Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 50
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 50 by Title
Now showing 1 - 16 of 16
Results Per Page
Sort Options
- ItemБелорусский фольклор в аудиофонде Архива традиционной музыки Новосибирской консерватории(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Леонова, Н. В.; Leonova, N. V.Аудиофонд Архива традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки является одним из крупнейших региональных собраний музыкального фольклора Сибири и Дальне-о Востока. Первые записи образцов белорусского фольклора были выполнены в учебных экспедициях 1970-х гг., пополнение белорусской коллекции было продолжено в последующие десятилетия в ходе поле-ых исследований и в результате планомерной работы по копированию материалов из других фольклорных архивов региона. В собранных материалах представлены все основные жанровые сферы белорусских пе-ен, бытующих в разных субрегионах Сибири.
- ItemДуховный стих в творчестве сорвеменных белорусских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Воскобойникова, Ю. В.; Voskobojnikova, Ju. V.В статье рассматриваются произведения белорусских композиторов (монахини Иулиании /Денисовой/, А. Зубрича и В. Петько), написанные в традициях духовного стиха. Устанавливается смысловая специфика произведений, обосновывается их жанровое атрибутирование, анализируются основные композиторские подходы и приемы, вы-являются общие черты творчества, устанавливаются как традиционные, так и новаторские черты современного хорового духовного стиха. Хоровые сочинения А. Зубрича и В. Петько впервые становятся предметом анализа. В статье делается вывод о формировании авторской школы монахини Иулиании (Денисовой).
- ItemКалендарные песни белорусов Сибири и Дальнего Востока в комментариях носителей традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Дайнеко, Т. В.; Dajneko, T. V.В статье представлены результаты анализа комментариев исполнителей к календарным песням, записанным в 1980–2000-е гг. от потомков белорусских переселенцев Сибири и Дальнего Востока. Изучение ряда источников показало, что в комментариях исполнителей календарных песен обычно содержатся все обрядовые коды: темпоральный, акциональный, персональный, локативный, вербальный, музыкальный. Чаще всего в комментариях исполнителей разные коды представлены в неразрывном единстве. Комментарии к песням являются ценным источником информации, и значимость их со временем только увеличивается.
- ItemЛ. Ф. Костюковец – медиевист(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Статья посвящена белорусскому ученому-музыковеду Л. Ф. Костюковец (1939–2014), которая внесла значительный вклад в развитие современной музыкальной медиевистики. Анализируются труды Костюковец в данной области, подчеркивается основополагающая роль ученого в становлении белорусской школы музыкальной медиевистики. Акцентируется один из основных тезисов исследовательницы о нераз-рывной связи, взаимообогащении и взаимовлиянии профессиональной, народно-песенной и бытовой музыкальной культуры ХV–ХVII вв., времени наивысшего расцвета белорусской знаменной монодии.
- ItemМузыкальная организация постовых песен белорусов Сибири(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Исмагилова, Е. И.; Ismagilova, E. I.Статья посвящена характеристике напевов постовых песен, за-писанных в последние десятилетия XX в. в Омской и Новосибирской областях Российской Федерации от потомков белорусских переселенцев. Проведенный анализ показал, что разнообразные по своей музыкальной организации постовые песни можно разделить на две группы. Образцы первой группы отличают ладоинтонационные закономерности календарной песенности. Эту группу составляют как собственно календарные жанры (волочебные песни, веснянки), так и часть духовных стихов и песен с балладным содержанием. Вторая группа постовых песен представлена духовными стихами, в мелодике которых сосуществуют интонационные элементы разных стилевых эпох. Этот интонационный «сплав» особенно показателен в рассмотренном в статье типовом напеве.
- ItemНапевы көйләп уку в музыкально-поэтической традиции татар-мишарей: особенности ладомелодической организации(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Сарварова, Л. И.; Sarvarova, L. I.В статье рассматриваются свойственные музыкально-поэтической традиции татар-мишарей жанры көйлəп уку (баиты, мунаджаты, книжные напевы), которые являются частью общетатарского этнокультурного пласта. Анализируются самобытные черты этих жанров, их ладовое строение и некоторые особенности ладомелодической организации.
- ItemНастроения севера: некоторые страницы музыкальной культуры Канады(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье анализируется деятельность композиторов, работавших в проекте «Мир звуков» («The World Soundscape Project» /WSP/) под руководством композитора Рэймонда Мюррея Шейфера в начале 1970-х гг. в Ванкувере. Ее результатом стало появление нового научно-го направления, получившего широкое распространение в мире, – акустической экологии. Проводится мысль о доминировании экологического ракурса в постановке целей творческой и научно-исследовательской деятельности канадских композиторов, художников, музыкантов.
- ItemОбразно-стилевые черты фортепианной музыки В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Карпиевич, Е. Ю.; Karpievich, E. Ju.В статье предпринята попытка выделить основные образно-стилевые черты фортепианной музыки В. Кузнецова.
- ItemОсобенности бытования кобыза и кобызовой музыки на современном этапе(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Мурзалиева, С. С.; Murzalieva, S. S.Развитие кобызовой традиции в ХХ в. привело к коренной транс-формации и переосмыслению значения, функции и самой конструкции инструмента. В 1940–50-х гг. инструмент был реконструирован А. Жубановым в новую, предназначенную для оркестра разновидность – прима-кобыз. Современное кобызовое искусство, с одной стороны, не-разрывно связано с древней традицией игры на кобызе; с другой сторо-ны, это уже совершенно иной музыкально-творческий феномен. В дан-ной статье представлен обзор практики функционирования кобыза и кобызовой музыки в XX в.
- ItemОсобенности исполнения аккомпанемента в пьесах кантиленного характера (на примере ноктюрнов Ф. Шопена)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Осташкина-Мысливчик, Е. С.; Ostashkina-Myslivchik, E. S.В статье рассматриваются, анализируются и систематизируются базовые исполнительские принципы аккомпанемента в пьесах кантиленного характера.
- ItemОсобенности литургической певческой практики белорусских полесских православных приходов Республики Польша(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Густова-Рунцо, Л. А.; Gustova-Runco, L. A.В статье анализируются бытующие исполнительские стили певческой практики в православных приходах Польши в районах компактного проживания белорусского населения. Выделяется господствующий исполнительский стиль литургической певческой практики (репрезентативный многоголосный), характеризуется его значение в формировании социальных и личностных отношений в белорусских приходах. Рассматриваются особенности белорусской литургической певческой практики – интонационные, исполнительские, орфоэпические.
- ItemПроизведения Михаила Клеофаса Огинского в классе фортепиано в учреждении высшего образования(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Карасёва, О. В.; Karasjova, O. V.Статья посвящена актуальным вопросам выбора репертуара в классе фортепиано в учреждении высшего образования. Эти вопросы рассматриваются в педагогическом, художественном и эстетическом аспектах. В статье анализируется фортепианное творчество Михаила Клеофаса Огинского. Особое внимание уделено характеристике полонезов.
- ItemСаксофон в классе камерного ансамбля: проблемы, поиски, решения(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Синецкая, О. Б.; Sineckaja, O. B.Статья посвящена вопросам камерного музицирования в неклассических инструментальных составах в классе камерного ансамбля. Рассматриваются некоторые аспекты специфики инструментального ансамбля «саксофон–фортепиано» в контексте музыкально-педагоги-ческой и исполнительской деятельности. Анализируются подходы к овладению репертуаром, включающим произведения различных стилистических направлений.
- Item«Симфонические портреты» Александра Щетинского: стилевой синтез поставангардного периода(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Рудь, П. В.; Rud', P. V.Статья посвящена проблеме стилевого синтеза в музыкальном искусстве поставангардного периода. На примере произведения «Сим-фонические портреты» украинского композитора Александра Щетинского анализируется механизм стилевых взаимодействий. Представлены пути поиска универсальной стилевой модели – от индивидуализированной манеры работы с разностилевыми элементами, отличающей творчество И. Стравинского, к стилевому синтезу нового типа, характерному для А. Щетинского. Отмечена поставангардная тенденция равноправного взаимодействия современных техник композиции с традиционными жанрово-стилистическими компонентами.
- ItemФормульные напевы кряшен Закамья: музыкально-стилистические особенности(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Камалова, Э. Ф.; Kamalova, Je. F.Музыкально-поэтическая культура кряшен – одной из подгрупп татар Поволжья и Приуралья – представляет собой самобытный этнокультурный феномен, определяющийся множественностью локальных традиций, его составляющих. В статье рассматриваются музыкально-стилевые особенности формульных напевов песенной традиции челнинской этнографической подгруппы закамских кряшен, населяющих западную часть икско-заинского междуречья. Неизменным, наиболее стабильным параметром организации формульных напевов оказывается его композиционная структура, высокой степенью устойчивости отмечены ритмическое строение, ладозвукорядные и ладофункциональные характеристики.
- ItemІнтэртэкстуальнасць оперы А. Г. Радзівіла «Фауст» на лібрэта І. В. Гётэ як сродак полістылістыкі(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Супранкова, Т. С.; Suprankova, T. S.У цэнтры ўвагі аўтара артыкула – «Фаўст» І. В. Гётэ і А. Г. Ра-дзівіла, які разглядаецца з пункта гледжання полістылістыкі гэтага музычнага твора. У ім арганічна спалучаюцца мастацкія кірункі эпох Асветніцтва (сентыменталізм, культура антычнасці, эстэтыка веймар-скага класіцызму, барока і ракако), рамантызму і нават тэндэнцыі ХХ ст.