Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 35
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 35 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemРеформа Гвидо и невменное письмо в условиях диастематики(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Шиманский, Н.; Shimanskij, Н.В статье рассматриваются переходные явления в литургической музыке Средневековья, связанные с возникновением элементов письменной фиксации хоральных текстов. С точки зрения типологического подхода анализируются нововведения Гвидо Аретинского, среди которых пространственное упорядочивание невм, введение шести слоговых обозначений музыкальных качеств, установление функций тона и полутона, разработка приемов удобного составления мелодии, а также терцовый принцип расчленения вертикали.
- Item"Фейные сказки" Николая Черепнина: к вопросу об интерпретации детских образов в творчестве композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Гао Юнь; Gao Jun'Музыкально-эстетические взгляды Н. Черепнина, талантливого русского композитора начала ХХ в., рассматриваются в контексте произведений, связанных с детской тематикой. Среди них вокальный цикл «Фейные сказки», в котором преломляются стилевые искания музыканта в области вокального интонирования и поисков средств музыкальной выразительности.
- ItemОб укрупнении концептов этномузыкологических "вхождений" в сферу музыкально - вербальных воплощений белорусской этнопесенной эпики(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Якименко, Т.; Jakimenko, T.В центре статьи – возможности познавательного опыта науки в изучении музыкально-вербальных воплощений эпики в устнотрадиционной песенности белорусов. Подчеркивается важность диалога кон- кретно-научных и философских подходов при решении данных вопросов.
- ItemОбрядовые напевы Мараморощины в контексте этнокультурного пограничья(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пелина, А.; Pelina, A.В статье рассматриваются ареалы распространения обрядовых напевов (свадебных и колядных) в пределах исторической зоны Мараморош. Обнаружено, что по показателям двустрочных колядок (5+5+32) и свадебных напевов территория делится на два больших образования: высокогорный и низкогорно-долинный, которые по характеру перехода формируют «стыковой» тип границы. В то же время между этими двумя диалектными группами образуется «переходный» тип границы (рассматривается на примере однострочных колядок 5+5+4).
- Item"Вечно живые": о сохранении культурной памяти о Холокосте в советской музыке в период 1943 - 1961 гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И.; Dvuzhil'naja, I. F.Предметом исследования статьи является первый период в мемориализации трагедии Холокоста в советской музыке (1943 – 1961). Акцентируется внимание на контексте возникновения анализируемых сочинений («Детские песни» М. Вайнберга, Второе фортепианное трио Д. Шостаковича, Симфония № 1 Д. Клебанова, «Вечно живые» Г. Вагнера, «Колыбельная Бабьему Яру» Р. Боярской на стихи О. Дриза).
- ItemТембровая трактовка фортепиано в творчестве Г. Гореловой(2015) Тургель, С.; Turgel', S.В статье рассматривается тембровая трактовка фортепиано как следствие программности, неоромантических, неоимпрессионистских тенденций в творчестве Г. Гореловой. Приводятся многочисленные примеры, когда фортепиано выступает «в роли» других музыкальных инструментов и ансамблевых сочетаний.
- ItemАреалогия обрядовых напевов Ровненско - Брестского пограничья(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Рыбак, Ю.; Rybak, Ju.На основе многочисленных музыкально-этнографических материалов автором, исследуется переходная зона между Ровненской и Брестской областями. Предметом изучения выступают локально воеобразные обрядовые песни, которые анализируются на уровне типологии и мелогеографии. В результате определяется диалектная структура исследуемой территории, выдвигаются гипотезы относительно этнокультурных процессов в этом регионе.
- ItemВ. М. Эпштейн о психологической подготовке учащихся к выступлению на эстраде(2015) Шацкая, В.; Shackaja, VВ предлагаемой статье изложены основные советы В. М. Эпштейна о психологической подготовке учащихся к выступлению на эстраде, включающей четыре этапа: 1) работа над содержанием произведения; 2) организация мышления исполнителя; 3) подготовка ученика в период, близкий к выступлению; 4) период, связанный с психологическим состоянием учащегося в день концерта и непосредственно на сцене.
- ItemСпеўнае выканальніцтва беларускага Палесся(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Варфаламеева, Т.; Varfalameeva, T.Мастацтва вуснай спеўнай традыцыі беларусаў разглядаецца ў аспекце выканальніцтва – актуальным і новым напрамку беларускай этнамузыкалогіі. У артыкуле абагульнены назіранні беларускіх збіральнікаў і даследчыкаў над тэхналагічным бокам выканання аўтэнтычнай народнай песні ў натуральных умовах яе бытавання.
- ItemЭтномузыкальное пограничье: концепт и явление(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Данилович, А.; Danilovich, A.В статье рассматривается актуальный для современного этномузыкознания вопрос этномузыкального пограничья как концепта и явления. Анализируются различные научные подходы к определению по- нятий «пограничье», «пограничная территория», «переходная зона», «буферная зона». Основное внимание уделяется формированию концепта пограничья в этномузыкологии. Выделяется ряд специфических черт, характерных для этнопесенной культуры пограничья как системы особого типа.
- ItemАспекты фортепианного просветительства в контексте музыкальной социологии и экологии музыкальной культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Иванова, Т.; Ivanova, T.Реалии культурно-кризисной ситуации, вписанные в общий контекст системы «человек – природа – общество», требуют поиска средств ее локализации. Одну из первопричин указанной проблемы не- обходимо искать в упадке духовно-нравственного состояния общества. В связи с этим актуальное значение приобретает музыкальнопросветительская деятельность, обладающая воспитательной функцией и направленная на развитие музыкальных потребностей и вкусов.
- ItemЛитовские формульные песни и формульные сказки: исполнительский аспект(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Шаркайте-Вилюмс, Л.; Sharkajte-Viljums, L.В статье анализируются литовские формульные сказки и формульные песни, их особенности и строение. Для исполнения сказок, чередующего речитацию и декламацию, предложено название промежу- точного исполнения, сказки с песенными вставками или произведения, в которых одна часть рассказывается, а другая поется, названы промежуточными формами. Рассмотренный в статье исполнительский аспект формульных произведений отчетливо показывает их ключевую особенность, а именно включенность в две разновидности фольклорного исполнения – песенную и повествовательную.
- ItemО технике аккордеонных транскрипций: теория и практика(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Скачко, Л.; Skachko, L.Статья посвящена вопросам техники аккордеонных транскрипций в контексте проблем адаптации для аккордеона произведений, изначально написанных для других инструментов. С этой целью выявляются технико-конструктивные и темброво-акустические возможности аккордеона, которые определяют круг сочинений, используемых для аккордеонных транскрипций (баянная, органная, клавесинная, форте- пианная и камерно-ансамблевая /оркестровая/ музыка). На основе анализа транскрипций ведущих современных аккордеонистов автор приходит к выводу о том, что техника аккордеонной транскрипции во многом зависит от исполнительского уровня конкретного музыканта-транскриптора.
- ItemК вопросу об эволюции гармонического мышления в музыке китайских композиторов 2000-х гг. (на материале сочинений для саксофона)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Гэ Мэн; Gje MjenВ статье анализируется гармоническая организация двух наиболее известных и значительных произведений современных китайских композиторов для саксофона – программной пьесы для квартета саксофонов «Юань» (2008) Лиан Лея и концерта для саксофона и китайского народного оркестра «Открытая тайна» (2009) Тянь Лейлей. Делается вывод об органичном сочетании национальных музыкальных элементов с европейскими гармоническими техниками ХХ в.
- ItemДиалектные свойства мышления северобелорусских традиционных музыкантов(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ромодин, А.; Romodin, А.В статье рассматривается проблема существования музыканта в локальной традиции. Творческое мышление включает в себя специальные умения, знания, а также индивидуальные свойства исполнителей. Рассматриваются отдельные регионы северобелорусской музыкально-этнографической традиции. Особое место отводится изучению творчества северо-восточных – псковских, тверских, смоленских – музыкантов.
- ItemМузычная культура Беларусі як працэс (дыялектыка разломаў і сувязей гісторыка - стылявых эпох)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Дадзіёмава, В.; Dadzіjomava, V.У артыкуле абгрунтавана канцэпцыя непарыўнасці музычна-гістарычнага працэсу, які разгортваўся ў Беларусі на працягу Х – ХХІ стст. Вызначаны важнейшыя тыпалагічныя якасці, што забяспечваюць пераемнасць традыцый у айчынным музычным мастацтве і культуры.
- ItemПроблема времени в опере малой формы и особенности хронотопа монооперы В. Кузнецова "Записки сумашедшего"(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Буряк, А.; Burjak, А.Статья посвящена вопросам художественного времени в современной опере малой формы. На базе философских, литературоведческих, искусствоведческих и музыковедческих исследований обнаруживаются типологические параметры художественного времени, анализируется хронотоп монооперы В. Кузнецова «Записки сумасшедшего».
- ItemМалітва "К тебе, о Матерь Пресвятая" у спеўных практыках носьбітаў беларуская этнапесеннай традыцыі(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Чарнова, К.; Charnova, К.У артыкуле разглядаюцца этнафанійныя версіі малітвы «К Тебе, о Мати пресвятая» М. Гогаля. У сувязі з пытаннем фалькларызацыі аўтарскіх твораў аналізуюцца вуснатрадыцыйныя варыянты малітвы, якія зафіксаваны ў розных рэгіёнах Беларусі падчас экспедыцый Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі.
- ItemБелорусская камерно - инструментальная музыка XX - XXI вв. как объект исследования (обзор источников)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лисова, Е.; Lisova, E.У артыкуле абгрунтавана канцэпцыя непарыўнасці музычна-гістарычнага працэсу, які разгортваўся ў Беларусі на працягу Х – ХХІ стст. Вызначаны важнейшыя тыпалагічныя якасці, што забяспечваюць пераемнасць традыцый у айчынным музычным мастацтве і культуры.
- ItemВзаимодействие фактурных пластов в произведении для хора a cappella "Поучения старца Зосимы" В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пескин, А.; Peskin, A.В статье рассматривается специфика взаимодействия фактурных пластов в произведении для хора a cappella «Поучения старца Зосимы» В. Кузнецова. Вводятся понятия «расположение пласта», «перенаправление взаимодействия пластов» и разъясняется их смысл в контексте соотношения фактурных компонентов. Одновременно обращается внимание на различные условия звуковысотных систем.