Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 11
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 11 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 27
Results Per Page
Sort Options
- ItemСлужение искусству. Творческий портрет Степана Владимировича Сизко(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Ничков, Б. В.; Nichkov, B. V.Статья посвящена замечательному белорусскому музыканту Степану Владимировичу Сизко, который сыграл выдающуюся роль в становлении и развитии камерной музыки в Республике Беларусь. Приводятся отзывы о деятельности Сизко известных музыкальных деятелей.
- ItemСравнительно-исторический и органологический анализ традиционных цимбал Беларуси и Венгрии(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Мельникова, Т.А.; Mel'nikova, T.A.Статья посвящена одной из важных и малоразработанных проблем белорусской народно-инструментальной культуры - истории появления цимбал. Осуществив переводы и введя в научный оборот инструментоведческие работы западноевропейских учёных Г. Гейде и Д. Кэтлвелла, автор задаётся целью проверить предполагаемый путь проникновения инструмента в Беларусь из Германии через Венгрию и установить его тип. В связи с поставленной задачей, впервые в отечественном этноинструментоведении предпринимается попытка сравнительно-исторического и органологического сопоставления белорусских и венгерских традиционных цимбал.
- ItemФортепианная соната Д. Долгалева: вопросы интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Телепнёва, И.Р.; Telepnjova, I.R.Статья посвящена фортепианной сонате талантливого белорусского композитора Д. Долгалёва. Анализируя технические трудности в исполнении сонаты, автор обращает внимание на проблемы фактуры, звукоизвлечения, педализации, ритмики и агогики. Ценность этого комментария состоит в том, что И. Телепнева является первым исполнителем данного сочинения. Материалы статьи могут оказаться полезными для педагогов и студентов музыкальных вузов.
- ItemМузыкально-драматический текст: методы исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Немцова, С. Н.; Nemcova, S. M.В статье рассматриваются методы исследования музыкально-драматического текста с опорой на комплексный анализ с применением системного метода. Автором обозначена целостная система взаимодействий семантических единиц, представленная жанровым, сюжетным, драматургическим, образным и языковым уровнями текста. Статья опирается также на положения, актуальные для современного музыкознания, разработанные в трудах по герменевтике.
- ItemПравославные церковно-певческие и регентские курсы на Беларуси в начале XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.Статья посвящена системе дирижерско-хорового образования конца 19 - начала 20 века. Автор фокусирует внимание на подготовке регентов и учителей церковного пения на певческих и регентских курсах, состоявшихся в Минске (1902, 1903), Гродно (1904), Вильно (1910, 1911). Автор выявляет общие закономерности проведения курсов, очерчивает круг изучаемых предметов, подробно анализирует содержание каждой учебной дисциплины. Статья выявляет взаимосвязь дирижёрско-хорового обучения Беларуси с традициями русского хорового исполнительства.
- ItemИсполнение "Гольдберг-вариаций" И. С. Баха в контексте проблемы воссоздания онтологической сущности музыкального произведения(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Метельская, Е.М.; Metel'skaja, E.M.В статье исследуется проблема воплощения категории времени в музыке. На примере двух выдающихся исполнений данного произведения изучаются основные аспекты воплощения данной категории в исполнительском искусстве. Приводятся материалы изучения интерпретаций "Гольдберг-вариаций", созданных Ландовской и Гульдом: таблица и графическое изображение темповых характеристик данных исполнений. Изучение этих материалов может оказать существеннуюпомощь музыкантам - педагогам и исполнителям - в создании собственной собственной интерпретации "Гольдберг-вариаций".
- ItemХоровое творчество Осипа Козловского: проблемы исполнительской трактовки(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Прокопенко, Е. В.; Prokopenko, E. V.В работе рассматриваются крупные хоровые сочинения О. Козловского. Отмечается, что в творчестве композитора нашли претворение основные черты как западноевропейского, так и славянского хорового искусства, светской и религиозной традиции, класические каноны и элементы сентиментализма, а также предромантического и романтического стиля. При их исполнительском прочтении следует опираться на их традиционную модель интерпретации хоровой классики.
- ItemСтылістыка радзіннай песні: сучасны стан традыцыі на Беларусі(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Катвіцкая, І. С.; Katvіckaja, І. S.Стылістыка радзінна-хрэсьбіннага напеву - з'ява шматузроўневая і нясе ў сабезлучэнне стыляў са сваёй спецыфікай: раннетрадыцыйнага (абрадавага пласта) і познетрадыцйнага (пазаабрадавага), а так сама выканальніцкага, што выяўляе рэгіянальную спецыфіку беларуская хрэсьбіннай мелодыкі. Рэгіянальная ж стылістыка радзінных напеваў раскрываецца ў сукупнасці гуртавой і сольнай форм спеваў.
- ItemИспользование современных технологий в исследовании индивидуальных особенностей дирижерских интерпретаций(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Васильев, Д.А.; Vasil'ev, D.A.В статье раскрываются возможности применения современных технологий (в частности звукового редактора Sound Forge) в качестве объективного метода изучения индивидуальных особенностей дирижерских интерпретаций. В сокращённом виде, приводится конкретное исследование временных (ритмических) характеристик интерпретаций симфонии № 5 "К миру" Е. Глебова Б. Райским (Оркестр Белорусского радио и телевидения) и Ю. Ефимовым (Государственный академический симфонический оркестр Белорусской ССР). В результате исследований автор приходит к выводу о том, что использование современных компьютерных программ может быть важным шагом на пути обогащения исследовательского "инструментария".
- ItemСтановление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.В статье рассматриваются проблемы становления культурологического направления в современной науке о музыке, которое связано с её важнейшими сферами, как история музыки, объектом изучения которой является европейский музыкально-исторический процесс, и этномузыкология.
- ItemСкрипач, артиллерист, профессор. К 85-летию со дня рождения Г. С. Глущенко(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Степанцевич, К. И.; Stepancevich, K. I.
- ItemНекоторые вопросы воспитания исполнительского мастерства баянистов (аккордеонистов) на современном этапе. Из личного опыта(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Солопов, М. Г.; Solopov, M. GПрофессор М. Г. Солопов рассуждает об актуальных проблемах формирования исполнительского мастерства баянистов и аккордеонистов. По мнению авторов, художественное развитие музыканта успешно осуществляется только в опоре на техническое мастерство. Мастерство даёт артисту возможность проявления свободного творческого выражения и даёт путь к его достижению. Автор отмечает, что мастерство исполнителя обретает силу в сочетании подлинного профессионализма, артистизма, индивидуальности музыканта.
- ItemО роли риторических принципов композиции в токкатах Микеланджело Росси(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Мрачко, М.П.; Mrachko, M. P.Статья посвящена рассмотрению особенностей музыкально-риторических связей в импровизационных по духу сочинений эпохи барокко. Вней раскрываются принципы преломления приёмов риторической диспозиции в токкатах итальянского композитора Микеланджело Росси (160/02-1656). Автор статьи выделяет две риторические модели, на которые опирается композитор в построении пьес, - 8-частную и 5-частную. Определяется круг музыкально-выразительнх средств, характерных для каждого раздела композиции и соответствующих его смысловому значению.
- ItemАб адным тыпавым напеве духоўных вершаў(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Баранкевіч, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Адным з найменьш распрацаваных пытанняў у сучаснай беларускай этнамузыкалогіі застаецца праблема тыпалогіі напеваў духоўных вершаў. Жанр пакаянных духоўных вершаў складае асобную ты,разнавіднасць сярод іншых жанраў духоўных вершаў вуснай традыцыі. Закранаючы сферы духоўнага, узнёслага, “умілённые” стварылі цыкл глыбако лірычных, падчас трагічных твораў. Артыкул прысвечаны разгляду аднаго с тыпавых напеваў беларарускіх духоўных вершаў вуснай традыцыі. Гэты напеў уласцівы пакаяннаму духоўнаму вершу "Уж вы, гусі маі“ , а так сама дзвум баладам, запісаным ад старавераў – “Уж ты, муж, ты, мой муж” і “Жыла была вудава”
- ItemК проблеме воплощения программности в фортепианных сонатах белорусских композиторов 1990-х годов(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Манулик, А.С.; Manulik, A.S.В статье рассматриваются вопросы программности в фортепианных сонатах, созданных белорусскими композиторами в последние десятилетия 20 века: соната-картина № 2 "Мозаика" В. Доморацкого, сонаты Г.Гореловой "К взлетающей птице", О. Сонина "Памяти погибшим на пороме Эстонии", соната-фантазия А. Короткиной "Искушение". Аналитический материал может послужить методическим подспорьем для пианистов-педагогов и исполнителей этих произведений.
- ItemОбиходный звукоряд-лад(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Побудительным мотивом обращения автора статьи к теме обиходного звукоряда-лада стала противоречивость в его теоретическом толковании, и, как следствие, отсутствие точной дефиниции. Обиходный звукоряд-лад, по мнению автора, - децентрализованная мажорно-минорная система, присущая не только церковному богослужебному пению, но и народнопесенному творчеству, профессиональной композиторской, а также бытовой музыке. Обиходный звукоряд-лад складывается в процессе эволюции стиля, мелодико-интонационных особенностей и ладовых закономерностей, обусловленных каждой новой исторической эпохой. Вся позднетрадиционная, а также современная белорусская, украинская и русская лирическая песня (крестьянской традиции) базируется на этой многоохватной звукорядно-ладовой системе, способствующей яркой индивидуализации мелодических напевов. Звукорядно-ладовая обиходность становится типичным показателем белорусских лирических песен, в особенности мужской хоровой традиции.
- ItemК вопросу о методике преподавания хорового сольфеджио(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Методика преподавания хорового сольфеджио составляет предмет педагогических интересов, методических поисков, размышлений и практического опыта автора статьи на протяжении многих лет. Хоровое сольфеджио рассматривается как связующее звено между теоретической базой сольфеджио и практическими требованиями хорового класса.
- ItemСтилевые взаимодействия в белорусской музыке 1990-х годов(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Зорина, С.А.; Zorina, S.A.В данной статье рассматриваются ведущие стилевые тенденции на примере сочинений белорусских композиторов 1990-х годов. В центре внимания - изучение проблемы стилевых взаимодействий, разнообразных форм стилевых диалогов и полилогов в произведениях самых разных жанров.
- ItemСтановление камерно-вокального жанра "Художественной песни" в Китае (первая половина XX ст.)(2007) Фэн Лэй; Fjen LjejПервым серьёзным произведением камерно-вокального жанра, многие композиторы и музыковеды Китая считают песню Ли Цинчжу "Течение воды в реке на востоке" (1920). Автор анализирует её с точки зрения взаимодействия западноевропейской и восточной музыкальных традиций. Автор отмечает, что жанр художественной песни не был традиционен для Китая, но сама песня на протяжении пятитысячелетней истории страны являлась наряду с поэзией одним из важнейших проявлений духовной культуры народа. Статья посвящена вопросам становления камерно-вокального жанра в Китае.
- ItemПрофессиональное искусство хорового дирижера: интерпретаторская культура(Белорусская государственная академия музыки, 2007) Иконникова, Л. Н.; Ikonnikova, L. N.В настоящей статье впервые в теории хорового исполнительства ставиться проблема интерпретаторской культуры , обычно являющейся результатом длительного и всестороннего профессионального совершенствования хорового дирижёра. В статье намечаются важнейшие аспекты развития интерпретаторской культуры и возможности её изучения. Практическая направленность статьи состоит в том, что она привлекает внимание к данной проблеме преподавателей и учащихся музыкальных учебных заведений, ориентируя музыкантов на необходимость овладения интепретаторской культурой в полном объёме.