Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 31

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 5 of 25
  • Item
    Весенне-троицкий напев Пинщины (к проблеме моделирования и внутривидового картографирования раннетрадиционных мелоформ)
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Клименко, И. В.; Klimenko, I. V.; Кліменка, І. В.
    Одна из важных примет музыкально-этнографической традиции Пинщины – напев поздневесеннего сезона (периода от Пасхи до Троицкой недели), который также обслуживает один из реликтовых древне- славянских ритуалов – «Вождение Куста». В статье очерчен ареал троицкого напева в целом и подробно изучены его южные версии (по материалам из Заречненского р-на Ровненской обл.) с применением ме- лодического моделирования орнаментальной гетерофонической ткани и сублокального картографирования. В троицких стихах отмечены тенденции тонической организации.
  • Item
    Метод сравнительного анализа ирмосов белорусского столпового роспева нотолинейного Ирмолоя 11Rk922k и знаменитых отечественных рукописей
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сорока-Скиба, Г. И.; Soroka-Skiba, G. I.; Сарока-Скіба, Г. І.
    Рукописный певческий Ирмолой квадратной линейной нотации конца XVII в. (11Rk922k) – уникальный сборн ик, который включает различные духовные песнопения, отражающие всю полноту христианских норм морали. Яркие особенности позволяют отнести его в самостоятельную группу певческих книг, а именно к роду энциклопедии. Статья посвящена вопросу сравнительного анализа ирмосов белорусского столпового роспева данного нотолинейного Ирмолоя и знаменных отечественных рукописей. На основании избранного метода проанализирован песенный материал многих манускриптов. Все положения, изложенные в статье, научно аргументированы.
  • Item
    "Японский феномен" в межкультурном коммуникативном процессе
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Желтоног, А. Н.; Желтоног, А. Н.; Жэлтаног, А. М.
    Особенностью современного межкультурного коммуникативного процесса является вхождение в него музыкальных культур азиатских стран. Становление фортепианной музыки в Японии является мало- изученным результатом взаимодействия восточно-национальных, западноевропейских и славянских музыкальных традиций.
  • Item
    "Оперные" симфонии П. Хиндемита в ракурсе проблемы психологии композиторского творчества
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синичина, А. Л.; Sinichina, A. L.; Сінічына, Г. Л.
    Статья посвящена особому явлению композиторского творчества, связанному с созданием симфонического произведения на основе музыкально-сценического материала. В центре внимания оказываются симфонии П. Хиндемита «Художник Матис» и «Гармония мира», художественным прообразом которых являются одноименные оперы композитора. История создания и особенности творческой работы над сочинениями рассматриваются в связи со спецификой музыкального мышления автора, что позволяет выявить психологические предпосылки жанрового переосмысления оперной музыки.
  • Item
    Девять медитаций для органа "Рождество Господне" О. Мессиана: к вопросу о специфике формообразования
    (Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сущеня, Е. Д.; Sushhenja E. D.; Сушчэня А. Д.
    В статье представлена краткая характеристика основных закономерностей формообразования Оливье Мессиана, осуществленная на основе анализа его цикла «Рождество Господне» (9 медитаций для органа) (1935). Освещаются оригинальные особенности драматургической логики, композиционного мышления, тематической организации на уровне тектоники циклической композиции и составляющих ее одночастных форм. Проблематика, связанная с формообразованием, рассматривается сквозь призму «универсалий» музыкальной эстетики, стиля, композиционной техники выдающегося французского композитора XX в.