Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 35
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 35 by Title
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemАреалогия обрядовых напевов Ровненско - Брестского пограничья(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Рыбак, Ю.; Rybak, Ju.На основе многочисленных музыкально-этнографических материалов автором, исследуется переходная зона между Ровненской и Брестской областями. Предметом изучения выступают локально воеобразные обрядовые песни, которые анализируются на уровне типологии и мелогеографии. В результате определяется диалектная структура исследуемой территории, выдвигаются гипотезы относительно этнокультурных процессов в этом регионе.
- ItemАспекты фортепианного просветительства в контексте музыкальной социологии и экологии музыкальной культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Иванова, Т.; Ivanova, T.Реалии культурно-кризисной ситуации, вписанные в общий контекст системы «человек – природа – общество», требуют поиска средств ее локализации. Одну из первопричин указанной проблемы не- обходимо искать в упадке духовно-нравственного состояния общества. В связи с этим актуальное значение приобретает музыкальнопросветительская деятельность, обладающая воспитательной функцией и направленная на развитие музыкальных потребностей и вкусов.
- ItemБелорусская камерно - инструментальная музыка XX - XXI вв. как объект исследования (обзор источников)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лисова, Е.; Lisova, E.У артыкуле абгрунтавана канцэпцыя непарыўнасці музычна-гістарычнага працэсу, які разгортваўся ў Беларусі на працягу Х – ХХІ стст. Вызначаны важнейшыя тыпалагічныя якасці, што забяспечваюць пераемнасць традыцый у айчынным музычным мастацтве і культуры.
- ItemВ. М. Эпштейн о психологической подготовке учащихся к выступлению на эстраде(2015) Шацкая, В.; Shackaja, VВ предлагаемой статье изложены основные советы В. М. Эпштейна о психологической подготовке учащихся к выступлению на эстраде, включающей четыре этапа: 1) работа над содержанием произведения; 2) организация мышления исполнителя; 3) подготовка ученика в период, близкий к выступлению; 4) период, связанный с психологическим состоянием учащегося в день концерта и непосредственно на сцене.
- Item"Вечно живые": о сохранении культурной памяти о Холокосте в советской музыке в период 1943 - 1961 гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И.; Dvuzhil'naja, I. F.Предметом исследования статьи является первый период в мемориализации трагедии Холокоста в советской музыке (1943 – 1961). Акцентируется внимание на контексте возникновения анализируемых сочинений («Детские песни» М. Вайнберга, Второе фортепианное трио Д. Шостаковича, Симфония № 1 Д. Клебанова, «Вечно живые» Г. Вагнера, «Колыбельная Бабьему Яру» Р. Боярской на стихи О. Дриза).
- ItemВзаимодействие фактурных пластов в произведении для хора a cappella "Поучения старца Зосимы" В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пескин, А.; Peskin, A.В статье рассматривается специфика взаимодействия фактурных пластов в произведении для хора a cappella «Поучения старца Зосимы» В. Кузнецова. Вводятся понятия «расположение пласта», «перенаправление взаимодействия пластов» и разъясняется их смысл в контексте соотношения фактурных компонентов. Одновременно обращается внимание на различные условия звуковысотных систем.
- ItemДа пытання тыпалогіі карагодна - гульнявых напеваў Днепра - Дзвінскай этнакультурнай зоны(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Бярковіч, Т.; Bjarkovіch, T.У артыкуле разглядаюцца пытанні тыпалогіі беларускіх карагоднагульнявых напеваў. Вылучаюцца два асноўныя падыходы, адзін з якіх заснаваны на апісанні тыпаў карагодаў як сінкрэтычнага комплексу, другі – на вывучэнні песенна-меладыйных тыпаў напеваў. Карагодныя напевы дубровенска-мсціслаўска-руднянскіх тэрыторый Днепра-Дзвінскай этнакультурнай зоны ўпершыню раскрыты з пазіцыі тыпалагіч- нага адзінства і вылучаны ў лакальную групу.
- ItemДиалектные свойства мышления северобелорусских традиционных музыкантов(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ромодин, А.; Romodin, А.В статье рассматривается проблема существования музыканта в локальной традиции. Творческое мышление включает в себя специальные умения, знания, а также индивидуальные свойства исполнителей. Рассматриваются отдельные регионы северобелорусской музыкально-этнографической традиции. Особое место отводится изучению творчества северо-восточных – псковских, тверских, смоленских – музыкантов.
- ItemДокументация Оскара Кольберга, посвященная музыкальной этнокультуре Беларуси, и исследования других польских ученых XIX в., изучавших музыкальные традиции восточных славян(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Новак, Т.; Novak, T.Деятельность Оскара Кольберга была основана на достижениях предыдущих поколений польских ученых, чьи исследования изначально были ориентированы на территории современной Литвы, Украины и Беларуси. Неудивительно, что эти территории заинтересовали Кольберга. Однако, в отличие от своих предшественников, исследователь записывал мелодии песен и танцев в беспрецедентных с точки зрения количества масштабах. К сожалению, белорусские коллекции Кольберга не публиковались до середины ХХ в. Том «Białoruś – Polesie» появился в рамках проекта по изданию всех работ Кольберга в 1968 г. Составляя первое крупное собрание записей песен и инструментальной музыки, собранных на территории Беларуси, транскрипции Кольберга позволяют диахронно исследовать традиционный музыкальный репертуар и его трансформацию. В современном польском обществе эта монография Кольберга оказывает очень важное влияние на формирование представлений о белорусской традиционной культуре.
- ItemК вопросу об эволюции гармонического мышления в музыке китайских композиторов 2000-х гг. (на материале сочинений для саксофона)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Гэ Мэн; Gje MjenВ статье анализируется гармоническая организация двух наиболее известных и значительных произведений современных китайских композиторов для саксофона – программной пьесы для квартета саксофонов «Юань» (2008) Лиан Лея и концерта для саксофона и китайского народного оркестра «Открытая тайна» (2009) Тянь Лейлей. Делается вывод об органичном сочетании национальных музыкальных элементов с европейскими гармоническими техниками ХХ в.
- ItemК проблеме исследования оперного текста(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пилатова, И.; Pilatova, I.Статья посвящена обзору научных подходов к исследованию оперных текстов. Проведена систематизация существующих методов анализа составляющих оперное произведение текстовых уровней, а также предложена собственная классификация методов комплексного подхода к изучению текстов музыкально-театральных произведений.
- ItemЛитовские формульные песни и формульные сказки: исполнительский аспект(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Шаркайте-Вилюмс, Л.; Sharkajte-Viljums, L.В статье анализируются литовские формульные сказки и формульные песни, их особенности и строение. Для исполнения сказок, чередующего речитацию и декламацию, предложено название промежу- точного исполнения, сказки с песенными вставками или произведения, в которых одна часть рассказывается, а другая поется, названы промежуточными формами. Рассмотренный в статье исполнительский аспект формульных произведений отчетливо показывает их ключевую особенность, а именно включенность в две разновидности фольклорного исполнения – песенную и повествовательную.
- ItemМалітва "К тебе, о Матерь Пресвятая" у спеўных практыках носьбітаў беларуская этнапесеннай традыцыі(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Чарнова, К.; Charnova, К.У артыкуле разглядаюцца этнафанійныя версіі малітвы «К Тебе, о Мати пресвятая» М. Гогаля. У сувязі з пытаннем фалькларызацыі аўтарскіх твораў аналізуюцца вуснатрадыцыйныя варыянты малітвы, якія зафіксаваны ў розных рэгіёнах Беларусі падчас экспедыцый Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі.
- ItemМузычная культура Беларусі як працэс (дыялектыка разломаў і сувязей гісторыка - стылявых эпох)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Дадзіёмава, В.; Dadzіjomava, V.У артыкуле абгрунтавана канцэпцыя непарыўнасці музычна-гістарычнага працэсу, які разгортваўся ў Беларусі на працягу Х – ХХІ стст. Вызначаны важнейшыя тыпалагічныя якасці, што забяспечваюць пераемнасць традыцый у айчынным музычным мастацтве і культуры.
- ItemНеизвестный тип жнива на территории русско - белорусского пограничья(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Енговатова, М.; Engovatova, М.Статья посвящена характеристике типа жнивных песен, зафиксированного на территории русско-белорусского пограничья экспедициями Российской академии музыки им. Гнесиных в 1980 – 90-е гг. До это го на данной территории исследуемый тип напева не был известен. В статье рассматривается специфика ритмического и звуковысотного строения напевов данного типа, осуществляется его сравнительный анализ с украинским типом жнива, а также с «поозерским», представляющим основной контекст выявленного напева. Отмечается, что специфика функционирования типа на данной территории проявляется в координации напева с несколькими ритмическими формами. Ареал характеризуется как островной, удаленный от основной украинской территории.
- ItemНекоторые аспекты появления и распостранения колёсной лиры в странах Европы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Баранкевич, Л.; Barankevich, L.Статья посвящена вопросу появления колёсной лиры на европейских землях, в том числе на территории Великого княжества Литовского. Отмечается терминологическая пестрота по отношению к названию инструмента «колёсная лира», выдвигается гипотеза о двух векторах в ее распространении на белорусской территории: через Польшу и через страны Северной Европы, в том числе Швецию. Подчеркивается значение исторического контекста в изучении сложных вопросов зарождения и эволюции музыкального инструментария наших предков.
- ItemО технике аккордеонных транскрипций: теория и практика(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Скачко, Л.; Skachko, L.Статья посвящена вопросам техники аккордеонных транскрипций в контексте проблем адаптации для аккордеона произведений, изначально написанных для других инструментов. С этой целью выявляются технико-конструктивные и темброво-акустические возможности аккордеона, которые определяют круг сочинений, используемых для аккордеонных транскрипций (баянная, органная, клавесинная, форте- пианная и камерно-ансамблевая /оркестровая/ музыка). На основе анализа транскрипций ведущих современных аккордеонистов автор приходит к выводу о том, что техника аккордеонной транскрипции во многом зависит от исполнительского уровня конкретного музыканта-транскриптора.
- ItemОб укрупнении концептов этномузыкологических "вхождений" в сферу музыкально - вербальных воплощений белорусской этнопесенной эпики(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Якименко, Т.; Jakimenko, T.В центре статьи – возможности познавательного опыта науки в изучении музыкально-вербальных воплощений эпики в устнотрадиционной песенности белорусов. Подчеркивается важность диалога кон- кретно-научных и философских подходов при решении данных вопросов.
- ItemОбрядовые напевы Мараморощины в контексте этнокультурного пограничья(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пелина, А.; Pelina, A.В статье рассматриваются ареалы распространения обрядовых напевов (свадебных и колядных) в пределах исторической зоны Мараморош. Обнаружено, что по показателям двустрочных колядок (5+5+32) и свадебных напевов территория делится на два больших образования: высокогорный и низкогорно-долинный, которые по характеру перехода формируют «стыковой» тип границы. В то же время между этими двумя диалектными группами образуется «переходный» тип границы (рассматривается на примере однострочных колядок 5+5+4).
- ItemПроблема времени в опере малой формы и особенности хронотопа монооперы В. Кузнецова "Записки сумашедшего"(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Буряк, А.; Burjak, А.Статья посвящена вопросам художественного времени в современной опере малой формы. На базе философских, литературоведческих, искусствоведческих и музыковедческих исследований обнаруживаются типологические параметры художественного времени, анализируется хронотоп монооперы В. Кузнецова «Записки сумасшедшего».