Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 44
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 44 by Issue Date
Now showing 1 - 19 of 19
Results Per Page
Sort Options
- ItemВладимир Павлович Скороходов - философ, социолог, музыкант и педагог(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Шиманский, Н. В., Царик, О. А.; Shimanskij, N. V., Carik, O. A.14 февраля 2024 г. 85-летие со дня рождения отпраздновал заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор кафедры деревянных духовых инструментов Белорусской государственной академии музыки, профессор Владимир Павлович Скороходов, деятельность которого развернулась в самых разных сферах – от собственно музыкальной, художественной, просветительской до административной, государственной, дипломатической. Редакция журнала сердечно поздравляет глубокоуважаемого Владимира Павловича и представляет небольшой биографический очерк и интервью с юбиляром
- ItemПространственно-временная организация цикла "Acqua Alta" Валерия Воронова(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Башкирова, В. Н., Шиманский, Н. В; Bashkirova, V. N., Shimanskij, N. VВокально-инструментальный цикл «Acqua Alta» Валерия Воронова – художественно цельное произведение, возникшее на основе сложного взаимодействия слова и музыки. Его содержание и форма образованы в соответствии с сонорной пространственно-временной композицией, которая при всей своей многоплановости (многослойности) и множественности явлений создает представление об индивидуальном стиле Воронова. В настоящей статье анализ музыкального материала выполнен в тесной связи с поэтическими источниками. Выводы содержат ряд специальных вопросов теории и практики современной музыки
- ItemОперы "Иоланта" и "Евгений Онегин" П. И. Чайковского в интерпретации солистов Молодечненского народного молодежного музыкального театра(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Царик, О. С.; Carik, O. S.Вопросы истории, теории и постановочной практики опер П. И. Чайковского с каждым годом приобретают все большую актуальность ввиду возросшего интереса к художественным проблемам музыкального театра в целом и оперного в частности. Статья посвящена анализу интерпретаций опер Чайковского «Иоланта» и «Евгений Онегин» солистами Молодечненского народного молодежного музыкального театра
- ItemУ истоков "режиссерской оперы"(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Бородин, Б. Б.; Borodin, B. B.В центре внимания автора статьи – определение исторических предпосылок возникновения «режиссерской оперы». Во вступительном разделе приводятся наиболее показательные примеры современной оперной режиссуры, демонстрирующие направленность и диапазон режиссерских трансформаций исходных партитур. Основная часть посвящена историческому обзору функционирования оперы. Специфика этого жанра предполагает равновесие всех образующих его элементов – слова, музыки и сценического действия. В реальной художественной практике подобный симбиоз осуществляется в их сложном динамическом взаимодействии, что порождает как разновидности жанра, так и варианты его театрального воплощения. В различные эпохи облик спектакля определяли декораторы, либреттисты, вокалисты-виртуозы, дирижеры и, наконец, уже в XX в. – режиссеры. Феномен «режиссерской оперы» возник в результате нарушения баланса музыкальной и театральной составляющих оперного спектакля и освобождения режиссерского замысла от объекта интерпретации – оперной партитуры
- ItemЖанрово-стилевая интеграция в Четвертой симфонии "Художник" В. Корольчука(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Рудая, А. И., Волкова, Л. А.; Rudaja, A. I., Volkova, L. A.В статье рассматривается Четвертая симфония «Художник» В. Корольчука в контексте проблемы модификации жанра симфонии и интеграции художественно-стилевых традиций в музыке ХХ – ХХI вв
- ItemПамяти Бориса Николаевича Златоверховникова. Музыковед, исследователь, педагог (по материалам выступлений коллег, учеников и студентов)(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Галкин, О. А. и др.; Galkin, O. A. i dr.2 декабря 2023 г. известному белорусскому музыковеду, кандидату искусствоведения Борису Николаевичу Златоверховникову (1938 – 2018) исполнилось бы 85 лет. Бóльшую часть своей жизни Борис Николаевич отдал преподавательской деятельности в Белорусской государственной консерватории. Являясь непревзойденным знатоком музыкальной дисциплины «Гармония», он разработал собственную методику преподавания этого чрезвычайно сложного предмета, сочинил большое количество композиций, далеко выходивших за рамки учебных задач по гармонии и активно использовавшихся им в педагогической работе. Вся исследовательская деятельность Златоверховникова-музыковеда развернулась в рамках проблем гармонии различных музыкальных эпох и стилей. В его классе прошли обучение многие поколения белорусских музыковедов. В предлагаемой подборке материалов, посвященных преподавательской, исследовательской деятельности Бориса Николаевича, – воспоминания его коллег и учеников, посвященные жизненному и творческому пути Златоверховникова, а также впечатления от личности этого педагога и ученого нынешних студентов-музыковедов. Материалы были представлены на вечере памяти Б. Н. Златоверховникова, который прошел 20 декабря 2023 г. в Белорусской государственной академии музыки
- ItemОпера С. И. Танеева "Орестея" по трагедии Эсхила: авторский замысел(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Лукина, Г. У.; Lukina, G. U.Содержание статьи сосредоточено на проблеме понимания замысла «Орестеи» С. И. Танеева. На основе исследования истории создания трилогии (по дневникам, письмам композитора, архивным материалам), сравнения текста либретто оперы с литературным источником, интонационного анализа партитуры автор статьи предлагает версию танеевского «прочтения» греческой трагедии.
- ItemПризнание в любви... Памяти учителя Ольги Пархоменко(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Мальцева, Е. А.; Mal'ceva, E. A.
- ItemСупральский список богородичнов на восемь гласов в ракурсе музыкальной семантики(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Жуковская, И. И.; Zhukovskaja, I. I.На материале нотолинейного списка богородичнов восьми гласов Супрасльского Ирмологиона 1598 – 1601 гг. в статье анализируются ладовые модели песнопений. Мелодические формулы роспева, названного переписчиком мирским, включают интонации гласовых знаменных попевок, лоцируя единство истоков. Взаимосвязь структурных единиц двух роспевов с системой осмогласия выявляет ладовые закономерности. При установлении мелодического родства формулы и попевки решающим фактором идентификации становится гласовая принадлежность структурной единицы.
- ItemКомплексный метод изучения песнопений знаменного роспева в образовательном процессе(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Дожина, Н. И.; Dozhina, N. I.В статье представлен опыт освоения песнопений знаменного роспева в курсе учебной практической деятельности со студентами-музыкантами учреждений высшего образования. Автор предлагает комплексный метод изучения и анализа песнопений знаменного роспева на примере блаженны первого гласа из певческой книги Октай XVII в.
- ItemИсторическое исполнительство на гитаре: к постановке проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Шахаб, Д. С.; Shahab, D. S.Статья посвящена проблеме исторического исполнительства на гитаре. Впервые в отечественном музыкознании предлагается теоретическое обоснование исторического подхода в гитарном исполнительстве. Обозначены его историко-временные рамки, выявлена специфика гитарного исполнительства в соответствующие периоды, а также первичные и вторичные аспекты гитарного исполнительства; разработаны специфические методы, обосновано обращение к музыковедческим подходам
- ItemСпецифика претворения танцевальности в фортепианном творчестве А. Клумова (на примере "Белорусской танцевальной сюиты")(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.Статья посвящена «Белорусской танцевальной сюите» (1940) А. Клумова, одному из первых в отечественной фортепианной музыке советского периода сочинений в данном жанре. Рассматривается специфика претворения в нем танцевальности, выявляются связи с фортепианным письмом эпохи романтизма и эстрадно-джазовым направлением советского пианизма 30–40-х гг. ХХ в.; акцент сделан на формообразовании, фактурных, гармонических, ритмических особенностях танцевальных номеров сюиты
- ItemРукапісныя вакальныя партыі каталіцкіх богаслужэбных твораў у фондах аддзела рэдкіх кніг і рукапісаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі(Белорусская государственная академия музыки, 2024)У артыкуле ўпершыню апісваюцца два рукапісы з фондаў аддзела рэдкіх кніг і рукапісаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі – 091/216 і 091/217. Абодва рукапісы з’яўляюцца вакальнымі партыямі (адпаведна, другога дысканту і баса) шэрага богаслужэбных твораў: мес, рэквіемаў, рэспансорыяў службы Tenebrae Перадвелікоднага тыдня і інш. Вывучэнне гэтых рукапісаў дазволіла дакладна іх атрыбутаваць: абодва былі створаны ў нясвіжскім бернардзінскім манастыры і там жа ўжываліся. Запісаны ў іх рэпертуар супадае з тым, што ўтрымліваецца ў іншых бернардзінскіх рукапісах таго ж часу (канец XVIII – пачатак XIX ст.) з Беларусі.
- ItemО творческой и научной деятельности Народного артиста СССР И. И. Жиновича (к 75-летию кафедры народных инструментов)(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Прадед, В. А.; Praded, V. A.Статья посвящена вопросам зарождения и становления белорусской школы игры на цимбалах академического направления в контексте жизненного и творческого пути ее основателя Иосифа Иосифовича Жиновича. Проанализированы научно-методические труды Жиновича, содержание которых структурировано относительно названных музыкантом достижений в области народного инструментария (цимбал): усовершенствование инструмента, формирование учебного и концертного репертуара, решение кадровых вопросов, создание белорусского народного оркестра, популяризация цимбал
- ItemНациональная культура Беларуси: формирование культурного кода(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Галкин, О. А.; Galkin, O. A.В центре внимания автора статьи – вопросы осознания типов национальных культур с точки зрения их цивилизационной идентичности и культурных кодов. Данная проблема преломляется сквозь призму феномена исторической памяти, процесс формирования, укоренения и сохранения которой рассматривается как один из ключевых механизмов самоидентификации общества, народа, государства. В этом ракурсе дается анализ развития национальной культуры Беларуси и белорусской государственности в их историческом соприкосновении с культурами соседних народов и государств, прежде всего русской и польской.
- ItemЗмест(2024) Весці № 44
- ItemМузыкально-палеографическое описание рукописи "Начало Всенощного бдения (Обиход нотолинейный) XVIII в.", инв. № 11 Рк 927 из фондов Национальной библиотеки Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.В статье представлено музыкально-палеографическое описание рукописи «Начало Всенощного бдения (Обиход нотолинейный) ХVIII в.» из фондов научно-исследовательского отдела книговедения Национальной библиотеки Беларуси (НББ). Рассматриваются история этого уникального памятника, его первое краткое описание, отмечаются отдельные музыкальные особенности песнопений сборника. Материал данной рукописи в представленном объеме вводится в научный оборот впервые.
- ItemМикротематизм и техники композиции в музыке второй половины XX ― начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Тихомирова, А. А.; Tihomirova, A. A.В центре внимания автора статьи – микротематизм как одна из форм проявления «всемасштабности тематизма» (В. Холопова). Научная проблематика статьи обращена к вопросам структурносинтаксической организации микротематизма и принципам его развития в современной музыкальной композиции. Затрагиваются терминологические вопросы трактовки понятия «микротематизм» в научноисследовательской литературе и аспекты его функционирования в условиях различных техник композиции. Рассматриваются камерно-инструментальные произведения С. Бельтюкова, В. Кузнецова, А. Литвиновского, Е. Гутиной, И. Комара
- ItemУчение о музыкально-риторических фигурах: на пути к демифологизации(Белорусская государственная академия музыки, 2024) Мальцева, А. А.; Mal'ceva, A. A.В статье в проблемном ключе исследуется вопрос возникновения терминов «музыкально-риторическая фигура» и «учение о музыкально-риторических фигурах», широко распространенных в музыкознании. Автор обнаруживает противоречия в трактовке этих понятий с положениями музыкальной теории эпохи барокко, приходит к выводам о том, что оба понятия не встречаются в барочных теоретических текстах и появляются только в первой половине XX в. Для обособления в музыковедческом дискурсе «музыкальных фигур, аналогичных риторическим» в барочных источниках и «музыкально-риторических фигур», применяемых в русле герменевтического подхода, изобретенного в XX в., автор вводит термины Figurenlehren (учения о музыкальных фигурах) и Figurenlehre (учение о музыкально-риторических фигурах), прослеживает их функционирование в зарубежных и отечественных исследованиях и выявляет мифологизированную сущность Figurenlehre как эффективного герменевтического подхода, основанного на искаженной рецепции аутентичных источников