Леонида Ивановича Черняка, профессора кафедры струнных народных инструментов Белорусской государственной академии музыки. Рассматриваются его роль в становлении и развитии отечественной профессиональной домровой школы, отдельные положения авторской методики обучения игре на домре.
- ItemВоплощение теоретических концепций Н. Дилецкого в его восьмиголосной "Вечерне"(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Митюшникова, Е. В.; Mitjushnikova, E. V.В статье представлен анализ восьмиголосного цикла «Вечерня» композитора Виленской партесной школы Н. Дилецкого. Концерты, которые входят в состав цикла, принадлежащего к униатской и православной традиции, демонстрируют претворение барочного стиля в творчестве композиторов Беларуси XVII – первой половины XVIII в.
- ItemЗападные традиции в китайской фортепианной музыке и их преломление в произведениях Чу Ванхуа(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Пэй Чэньжу; Pjej Chjen'zhuВ статье рассматриваются вопросы претворения традиций западноевропейского искусства в фортепианной музыке китайских композиторов. В качестве репрезентативных были выбраны сочинения Чу Ванхуа, поскольку в них проявляют себя ключевые маркеры западной музыки, которые последовательно выявляются в произведениях самых разных жанров.
- ItemИммерсивный оперный спектакль в современном музыкально-театральном искусстве(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Чжан Шуньли; Chzhan Shun'liВ статье рассматривается одно самых неоднозначных явлений современного музыкально-театрального искусства – иммерсивный оперный спектакль, сформировавшийся в результате активного внедрения инновационных аудиовизуальных технологий и агрессивной коммерциализации искусства. Специфика этой разновидности оперы раскрывается в контексте эволюции оперного жанра.
- ItemИнтерпретация образа шута в балетах И. Стравинского "Петрушка" и "Пульчинелла"(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Собалевич, Е. С.; Sobalevich, E. S.В статье исследуется образ шута в балетах И. Стравинского «Петрушка» (1911) и «Пульчинелла» (1920) в контексте смеховой культуры. Анализируются традиции русского балаганного театра и итальянской commedia dell’arte, выявляется национальная специфика балетов, рассматриваются проявления общих принципов музыкального комизма.
- ItemКонцерт для фортепиано с оркестром в творчестве китайских композиторов: к вопросу о национальной специфике жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Пань Итин; Pan' ItinВ статье на примере шести произведений, созданных в ХХ–ХХI вв., рассматривается процесс становления и развития жанра фортепианного концерта в китайском композиторском творчестве. Анализ композиционно-тематического своеобразия и образного содержания концертов позволил выявить основные типологические черты жанра. Исследование особенностей исторического развития композиторского творчества и процесса адаптации западноевропейских традиций жанра в китайской композиторской практике позволило сделать вывод о формировании национальной модели жанра фортепианного концерта.
- ItemМузыка китайских композиторов для кларнета: особенности бытования и развития(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Лю Юнчжи; Lju JunchzhiВ центре внимания автора статьи – китайская кларнетовая школа. Рассматриваются вопросы ее периодизации, а также особенности сочинений китайских композиторов для кларнета
- ItemНекоторые аспекты психологической подготовки студентов к концертному выступлению(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Некрасова, М. А.; Nekrasova, M. A.В статье рассматриваются вопросы концертной деятельности студентов. Анализируется психологическое состояние музыкантаисполнителя во время выступления, определяются пути и предлагаются практические приемы преодоления сценического волнения
- ItemОбразно-содержательная сфера струнных квартетов М. Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Серафинович, Р. И.; Serafinovich, R. I.Статья посвящена особенностям музыкальных образов в струнных квартетах М. Вайнберга и процессам их исполнительской реализации. Особое внимание уделяется авторской трактовке жанра и подходам композитора к его образному содержанию.
- ItemОтражение основных фактурных приемов немецких композиторов-романтиков в органных сонатах Э. Г. Фермана(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Голубцова, А. С.; Golubcova, A. S.В статье рассматривается творческий путь немецкого органиста второй половины XIX в. Эрнста Ганса Фермана. Его произведения являются отражением основных направлений развития немецкой романтической органной сонаты. Анализируются различные фактурные приемы, использующиеся в сочинениях Фермана и характерные для органных сонат немецких композиторов-романтиков
- ItemСодержание(2024) Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 62
- ItemСтановление национальных педагогических школ цимбального исполнительства в Беларуси, Венгрии и Германии после Второй мировой войны(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Бельмач, Т. А.; Bel'mach, T. A.Статья посвящена проблеме становления педагогических школ цимбального исполнительства в Беларуси, Венгрии и Германии. Сравнительно-исторический анализ этнокультурных условий функционирования инструментов в названных странах после Второй мировой войны выявляет общие векторы данного процесса: введение цимбал в государственную трехступенчатую систему профессионального музыкального образования, формирование национальных педагогических кадров, издание специальной учебно-методической литературы, производство инструментов, привлечение композиторов к созданию музыки для цимбал.
- ItemТеатрализация романса в творчестве белорусских композиторов конца XX- века начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2024) У Дунсюань; U Dunsjuan'В статье рассматривается взаимодействие жанра романса с перформансом, которое демонстрирует новую тенденцию в белорусской камерной вокальной лирике (в частности в жанре романса), связанную с театрализацией композиций. На примере сочинений C. Кортеса, В. Кузнецова, В. Копытько, А. Безенсон и других композиторов представлены различные варианты театрализации камерных вокальных жанров, раскрыты ее выразительные возможности и приемы.
- ItemТри издания "Школы" И. И. Жиновича: анализ изменений и дополнений(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Прадед, В. А.; Praded, V. A.«Школа для белорусских цимбал» И. И. Жиновича (1948) – первый учебник по игре на реконструированных хроматических белорусских цимбалах. Труд выдержал два переиздания, научными редакторами которых выступили ученики и последователи Жиновича – Е. П. Гладков (1974) и Т. П. Сергеенко (1993). В статье сравниваются три издания «Школы», выделяются сформулированные ее автором положения, со храняющие свою актуальность и практическую значимость
- ItemФормирование традиций оркестрового исполнительства на ударных инструментах. Малый барабан(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Бекназарян, А. А.; Beknazarjan, A. A.В статье рассматриваются ключевые моменты развития и трансформации роли ударных инструментов в целом и малого барабана в частности в симфоническом оркестре. Прослеживается краткая историческая ретроспектива роли малого барабана от аккомпанирующего до сольного инструмента. Свои заключения автор сопровождает музыкальными примерами, подтверждающими важную роль малого барабана в симфонической партитуре
- ItemФортепианные транскрипции Чжан Чао: к проблеме воплощения авторского стиля(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Лю Чэньюй; Lju Chjen'jujВ статье рассматривается воплощение авторского стиля на примере фортепианных транскрипций китайского композитора Чжан Чао, выявляются их фактурные средства и стилистические особенности.
- ItemЧерты ориентализма в операх Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй" и "Турандот"(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Чжу Жуйтин; Chzhu ZhujtinВ центре внимания автора – проблема музыкального ориентализма в контексте культурного диалога «Восток – Запад». В статье выявляются черты ориентализма в операх Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй» и «Турандот»