Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 44
Permanent URI for this collection
Browse
Recent Submissions
Now showing 1 - 5 of 19
- ItemЗмест(2024) Весці № 44
- ItemО творческой и научной деятельности Народного артиста СССР И. И. Жиновича (к 75-летию кафедры народных инструментов)(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Прадед, В. А.; Praded, V. A.Статья посвящена вопросам зарождения и становления белорусской школы игры на цимбалах академического направления в контексте жизненного и творческого пути ее основателя Иосифа Иосифовича Жиновича. Проанализированы научно-методические труды Жиновича, содержание которых структурировано относительно названных музыкантом достижений в области народного инструментария (цимбал): усовершенствование инструмента, формирование учебного и концертного репертуара, решение кадровых вопросов, создание белорусского народного оркестра, популяризация цимбал
- ItemМузыкально-палеографическое описание рукописи "Начало Всенощного бдения (Обиход нотолинейный) XVIII в.", инв. № 11 Рк 927 из фондов Национальной библиотеки Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.В статье представлено музыкально-палеографическое описание рукописи «Начало Всенощного бдения (Обиход нотолинейный) ХVIII в.» из фондов научно-исследовательского отдела книговедения Национальной библиотеки Беларуси (НББ). Рассматриваются история этого уникального памятника, его первое краткое описание, отмечаются отдельные музыкальные особенности песнопений сборника. Материал данной рукописи в представленном объеме вводится в научный оборот впервые.
- ItemРукапісныя вакальныя партыі каталіцкіх богаслужэбных твораў у фондах аддзела рэдкіх кніг і рукапісаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі(Белорусская государственная академия музыки, 2024)У артыкуле ўпершыню апісваюцца два рукапісы з фондаў аддзела рэдкіх кніг і рукапісаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі – 091/216 і 091/217. Абодва рукапісы з’яўляюцца вакальнымі партыямі (адпаведна, другога дысканту і баса) шэрага богаслужэбных твораў: мес, рэквіемаў, рэспансорыяў службы Tenebrae Перадвелікоднага тыдня і інш. Вывучэнне гэтых рукапісаў дазволіла дакладна іх атрыбутаваць: абодва былі створаны ў нясвіжскім бернардзінскім манастыры і там жа ўжываліся. Запісаны ў іх рэпертуар супадае з тым, што ўтрымліваецца ў іншых бернардзінскіх рукапісах таго ж часу (канец XVIII – пачатак XIX ст.) з Беларусі.
- ItemУчение о музыкально-риторических фигурах: на пути к демифологизации(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Мальцева, А. А.; Mal'ceva, A. A.В статье в проблемном ключе исследуется вопрос возникновения терминов «музыкально-риторическая фигура» и «учение о музыкально-риторических фигурах», широко распространенных в музыкознании. Автор обнаруживает противоречия в трактовке этих понятий с положениями музыкальной теории эпохи барокко, приходит к выводам о том, что оба понятия не встречаются в барочных теоретических текстах и появляются только в первой половине XX в. Для обособления в музыковедческом дискурсе «музыкальных фигур, аналогичных риторическим» в барочных источниках и «музыкально-риторических фигур», применяемых в русле герменевтического подхода, изобретенного в XX в., автор вводит термины Figurenlehren (учения о музыкальных фигурах) и Figurenlehre (учение о музыкально-риторических фигурах), прослеживает их функционирование в зарубежных и отечественных исследованиях и выявляет мифологизированную сущность Figurenlehre как эффективного герменевтического подхода, основанного на искаженной рецепции аутентичных источников