Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 34
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 34 by Issue Date
Now showing 1 - 13 of 13
Results Per Page
Sort Options
- ItemОб одной художественной идее в творчестве Ацио Корги(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Гаврилова, Л. В.; Gavrilova, L. V.Статья посвящена творчеству современного итальянского композитора Ацио Корги. В ней рассматриваются целый ряд музыкально-театральных сочинений с точки зрения реализации в них одной из ведущих художественных идей в творчестве композитора – переосмысления прошлого в духе современности. Автор использует понятие «rilleture» (повторные чтения) и обнаруживает различные способы претворения данного принципа на примере опер и сценических кантат А. Корги.
- ItemС. Кортес - В. Короткевич: музыкально - театральные диалоги(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ганул, Н. Г.; Ganul, N. G.Статья посвящена исследованию творческого диалога композитора С. Кортеса и писателя-драматурга В. Короткевича в контексте художественных исканий времени на примере анализа музыки к драматическим спектаклям и фильмам.
- ItemОпера Г. Ф. Генделя "Альмира королева Кастильская" в контексте традиций немецкого театра барокко(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Харченко, М. А.; Harchenko, M. A.Оперный жанр на протяжении длительного времени занимал ведущее место в творческой деятельности Г. Ф. Генделя. Автор статьи обращается к первому сочинению композитора, написанному для Гам- бургской оперы – «Альмира, королева Кастильская», – и предпринимает попытку рассмотрения специфики сюжетосложения либретто оперы в контексте взаимодействия Гамбургского оперного театра рубежа XVII – XVIII вв. с различными европейскими традициями. В статье уточняются факты, связанные с историей создания генделевской «Альмиры». Дана краткая характеристика Гамбургской оперы рубежа XVII – XVIII вв. Отдельное внимание уделяется вопросу жанровой специфики либретто, являющегося типичным образцом оперы-сериа того времени.
- ItemИсторическая опера: типологические черты(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Сергиенко, Р. И.; Sergienko, R. I.На основе понимания оперы как синтетического вида искусства, объединяющего сценическое действие, слово и музыку, устанавливается совокупность характеристик и свойств исторической оперы, определяются ее типологические черты.
- ItemБелорусская опера рубежа 1970 - 80-х гг.: новое в театрализации жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.В статье анализируется роль ведущего режиссера ГАБТа БССР (ныне Национальный академический Большой театр Республики Беларусь) С. Штейна в развитии оперного жанра в творчестве С. Семеняко, Д. Смольского, С. Кортеса, Г. Вагнера, А. Бондаренко. Определены различные типы взаимоотношений «режиссер – композитор», характер сотворчества на пути обновления драматургии и музыкально-театрального стиля национальной оперы последней трети ХХ в.
- ItemКомпендиум методологии профессии оперного концертмейстера(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Молчанова, Т. О.; Molchanova, T. O.В статье анализируется комплекс задач, формирующих профессиональную компетентность оперного концертмейстера и предполагающих осведомленность в вопросах вокального искусства, ориентацию в основных критериях вокального пения, в классификации певческих голосов, их тесситурных и регистровых возможностях, умение разбираться в элементах дирижерской техники, ознакомление с оркестровой партитурой, специфическими особенностями разных оркестровых групп и отдельных инструментов, владение образно-слуховым представлением в отношении их темброво-динамических характеристик.
- ItemГригорий Фрид. Моноопера "Дневник Анны Франк": театр одной актрисы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье рассматривается моноопера Г. Фрида «Дневник Анны Франк» (1969) в контексте истории ее создания и театральных постановок. Акцентируется внимание на одной из них, по мнению композитора, самой совершенной – постановке Венской оперы 5 мая 1998 г. (певица – Анат Ефрати).
- ItemДва письма о музыкальном театре из личного фонда А. В. Богатырёва В БГАМЛИ(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Сакович, Е. П.; Sakovich, E. P.В статье приводятся два ранее не публиковавшихся архивных документа, посвященных истории создания и постановки этапных произведений белорусского музыкального театра – оперы «В пущах Полесья» А. Богатырева и балета «Князь-озеро» В. Золотарева.
- ItemО специфике преломления принципов театральности в "Переписке" Г. Пелециса и В. Мартынова(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лойко, О. Б.; Llojko, O. B.Среди сочинений направлений «новой простоты» и минимализма особую группу составляют репетитивные композиции, в драматургии и формообразовании которых проявляется принцип театральности. Проблема воплощения принципов театральности в условиях репетитивной техники является одной из актуальных в современных музыковедческих исследованиях репетитивных сочинений. В качестве материала для исследования избрана «Переписка» для двух фортепиано Г. Пелециса и В. Мартынова – произведение, созданное в рамках уникального музыкально-эпистолярного диалога композиторов.
- Item"Надежда Дурова" А. В. Богатырёва: забытая белорусская опера(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko, E. S.Статья посвящена опере А. Богатырева «Надежда Дурова». Обобщенный анализ позволяет оценить новаторство белорусского произведения, не воспринятое в контексте советской музыки середины 1950-х гг.
- ItemИсторическая повесть В. Короткевича на белорусской оперной сцене: к проблеме оперного либретто(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.В статье представлены результаты либреттологического исследования оперных текстов музыкально-театральных сочинений белорусских композиторов, созданных на сюжеты исторических повестей вы- дающегося национального писателя В. Короткевича. Произведен поэтапный анализ двух текстовых уровней опер «Дзікае паляванне караля Стаха» В. Солтана и «Сівая легенда» Д. Смольского: литературного первоисточника и либретто.
- ItemОперы Франца Шрекера в стилевом контрапункте эпохи(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Дегтярёва, Н. И.; Degtyaryova, N. I.В статье воссоздаются вехи биографии австро-немецкого композитора Франца Шрекера (1878 – 1934). Музыка автора десяти опер, запрещенная в фашистской Германии, в 1970-х гг. возвращается в европейскую музыкальную жизнь. Реабилитация оперного творчества композитора, работавшего в условиях стилевого контрапункта первых десятилетий ХХ в., происходит на фоне усиления интереса к художественным идеям модерна.
- ItemИнструментальный театр в творчестве Ю. С. Каспарова (на примере монооперы "Nevermore")(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Перетокина, Ю. Р.; Peretokina, Yu. R.В статье на примере сочинения современного русского композитора Ю. С. Каспарова «Nevermore» рассматриваются специфические черты инструментального театра, органично внедряющиеся в жанр монооперы. Подобный синтез вызывает особый научный интерес, поскольку представляет собой уникальное явление в музыкальной культуре очерчивает новые пути развития современного музыкального театра. Благодаря взаимообогащению жанров граница между солистом и инструменталистами стирается. Вследствие этого перед оркестрантами встает абсолютно новая задача – они становятся персонажами сценического действа. Их действия играют значимую роль в драматургии всего произведения. Вместе с тем некоторые из инструментов задействованы в спектакле в виде декораций. Их использование в таком качестве имеет зашифрованное символическое значение, смысл которого раскрывается на страницах данной статьи.