Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 34

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 5 of 13
  • Item
    Историческая повесть В. Короткевича на белорусской оперной сцене: к проблеме оперного либретто
    (Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.
    В статье представлены результаты либреттологического исследования оперных текстов музыкально-театральных сочинений белорусских композиторов, созданных на сюжеты исторических повестей вы- дающегося национального писателя В. Короткевича. Произведен поэтапный анализ двух текстовых уровней опер «Дзікае паляванне караля Стаха» В. Солтана и «Сівая легенда» Д. Смольского: литературного первоисточника и либретто.
  • Item
    О специфике преломления принципов театральности в "Переписке" Г. Пелециса и В. Мартынова
    (Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лойко, О. Б.; Llojko, O. B.
    Среди сочинений направлений «новой простоты» и минимализма особую группу составляют репетитивные композиции, в драматургии и формообразовании которых проявляется принцип театральности. Проблема воплощения принципов театральности в условиях репетитивной техники является одной из актуальных в современных музыковедческих исследованиях репетитивных сочинений. В качестве материала для исследования избрана «Переписка» для двух фортепиано Г. Пелециса и В. Мартынова – произведение, созданное в рамках уникального музыкально-эпистолярного диалога композиторов.
  • Item
    Компендиум методологии профессии оперного концертмейстера
    (Белорусская государственная академия музыки, 2015) Молчанова, Т. О.; Molchanova, T. O.
    В статье анализируется комплекс задач, формирующих профессиональную компетентность оперного концертмейстера и предполагающих осведомленность в вопросах вокального искусства, ориентацию в основных критериях вокального пения, в классификации певческих голосов, их тесситурных и регистровых возможностях, умение разбираться в элементах дирижерской техники, ознакомление с оркестровой партитурой, специфическими особенностями разных оркестровых групп и отдельных инструментов, владение образно-слуховым представлением в отношении их темброво-динамических характеристик.
  • Item
    Инструментальный театр в творчестве Ю. С. Каспарова (на примере монооперы "Nevermore")
    (Белорусская государственная академия музыки, 2015) Перетокина, Ю. Р.; Peretokina, Yu. R.
    В статье на примере сочинения современного русского композитора Ю. С. Каспарова «Nevermore» рассматриваются специфические черты инструментального театра, органично внедряющиеся в жанр монооперы. Подобный синтез вызывает особый научный интерес, поскольку представляет собой уникальное явление в музыкальной культуре очерчивает новые пути развития современного музыкального театра. Благодаря взаимообогащению жанров граница между солистом и инструменталистами стирается. Вследствие этого перед оркестрантами встает абсолютно новая задача – они становятся персонажами сценического действа. Их действия играют значимую роль в драматургии всего произведения. Вместе с тем некоторые из инструментов задействованы в спектакле в виде декораций. Их использование в таком качестве имеет зашифрованное символическое значение, смысл которого раскрывается на страницах данной статьи.
  • Item
    Опера Г. Ф. Генделя "Альмира королева Кастильская" в контексте традиций немецкого театра барокко
    (Белорусская государственная академия музыки, 2015) Харченко, М. А.; Harchenko, M. A.
    Оперный жанр на протяжении длительного времени занимал ведущее место в творческой деятельности Г. Ф. Генделя. Автор статьи обращается к первому сочинению композитора, написанному для Гам- бургской оперы – «Альмира, королева Кастильская», – и предпринимает попытку рассмотрения специфики сюжетосложения либретто оперы в контексте взаимодействия Гамбургского оперного театра рубежа XVII – XVIII вв. с различными европейскими традициями. В статье уточняются факты, связанные с историей создания генделевской «Альмиры». Дана краткая характеристика Гамбургской оперы рубежа XVII – XVIII вв. Отдельное внимание уделяется вопросу жанровой специфики либретто, являющегося типичным образцом оперы-сериа того времени.