Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 11
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 11 by Title
Now showing 1 - 20 of 27
Results Per Page
Sort Options
- ItemАб адным тыпавым напеве духоўных вершаў(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Баранкевіч, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Адным з найменьш распрацаваных пытанняў у сучаснай беларускай этнамузыкалогіі застаецца праблема тыпалогіі напеваў духоўных вершаў. Жанр пакаянных духоўных вершаў складае асобную ты,разнавіднасць сярод іншых жанраў духоўных вершаў вуснай традыцыі. Закранаючы сферы духоўнага, узнёслага, “умілённые” стварылі цыкл глыбако лірычных, падчас трагічных твораў. Артыкул прысвечаны разгляду аднаго с тыпавых напеваў беларарускіх духоўных вершаў вуснай традыцыі. Гэты напеў уласцівы пакаяннаму духоўнаму вершу "Уж вы, гусі маі“ , а так сама дзвум баладам, запісаным ад старавераў – “Уж ты, муж, ты, мой муж” і “Жыла была вудава”
- ItemГімнаграфія праваслаўнай богаслужбы ў тыпах рэгенцкіх і кампазітарскіх музычных увасабленняў (з практыкі мінскіх прыходаў канца XX - пачатку XXI ст.)(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Чарнова, К. А.; Charnova, K. A.Аб'ектам даследавання з'яўляюцца рэгенцкія і кампазітарскія версіі гімнаграфіі прваслаўнай богаслужбы ў беларускіх прыходах канца 20 - пачатку 21 стагоддзя. Упершыню акрэсліваюцца тыпы музычных версій кананічных тэкстаў богаслужбы (рэдакцыя, апрацоўка, адаптацыя, сачыненне, кампіляцыя). Аналізуецца функцыя рэгента ў музычным чыне службы, яго дзейнасць ў сферы музычных "перакладаў" гімнаграфіі праваслаўнага богаслужэння. Раскрыта адметнасць рэгенцкага (пераважна ахоўнага паводле зместу) і кампазітарскага (мастакоўскага) падыходаў да сакральных гімнаў праваслаўнага набажэнства, а таксама спецыфіка рэгенцкіх апрацовак/рэдакцый, гарманізацый, сачыненняў.
- ItemЗмест(2007) Весці № 11
- ItemИндивидуально-стилистические особенности Литургии ор. 29 А. Гречанинова(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Борисюк, Е.С.; Borisjuk, E.S.В статье анализируется Литургия № 2 А. Гречанинова, которая была написана в период становления его творческих позиций. Неотъемлимыми элементами музыки становится приближение к фольклорным истокам, к знаменному роспеву и использование ярких ладогармонических красок, отражение новых композиционных замыслов. Литургия Гречанинова в своих индивидуально-стилистических особенностях тонко передаёт смысл молитвенных текстов и присущее службе литургии сложное внутреннее единство.
- ItemИсполнение "Гольдберг-вариаций" И. С. Баха в контексте проблемы воссоздания онтологической сущности музыкального произведения(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Метельская, Е.М.; Metel'skaja, E.M.В статье исследуется проблема воплощения категории времени в музыке. На примере двух выдающихся исполнений данного произведения изучаются основные аспекты воплощения данной категории в исполнительском искусстве. Приводятся материалы изучения интерпретаций "Гольдберг-вариаций", созданных Ландовской и Гульдом: таблица и графическое изображение темповых характеристик данных исполнений. Изучение этих материалов может оказать существеннуюпомощь музыкантам - педагогам и исполнителям - в создании собственной собственной интерпретации "Гольдберг-вариаций".
- ItemИсполнительская интерпретация фортепианных транскрипций как дискурс(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Пак, Е.В.; Pak, E.V.Автор статьи обращается к одному из самых актуальных и в то же время чрезвычайно сложных вопросов теории современного исполнительского искусства - исполнительской интерпретации. Предлагается собственная концепция , в которой исполнительская интерпретация отождествляется с дискурсом. Автор рассматривает специфику исполнительской интерпретации на примере фортепианных транскрипций С. В. Рахманинова, в связи с чем им кратко очерчиваются теоретические аспекты этого жанра.
- ItemИспользование современных технологий в исследовании индивидуальных особенностей дирижерских интерпретаций(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Васильев, Д.А.; Vasil'ev, D.A.В статье раскрываются возможности применения современных технологий (в частности звукового редактора Sound Forge) в качестве объективного метода изучения индивидуальных особенностей дирижерских интерпретаций. В сокращённом виде, приводится конкретное исследование временных (ритмических) характеристик интерпретаций симфонии № 5 "К миру" Е. Глебова Б. Райским (Оркестр Белорусского радио и телевидения) и Ю. Ефимовым (Государственный академический симфонический оркестр Белорусской ССР). В результате исследований автор приходит к выводу о том, что использование современных компьютерных программ может быть важным шагом на пути обогащения исследовательского "инструментария".
- ItemК вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Методика преподавания хорового сольфеджио составляет предмет педагогических интересов, методических поисков, размышлений и практического опыта автора статьи на протяжении многих лет. Хоровое сольфеджио рассматривается как связующее звено между теоретической базой сольфеджио и практическими требованиями хорового класса.
- ItemК проблеме воплощения программности в фортепианных сонатах белорусских композиторов 1990-х годов(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Манулик, А.С.; Manulik, A.S.В статье рассматриваются вопросы программности в фортепианных сонатах, созданных белорусскими композиторами в последние десятилетия 20 века: соната-картина № 2 "Мозаика" В. Доморацкого, сонаты Г.Гореловой "К взлетающей птице", О. Сонина "Памяти погибшим на пороме Эстонии", соната-фантазия А. Короткиной "Искушение". Аналитический материал может послужить методическим подспорьем для пианистов-педагогов и исполнителей этих произведений.
- ItemМихаил Дриневский - ярчайший представитель полесской певческой культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Куртенок, Е.П.; Kurtenok, E.P.
- ItemМузыкально-драматический текст: методы исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Немцова, С. Н.; Nemcova, S. M.В статье рассматриваются методы исследования музыкально-драматического текста с опорой на комплексный анализ с применением системного метода. Автором обозначена целостная система взаимодействий семантических единиц, представленная жанровым, сюжетным, драматургическим, образным и языковым уровнями текста. Статья опирается также на положения, актуальные для современного музыкознания, разработанные в трудах по герменевтике.
- ItemНекоторые вопросы воспитания исполнительского мастерства баянистов (аккордеонистов) на современном этапе. Из личного опыта(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Солопов, М. Г.; Solopov, M. GПрофессор М. Г. Солопов рассуждает об актуальных проблемах формирования исполнительского мастерства баянистов и аккордеонистов. По мнению авторов, художественное развитие музыканта успешно осуществляется только в опоре на техническое мастерство. Мастерство даёт артисту возможность проявления свободного творческого выражения и даёт путь к его достижению. Автор отмечает, что мастерство исполнителя обретает силу в сочетании подлинного профессионализма, артистизма, индивидуальности музыканта.
- ItemО конструкции сыху, древнего струнно-смычкового инструмента Китая(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Чжоу, Бао Цюань; Chzhou, Bao Cjuan'Автор настоящей статьи всесторонне описывает конструкцию древнего струнно-смычкового инструмента Китая - сыху, который сохранился на протяжении многих веков и в настоящее время вошёл в профессиональную и самодеятельную музыкальную практику. Детальное изучение конструкции сыху, по мнению автора, позволит глубже осознать стиль китайской музыки, особенности музыкального мышления, исполнительскую манеру.
- ItemО роли риторических принципов композиции в токкатах Микеланджело Росси(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Мрачко, М.П.; Mrachko, M. P.Статья посвящена рассмотрению особенностей музыкально-риторических связей в импровизационных по духу сочинений эпохи барокко. Вней раскрываются принципы преломления приёмов риторической диспозиции в токкатах итальянского композитора Микеланджело Росси (160/02-1656). Автор статьи выделяет две риторические модели, на которые опирается композитор в построении пьес, - 8-частную и 5-частную. Определяется круг музыкально-выразительнх средств, характерных для каждого раздела композиции и соответствующих его смысловому значению.
- ItemОбиходный звукоряд-лад(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Побудительным мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании, и, как следствие, отсутствие точной дефиниции. Обиходный звукоряд-лад, по мнению автора, - децентрализованная мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке. Обиходный звукоряд-лад складывается в процессе эволюции стиля, мелодико-интонационных особенностей и ладовых закономерностей, обусловленных каждой новой исторической эпохой. Вся позднетрадиционная, а также современная белорусская, украинская и русская лирическая песня (крестьянской традиции) базируется на этой многоохватной звукорядно-ладовой системе, способствующей яркой индивидуализации мелодических напевов. Звукорядно-ладовая обиходность становится типичным показателем белорусских лирических песен, в особенности мужской хоровой традиции.
- ItemОсобенности претворения программности в сонатно-циклических произведениях китайских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Пан Вэй; Pan VjejВ статье анализируются особенности воплощения жанра и формы сонатины у китайских композиторов Ван Лисяня и Яна Сяочжуна... Музыку сонатин отличает тесная взаимосвязь с традиционной китайской культурой, в том числе с песенным и танцевальным фольклором. Романтико-импрессионистская и обобщённо-картиннная програмность этих сочинений формирует музыкальный замысел, логике которого подчиняется выбор средств музыкального изображения и композиционно-драматургического решения каждой из частей.
- ItemПравославные церковно-певческие и регентские курсы на Беларуси в начале XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.Статья посвящена системе дирижерско-хорового образования конца 19 - начала 20 века. Автор фокусирует внимание на подготовке регентов и учителей церковного пения на певческих и регентских курсах, состоявшихся в Минске (1902, 1903), Гродно (1904), Вильно (1910, 1911). Автор выявляет общие закономерности проведения курсов, очерчивает круг изучаемых предметов, подробно анализирует содержание каждой учебной дисциплины. Статья выявляет взаимосвязь дирижёрско-хорового обучения Беларуси с традициями русского хорового исполнительства.
- ItemПрофессиональное искусство хорового дирижера: интерпретаторская культура(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Иконникова, Л. Н.; Ikonnikova, L. N.В настоящей статье впервые в теории хорового исполнительства ставиться проблема интерпретаторской культуры , обычно являющейся результатом длительного и всестороннего профессионального совершенствования хорового дирижёра. В статье намечаются важнейшие аспекты развития интерпретаторской культуры и возможности её изучения. Практическая направленность статьи состоит в том, что она привлекает внимание к данной проблеме преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений, ориентируя музыкантов на необходимость овладения интепретаторской культурой в полном объёме.
- ItemСкрипач, артиллерист, профессор. К 85-летию со дня рождения Г. С. Глущенко(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Степанцевич, К. И.; Stepancevich, K. I.
- ItemСлужение искусству. Творческий портрет Степана Владимировича Сизко(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Ничков, Б. В.; Nichkov, B. V.Статья посвящена замечательному белорусскому музыканту Степану Владимировичу Сизко, который сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии камерной музыки в Республике Беларусь. Приводятся отзывы о деятельности Сизко известных музыкальных деятелей.