Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 31
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 31 by Title
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemБеларусь у цэнтры музычнай Еўропы (Сярэдневякоўе, Рэнесанс)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.; Дадиомова, О. В.У артыкуле вызначаны асноўныя праявы дыялогу музычнай культуры Беларусі з еўрапейскім музычным светам у X–XVI стагоддзях.
- ItemБелорусская музыкальная культура в жизни и творчестве композитора И. С. Польского(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Польская, И. И.; Pol'skaya I. I; Польская, І. І.Статья посвящена проблемам роли творческой личности в процессе осуществления межкультурных взаимосвязей в сфере искусства и науки. Дается краткая характеристика творческой и научной деятельности известного украинского композитора и музыковеда И. С. Польского. Анализируется роль белорусской музыкальной культуры в его жизни и творчестве.
- ItemБидермайер и европейская музыкально-историческая традиция первой половины XIX века(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Муравская, О. В.; Muravskaja, O. V.; Мураўская В. В.Статья посвящена рассмотрению генезиса и различных национальных моделей бидермайера в контексте европейской музыкальной культуры XIX в.
- ItemВесенне-троицкий напев Пинщины (к проблеме моделирования и внутривидового картографирования раннетрадиционных мелоформ)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Клименко, И. В.; Klimenko, I. V.; Кліменка, І. В.Одна из важных примет музыкально-этнографической традиции Пинщины – напев поздневесеннего сезона (периода от Пасхи до Троицкой недели), который также обслуживает один из реликтовых древне- славянских ритуалов – «Вождение Куста». В статье очерчен ареал троицкого напева в целом и подробно изучены его южные версии (по материалам из Заречненского р-на Ровненской обл.) с применением ме- лодического моделирования орнаментальной гетерофонической ткани и сублокального картографирования. В троицких стихах отмечены тенденции тонической организации.
- ItemДевять медитаций для органа "Рождество Господне" О. Мессиана: к вопросу о специфике формообразования(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сущеня, Е. Д.; Sushhenja E. D.; Сушчэня А. Д.В статье представлена краткая характеристика основных закономерностей формообразования Оливье Мессиана, осуществленная на основе анализа его цикла «Рождество Господне» (9 медитаций для органа) (1935). Освещаются оригинальные особенности драматургической логики, композиционного мышления, тематической организации на уровне тектоники циклической композиции и составляющих ее одночастных форм. Проблематика, связанная с формообразованием, рассматривается сквозь призму «универсалий» музыкальной эстетики, стиля, композиционной техники выдающегося французского композитора XX в.
- ItemЗападноевропейские традиции в музыкальной культуре Украины конца XIX - начала XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Щепакин, В. М.; Shhepakin, V. M.; Шчэпакін В. М.На многочисленных примерах деятельности в Украине западноевропейских музыкантов анализируются влияния западноевропейских музыкальных традиций на развитие музыкальной культуры Украины. Показаны различные сферы применения талантов западноевропейских специалистов: оркестровое, камерное, оперное исполнительство, музыкальная педагогика, капельмейстерская, антрепренерская, музыкальная издательская деятельность. Делается вывод о перерастании межнациональных контактов в музыкально-культурной сфере жизни украинского общества в кросскультурные явления.
- ItemЗвуковые инструменты в похоронно-поминальной обрядности Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Назина, И. Д.; Nazina, I. D.На основе изучения разнообразных источников впервые удалось установить, что в традиционной похоронно-поминальной обрядности наряду с голошениями звучали также особые звуковые инструменты. В их числе были жужжалка, дудка и жалейка (духовые), кута (струнные), звон, звонок (самозвучащие). Они выполняли отличные от голошений функции, прежде всего сигнально-коммуникативную, магическиохранительную и сопроводительную на пути в иной мир.
- ItemИз истории музыкального образования в городах Минской области(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Царик, О. С.; Carik, O. S.; Царык, В. С.Статья посвящена истории развития музыкального образования в городах Минской области. На примере таких городов, как Молодечно, Борисов и Заславль, рассматривается процесс становления и развития этого компонента музыкальной культуры, определяется его роль в процессе сохранения традиций и обновления музыкальной культуры городов Минщины.
- ItemИсторическая память в современном музыкальном искусстве: отражение темы Холокоста в музыке композиторов СССР и постсоветского постранства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Предмет исследования – произведения композиторов СССР и постсоветского пространства, щтражающие тему Холокоста. Они рассматриваются в историческом контексте их создания, начиная с 1943 г. Бóльшая часть написана композиторами-евреями, среди них – М. Вайнберг, Г. Фрид, И. Шварц, С. Беринский (Россия), Г. Вагнер, Э. Тырманд, Л. Абелиович, О. Сонин (Беларусь), В. Хвойницкий (Латвия), З. Ткач (Молдова). Проявлением гражданской позиции стали высокохудожественные опусы Д. Шостаковича, Д. Клебанова, Е. Станковича (Украина).
- ItemИсторическая синхронистичность и актуальный фольклор(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Маркова, Е. Н.; Markova, E. N.В посткультурном пространстве современности одной из тенденций исторической науки, и истории музыки в частности, является попытка осмысления эпохально-синхронных акций, которые взаимно не детерминированы. В истории искусства и науки известны «параллельные открытия», когда сходные идеи появлялись у творцов, никак не связанных друг с другом. Такое смысловое подобие событий-идей соответствует метафорическому выражению «зов времени». К. Г. Юнг это называет «новой связью», которая не есть «причинная связь». «Новая связь» для Юнга – «смысловая связь», возможная в силу того, что природа и сознание человека представляют собой нераздельное органическое един- ство. Синхронистичность в истории музыки – это этническое лидерство в популярной сфере1 в результате принятия актуального фольклора как в профессиональном, так и в народном искусстве вне прямой зависимости от политико-экономического лидерства государства, представляющего данную нацию-этнос.
- ItemМетод сравнительного анализа ирмосов белорусского столпового роспева нотолинейного Ирмолоя 11Rk922k и знаменитых отечественных рукописей(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сорока-Скиба, Г. И.; Soroka-Skiba, G. I.; Сарока-Скіба, Г. І.Рукописный певческий Ирмолой квадратной линейной нотации конца XVII в. (11Rk922k) – уникальный сборн ик, который включает различные духовные песнопения, отражающие всю полноту христианских норм морали. Яркие особенности позволяют отнести его в самостоятельную группу певческих книг, а именно к роду энциклопедии. Статья посвящена вопросу сравнительного анализа ирмосов белорусского столпового роспева данного нотолинейного Ирмолоя и знаменных отечественных рукописей. На основании избранного метода проанализирован песенный материал многих манускриптов. Все положения, изложенные в статье, научно аргументированы.
- ItemМузыка и музыканты в свадебном обряде евреев и белорусов(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Хаздан, Е. В.; Hazdan, E. V.Длительное проживание белорусского и еврейского народов на одной территории способствовало взаимопроникновению отдельных элементов их музыкальных культур: заимствованию инструментария, некоторых жанров, конкретных мелодий. Однако в целом каждая традиция сохраняла свою обособленность, этническую определенность. Автор прослеживает эти процессы на примере свадебного обряда, точнее, одного из его элементов – свадебной музыки.
- ItemМузычная культура беларускіх зямель у складзе II Рэчы Паспалітай(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.; Лихач, Т. В.У артыкуле музычная культура беларускіх зямель у складзе ІІ Рэчы Паспалітай (1921–1939) паказана як арганічны працяг і кульмінацыя тэндэнцый, уласцівых беларускай музыцы XVI–ХІХ стст.; выяўлена тыпа- лагічная еднасць працэсаў, што ў ёй адбываліся, з аналагічнымі з’явамі ў культуры Савецкай Беларусі.
- ItemО трактовке цикла в оратории А. Белобородова "Душа и природа" на стихи русских поэтов(2014) Екименко, Т. С.; Ekimenko, T. S.; Якіменка Т. С.Статья раскрывает разносторонние содержательные моменты цикла. Подробный анализ поэтической стороны стихотворений «контрапунктирует» со звуковым планом – музыкальным воплощением ча- стей оратории. Отдельные разделы посвящены анализу тематических особенностей, выявлению жанровых черт цикла. Статья иллюстрирована нотными примерами.
- Item"Оперные" симфонии П. Хиндемита в ракурсе проблемы психологии композиторского творчества(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синичина, А. Л.; Sinichina, A. L.; Сінічына, Г. Л.Статья посвящена особому явлению композиторского творчества, связанному с созданием симфонического произведения на основе музыкально-сценического материала. В центре внимания оказываются симфонии П. Хиндемита «Художник Матис» и «Гармония мира», художественным прообразом которых являются одноименные оперы композитора. История создания и особенности творческой работы над сочинениями рассматриваются в связи со спецификой музыкального мышления автора, что позволяет выявить психологические предпосылки жанрового переосмысления оперной музыки.
- ItemОпорный тон и его функционирование в Партите in D В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Пескин, А. Б.; Peskin, A. B.В данной статье рассматривается специфика функционирования опорного тона в Партите in D В. Кузнецова. Вводится понятие «переменность функций опорного тона» и разъясняется его смысл в контексте дифференциации и смешения звуковысотных систем. Попутно обращается внимание на соотношение тональных и модальных факторов звуковысотной организации, а также на их связь с серийной двенадцатитоновой техникой.
- ItemОпыт атрибуции пастушеских аэрофонов белорусов из собрания бывшего Музея народов СССР(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гаджиева, А. А.; Gadzhieva, A. A.В 1948 г. Государственному музею этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей, Санкт-Петербург) была передана коллекция расформированного московского Музея народов СССР. Собрание включило значительное число пастушеских аэрофонов народов Евразии. Многие памятники не имели точной паспортизации и были зарегистрированы формально или ошибочно. На основе архивных документов, публикаций, иконографических материалов автор восстанавливает историю комплектования, изучения и презентации коллекции белорусских пастушеских аэрофонов, 30 из которых удалось идентифицировать. Результаты исследования представлены в виде трех таблиц. Второе направление атрибуции предполагает сравнительное изучение серий однотипных хорошо документированных пастушеских аэрофонов, выявление их конструктивных особенностей, которые могут служить региональными/этническими маркерами
- ItemПоговорим о тайнах творчества: Дмитрий Смирнов в автобиографических заметках(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синцова, С. В.; Sincova, S. V., Сінцова С. В.В статье рассматривается процесс композиторского творчества, представляющий собой этапы от зарождения музыкальной идеи (наитие, озарение или результат выбора и воплощение конструктивной мысли), ее последующей разработки и детализации до логического заключения и завершения работы. Музыкальная идея может содержать генетический код всего сочинения. Творческий метод композитора Д. Смирнова отличает тяготение к рациональной, системной организации звукового пространства. Новейшие экспериментальные техники, в том числе музыкальные шифры, используются Смирновым уже в ранних сочинениях в 60–70-е гг. XX в. Идея диалога с другими эпохами представлена на примере сюиты Д. Смирнова «Выставка» для двух фортепиано в 4 руки. Важную роль в анализе творческого процесса композитора представляют документальные источники.
- ItemПоэтика звукообразов в творчестве В. Сильвестрова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Рябуха, Н. А.; Rjabuha, N. A.; Рабуха Н. А.В статье рассмотрена художественно-поэтическая система звукообразов и структурно-семантических особенностей их воплощения в творчестве В. Сильвестрова, отражающих идейно-эмоциональное, об- разно-смысловое содержание произведений сквозь призму звукового мироощущения композитора. Типология звукообразов раскрывает эволюцию стиля композитора как целостного явления музыкальной картины современности. Актуальность работы определяется возросшим интересом в современном музыковедении к проблемам поэтики, в частности, к вопросам художественно-семантической организации музыкального содержания авангардных произведений, связанных с философско-эстетическими и стилевыми тенденциями современной эпохи.
- ItemПретворение итальянских художественных явлений в музыкально-театральном искусстве Беларуси (XVII-XVIII вв.)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Басалыга, О. В.; Basalyga, O. V.Статья посвящена рецепции и творческой адаптации итальянских художественных явлений в музыкально-театральном искусстве Беларуси (XVII–XVIII вв.). Показано, что итальянская традиция послужила ценным источником в формировании отечественного музыкального театра того времени.