Работы победителей второго конкурса
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Работы победителей второго конкурса by Title
Now showing 1 - 12 of 12
Results Per Page
Sort Options
- ItemИнтерактивная игра брейн-ринг «Музыка роднай краіны»(Гомель, 2024) Калинушкина, Ж. А.; Kalinushkina, Zh. A.Интерес к обучению напрямую влияет на результат. Музыкально-теоретические дисциплины не вызывают такого интереса и восторга, как нам хотелось бы. А учителю-теоретику нужно не только обучать музыкальной грамоте, развивать музыкальные способности учащихся, воспитывать высокохудожественный вкус, но и показывать результаты на олимпиадах и конкурсах, вести профориентационную работу. И желательно, чтобы это сопровождалось положительными эмоциями ученика. Пассивное обучение вызывает скуку и не приводит к желаемым результатам. Данная методическая разработка обращает внимание на интерактивный метод обучения, ориентированный на широкое взаимодействие учеников с учителем и друг с другом, с преобладанием активности обучающихся в процессе обучения. Представленная интерактивная игра брейн-ринг «Музыка роднай краіны» в ненавязчивой форме поможет учителю развить у подрастающего поколения интерес к белорусской музыкальной культуре, научит добывать и использовать информацию, раскроет творческий потенциал каждого ученика. Работа будет полезна педагогам, которые хотят видеть на своих занятиях активных и заинтересованных учеников.
- ItemКак заинтересовать юных цимбалистов заниматься в детской музыкальной школе искусств(Минск, 2022) Лысковец, В.М.; Lyskovec, V. M.Предлагаемая работа посвящена важной теме, связанной с мотивацией и поддержанием интереса у детей к обучению в ДМШИ. Работа основана на результатах моего 17-летнего опыта преподавания в классе цимбал ДМШИ № 1 г. Минска им. Л.П.Александровской. В данной работе: 1) я предлагаю пути и методы, которые могут вызвать и поддержать интерес юных цимбалистов к занятиям в музыкальной школе искусств, а именно: подбор музыки по слуху на инструменте и голосом, чтение нот с листа, игра в ансамбле; 2) рассказываю о применении в своей практической работе различных заданий, упражнений, направленных на общее музыкальное развитие, обучение элементарным навыкам импровизации и сочинения музыки, синтеза музыки с другими видами искусства – такими как театр, поэзия и хореография. Мой личный опыт говорит о важности роли учителя не только в деле обучения игре на цимбалах, но и о важности всестороннего музыкально-эстетического развития ребѐнка в классе специальности, в том, чтобы этот процесс стал эмоциональным и творческим
- ItemМетодологические принципы изучения памятнтков хоральной традициии Беларуси XVII – XVIII веков в курсе "Белорусской музыкальной литературы"(Минск, 2024) Мартынюк, Т. В.; Martynjuk, T. V.В свете актуальных тенденций современного образования важное значение имеет патриотическая направленность в обучении учащихся средних специальных учебных заведений. Этот вектор обозначен в постановлении Совета Министров Республики Беларусь «О Программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы» от 29 декабря 2021 года, в котором одной из главных задач является «историко-культурное воспитание, популяризация отечественной истории, распространение научно обоснованной информации об историко-культурном наследии, … важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности». Данная методическая работа посвящена изучению артефактов историко-культурного наследия Беларуси – памятников хоральной традиции XVII – XVIII веков. Знакомство с ранее неизвестными фактами о развитии музыкальной культуры Беларуси, с сохранившимися нотными рукописями с записями григорианских песнопений повышает интерес у учащихся к изучению исторического наследия родного края, способствует формированию личности, обладающей качеством патриота свой страны. В методической работе отражены основные этапы становления и развития традиции ригорианского пения в Беларуси в XIV – XVIII века, проанализирована деятельность цистерцианцев и бернардинцев на наших землях, приведено описание двух нотных рукописей – Цистерцианского Градуала из Кимбаровки XVII века и Бернардинского Антифонария из Будслава XVIII века. В Приложении представлена презентация этих памятников, позволяющая наглядно ознакомится с ценными историко-культурными артефактами нашей страны. Материалы методической работы предназначены для использования в учебном предмете «Белорусская музыкальная литература», который изучается в средних специальных учебных заведениях. Также материалы могут быть внедрены в курсы высших учебных заведений – «История белорусской музыки», «Музыкальная палеография», «Музыкальное источниковедение» и «Сольфеджио».
- ItemПедагогические и профессионально-ориентированные методы преподавания учебного предмета «Анализ музыкальных произведений»(Новополоцк, 2024) Васильева, В. Н.; Vasil'eva, E. N.Тема эффективного обучения стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований, направленных на разработку специализированных комплексных программ. Эта задача особенно актуальна в связи с процессами дифференциации и профилизации современного образования, особенностями восприимчивости к обучению «поколения Z». Для создания прочных базовых навыков по новым учебным предметам, необходимо выстроить систему их взаимодействия с уже имеющимися. Поэтому в русле обучения музыкально-теоретическим предметам в ССУЗЕ, на наш взгляд, необходима их интеграция с комплексом профильных дисциплин той или иной специальности. Интеграция дает возможность, с одной стороны, преодолев разобщенность знаний по предметам, сформировать у учащихся целостное представление о явлениях и объектах, с другой – высвобождаемое учебное время использовать для практической работы и осуществления профильной специализации. Данная методическая разработка направлена на повышение качества подготовки учащихся музыкальных колледжей и колледжей искусств по учебному предмету «Анализ музыкальных произведений». В ней обобщен десятилетний опыт применения современных педагогических технологий, методов, принципов междисциплинарной интеграции, позволяющий усовершенствовать организацию преподавания и усвоение знаний по музыкально-теоретическим предметам для учащихся различных специальностей. Некоторые приемы ориентированы на особенности восприятия нового поколения обучающихся. В работе рассмотрен метод профессионально ориентированного анализа в обучении по специальности «Дирижирование (академический хор)». Работа может быть полезна преподавателям музыкально-теоретических предметов творческих ССУЗов, преподавателям и учащимся специальности «Хоровое исполнительство».
- ItemПрезентация как форма опроса учащихся на уроках музыкальной литературы на примере темы «Композиторы эпохи классицизма»(Минск, 2024) Нигреева, И. В.; Nigreeva, I. V.В методической разработке «Презентация как форма опроса учащихся на уроках музыкальной литературы на примере темы «Композиторы эпохи классицизма»» рассматривается возможность применения в качестве формы опроса на уроке музыкальной литературы выступлений учащихся с презентацией по выбранной теме. Самостоятельная работа над созданием презентации расширяет кругозор учащихся, формирует слуховую базу для изучения соответствующих тем в курсе зарубежной музыкальной литературы, развивает интерес к музыкальной культуре в целом, что является актуальным для всего учебного процесса. В данной методической разработке приведены примеры работы учащихся над презентациями по темам: «Классицизм», «Венская классическая школа», «Йозеф Гайдн. «Лондонские симфонии», «Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро», «Людвиг ван Бетховен. Фортепианные сонаты» и их использование в качестве формы опроса по пройденным темам в группе V класса 7-летнего обучения. Представленная работа может быть полезна учителям ДМШИ и ДШИ в практической работе на уроках музыкальной литературы
- ItemПроектно-исследовательская, творческая и воспитательная деятельность учащихся в детской музыкальной школе искусств(Минск, 2024) Вашкевич, Е. В., Спариш, В. И.; Vashkevich, E. V., Sparish, V. I.Перед учителем в музыкальной школе стоит проблема донести нужную информацию до современных детей. Меняются способы воздействия на цифровое поколение. Помимо образовательных проектов для развития гармоничной, воспитанной и образованной личности ребенка в рамках деятельности детской музыкальной школы искусств большая роль уделяется воспитательным аспектам обучения. Участие в проектах, исследованиях, тестированиях, играх вызывает повышенный интерес учащихся к предмету музыкальная литература. Использование Интернет-ресурсов, цифровых технологий происходит в направленном учителем русле, что способствует вовлечению в обучающий процесс. Образовательные, воспитательные, творческие проекты, такие как «Дети Беларуси помнят», «день Мамы», «Неделя родительской любви», «Новогодние встречи» способствуют развитию творческих возможностей учащихся. Творчески-исследовательский проект «Интерактивная арфа» раскрывает потенциал каждого ребенка, который может представить себя в качестве блогера, исследователя, лектора, видеорежиссера. Тестирование «По дороге знаний. Изучаем творчество П.И.Чайковского» в рамках гуманитарного культурно-образовательного проекта «П.И.Чайковский – душа русской музыки», организованный нашей школой, помогает не только проверить полученные знания, освоенность материала, но и получить новую информацию, расширить кругозор учащихся. Соревнования, игры, квизы также являются инновационными формами работы с учащимися. «Арфийские игры» – онлайн викторина, командная игра, в которой с помощью интернет-платформы могут принять участие учащиеся с других городов и даже стран. Это расширяет межкультурные (международные) связи. В таких играх раскрываются творческие, интеллектуальные способности учащихся. Умение взаимодействовать в команде, знание материала, музыкальность, эрудированность приводят к победе. Все эти проекты, исследования направлены на развитие коммуникативных, творческих способностей учащихся музыкальной школы. Вовлеченность детей в обучающий процесс и восхищение родителей, это тот результат, к которому приводят авторы данного исследования. Ведь, возможность посмотреть на «YouTube» канале себя или своего ребенка, дипломы – результат совместной работы учеников и учителей.
- ItemРабота над выразительностью интонирования мелодии на примере произведения Е. Гигевич «Адажио»(Минск, 2024) Митрахович, Т. М.; Mitrahovich, T. M.Пожалуй, самой сложной областью исполнительства на фортепиано является выразительное, певучее исполнение кантиленных (лирических) произведений. Абсолютное большинство педагогов в работе с учащимися уделяют воспитанию этого навыка много времени и сил. Умение «петь» на рояле — одна из важнейших сторон техники пианиста. Поэтому в своей методической разработке я попытаюсь дать определение понятиям «интонация» и «интонирование» на фортепиано и показать наиболее важные моменты работы над интонированием мелодии на примере произведения Екатерины Гигевич «Адажио» из сюиты для фортепиано из детского балета по мотивам сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель». Методическая разработка предназначена для учителей детских школ. искусств.
- Item«Рождественское сольфеджио»(Минск, 2024) Новик, И. В.; Novik, I. V.«Рождественское сольфеджио» является авторской методической разработкой по использованию современных рождественских и новогодних песен на уроках сольфеджио во второй четверти (декабрь) 1-7 классов ДМШИ. Учитывая пройденные темы, для каждого класса приведены примеры одноголосных песен для исполнения с текстом. Начиная с третьего класса введѐн раздел с двухголосными песнями, а также мелодии с аккордовой цифровкой, которую может играть как учитель, так и сами учащиеся. Перед каждым музыкальным примером есть пояснение, что именно будет отрабатываться в данной песне: тональность, размер, интонационная работа над интервалами, аккордами, виды мелодического движения, ритмические особенности и т.д. Тональности песен не всегда совпадают с оригинальным вариантом, так как изменены в соответствии с теми тональностями, которые учащиеся проходят в том или ином классе. В методической разработке также представлены примеры письменных заданий на основе изученных песен: ритмизация текста; группировка длительностей; вставка пропущенных нот, интервалов, аккордов; транспозиция фрагментов мелодий. А также предложены варианты диктантов: мелодический, ритмический, диктант с ошибками, диктант-мозаика. Данная методическая разработка может быть использована как пособие для учителей на декабрьских уроках по сольфеджио. Песни и письменные задания распределены по классам приблизительно, и могут быть перенесены на другой год обучения, с учѐтом пройденных тем и уровня подготовки учащихся. Работа по использованию современных рождественских мелодий автором ведѐтся только три года, и в дальнейшем планируется быть расширена и дополнена
- ItemСпецифика работы с хором мальчиков в ДМШИ: методические рекомендации по работе в период мутации, репертуар, концертная деятельность(Минск, 2024) Абрамович, Е. И.; Abramovich, E. I.Методическая разработка ориентирована на дирижеров, работающих с хорами мальчиков в ДМШИ. Содержит методические указания и рекомендации по работе с хором мальчиков на основе собственного педагогического опыта работы с хором мальчиков «Кантус» ДМШИ №19 г.Минска. В работе говорится о специфике работы с хором мальчиков в ДМШИ, о трудностях, возникающих в работе с данным видом исполнительского коллектива (период мутации, репертуар, концертная деятельность), указываются возможные варианты их решения. Целью работы является предоставление научных данных и методического материала, доказывающих возможность развития исполнительской активности хоров мальчиков на разных этапах классификации их голоса, а также обобщение опыта по работе с мальчиками в период мутации, способствующего становлению творчески-нравственных и гражданско-патриотических качеств будущего поколения средством выбора соответствующего репертуара хора и его концертной деятельностью.
- ItemТестовые задания по теории музыки в ДШИ(Гомель, 2024) Левченко, Е. С.; Levchenko, E. S.Настоящая методическая работа посвящена проблеме современного музыкального образования и одной из форм контроля знаний – тестированию. Даны конкретные примеры тестовых заданий по предмету элементарной теории музыки (и сольфеджио) для младших и старших классов детских школ искусств. Работа адресована учащимся и преподавателям детских школ искусств, абитуриентам и первокурсникам ССУЗов. Тесты могут быть использованы на уроках сольфеджио для проработки какой-либо темы, в качестве олимпиадных заданий для ДШИ, как дополнительные упражнения для абитуриентов и первокурсников музыкальных училищ/колледжей. Тестовые задания были апробированы на подготовительных курсах УО «Гомельский государственный колледж искусств им.Н.Ф.Соколовского» и на дистанционных олимпиадах Российской лиги творческих инициатив (РЛТИ, Россия, Санкт-Петербург).
- ItemФеномен транскрипции в исполнительском искусстве. Авторские транскрипции для скрипки произведений современных белорусских композиторов в детской музыкальной школе.(Минск, 2024) Новикова, В. А.; Novikova, V. A.Методическая разработка на тему «Феномен транскрипции в исполнительском искусстве. Авторские транскрипции для скрипки произведений современных белорусских композиторов в детской музыкальной школе» состоит из аннотации, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем методической разработки составляет 28 страниц, в том числе приложения – 12 страниц. Список использованных источников включает 12 наименований. Проведенное исследование показало, что феномен транскрипции продолжает развиваться в современном исполнительском искусстве и функционирует в различных видах. Анализ концертного и конкурсного репертуара произведений белорусских композиторов для скрипки (сольное и ансамблевое музицирование) для учащихся детских музыкальных школ выявил необходимость создания авторских транскрипций белорусской музыки в целях обогащения репертуара и знакомства слушателей с наследием национальной композиторской школы. Практическая значимость методической разработки Представленные в методической разработке выводы, а также авторские транскрипции могут найти практическое применение в образовательном процессе детских музыкальных школ искусств, в концертной и конкурсной деятельности учащихся и учителей, а также авторские переложения и обработки могут войти в сборники белорусской музыки для музицирования в детских музыкальных школах искусств Республики Беларусь.
- ItemХоровой театр как явление современной музыкальной культуры(Молодечно, 2024) Карчмит М.А., Karchmit, M. A.Методическая разработка «Хоровой театр как явление современной музыкальной культуры» выявляет проблему ухода общества от духовных и культурных ценностей в современном искусстве и предлагает обратить внимание на феномен хорового театра, как связующее звено между «серьѐзной» музыкой и массовой культурой. Освещаются вопросы современного хорового исполнительства и важности введения в него инновационных форм; интеграции хорового театра (либо его элементов) в образовательный процесс ССУЗов; развития творческого потенциала учащихся разных ступеней образования. Данная работа может быть полезна культурологам, искусствоведам, музыковедам, так как в Беларуси, насколько мне известно, пока нет развѐрнутых исследовательских трудов в области хорового театра. Упражнения тренинга могут стать практическим пособием с методическими рекомендациями для руководителей хоровых и вокальных коллективов, учителей ДШИ и ДМШ, преподавателей музыкальных колледжей. Возможно использование немного адаптированных материалов в работе с детьми с особенностями психофизического развития для их раскрепощения, вокального и творческого развития.