Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 57
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 57 by Title
Now showing 1 - 18 of 18
Results Per Page
Sort Options
- ItemАльтовая исполнительская школа Китая: история, актуальное состояние, ведущие представители(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Дэн Цили; Djen CiliВ статье на основе исторических источников исследуется развитие альтового искусства в Китае. Прослеживается эволюция интереса к альту, истоком которого стало развитие симфонического оркестра европейского образца и, соответственно, струнно-смычковой педагогики. Стимулами развития китайского альтового искусства стали общественно-культурные изменения, новые тенденции образования, инициативная позиция первых педагогов и выдающихся исполнителей (Шень Сиди, У Юйшен и др.). В настоящее время западные корни и традиции альтового исполнительства входят во взаимодействие с китайским национальным искусством. Созданная композиторами КНР музыка для альта обретает неповторимое национальное своеобразие, а альт становится все более популярным в стране.
- ItemАспекты изучения современного хорового искусства Китая(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ма Цзунвэй; Ma CzunvjejСтатья посвящена хоровому искусству Китая конца XX – начала XXI в. Обозначено широкое проблемное поле исследований современных китайских ученых. Выявлены ведущие аспекты изучения музыкально-хорового наследия рубежа веков. Определены актуальные проблемы хоровой исполнительской практики.
- Item"Вечерни" Ф. Шеверовского и Н. Дилецкого как образы духовной музыки Беларуси эпохи барокко(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Митюшникова, Е. В.; Mitjushnikova, E. V.Статья посвящена анализу хорового цикла Ф. Шеверовского «Вечерня», представляющего малоизвестные страницы хоровой музыки Беларуси эпохи барокко (XVII – 1-я половина XVIII в.). Посредством сопоставления двух одноименных хоровых сочинений разных композиторов (Ф. Шеверовского и Н. Дилецкого), чье творчество принадлежит не только к одному и тому же периоду, но и к одной композиторской школе (виленской), удалось проследить различное претворение в них основных черт барокко.
- ItemВосток в зеркале русской оперной классики(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Цуй Вэньхао; Cuj Vjen'haoВ статье дается обзор оперных произведений русских классиков, связанных с отражением образов Востока. Анализ сочинений свидетельствует о постоянном художественном интересе композиторов к темам и образам разных регионов, включая библейский Восток, Азию, Китай, Индию.
- ItemЖанр дахэчан в современном кантатно-ораториальном творчестве Китая (по материалам публикаций китайских музыковедов)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ху Юнькунь; Hu Jun'kun'Статья посвящена проблеме содержания и функционирования термина «дахэчан», применяемого для обозначения жанровой специфики широкого круга масштабных многочастных хоровых сочинений в творчестве китайских композиторов ХХ в.
- ItemИз истории становления белорусского альтового исполнительского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Теран, Н. П.; Teran, N. P.В статье прослеживается процесс формирования и развития белорусского национального альтового искусства. Обозначены основные события и явления, представлены личности, оказавшие влияние на отечественную альтовую школу исполнительства; дается характеристика этапов становления национального альтового искусства со времен первых появлений струнных смычковых инструментов на территории Беларуси до наших дней.
- ItemИстория становления и развития фортепианной транскрипции в Китае в первой половине XX в(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Лю Чэньюй; Lju Chjen'jujВ статье рассматриваются первые образцы жанра фортепианной транскрипции в Китае в первой половине ХХ в. Выявляются их жанрово-стилевые и композиционные особенности.
- ItemК вопросу о технике прочтения современной хоровой партитуры: из опыта работы сольфеджиста-практика(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Петько, В. И.; Pet'ko, V. I.Статья имеет практическую направленность, которая определяет основную исследовательскую задачу – рассмотреть технику про-чтения современной хоровой партитуры на примере хора «Жизнь» из цикла «Три хора на стихи Л. Н. Толстого» В. Кузнецова. Автор знакомит с некоторыми видами работы сольфеджиста-практика в процессе интонирования хорового произведения. В статье описаны аналитические наблюдения за интонационным содержанием партитуры, обусловленным особенностями индивидуального композиторского стиля, предложен ряд методических комментариев, касающихся исполнительской трактовки сочинения, изложены способы преодоления интонационных трудностей, возникающих в процессе его звукового воплощения.
- ItemМузыкально-компьютерные технологии в курсе сольфеджио: к проблеме практического использования(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Мелешко, Е. С.; Meleshko, E. S.Статья посвящена вопросу практического применения музыкально-компьютерных технологий в курсе сольфеджио как дополни-тельного источника теоретических сведений и практического закрепления интонационно-слуховых навыков. Описаны типы программ и приложений, рассмотрены наиболее известные платформы в данной категории. Введение
- ItemНекоторые проблемы становления фаготовой школы в КНР на современном этапе(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Лю Юйян; Lju JujjanКитайская Народная Республика сегодня – экономически и культурно развитая страна. Однако в музыкальном образовании здесь остается немало пробелов. В статье расматриваются наиболее существенные, на взгляд автора, проблемы, с которыми сталкивается молодой исполнитель на фаготе во время профессионального обучения в колледже и университете. Автор основывается на личном опыте обучения игре на фаготе в КНР в 2004–2017 гг.
- ItemО конструировании художественного стиля в клавирной фуге И. С. Баха (на примере исполнительской интерпретации С. Рихтера)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ян Шуангэ; Jan ShuangjeКлавирная фуга И. С. Баха считается своего рода энциклопедией старинной музыки, в полной мере отражающей стиль и художественные образы высокого барокко. Статья посвящена исследованию исполнительского стиля выдающегося русского музыканта С. Рихтера, интерпретации «страстны́х» фуг Баха с точки зрения обнаружения в них тембродинамической идеи. Особое внимание уделяется принципам игры на клавесине, что имеет важное значение для правильного восприятия и исполнения клавирной музыки Баха на современном фортепиано.
- ItemОдноименные оперы: к проблеме жанровых и стилевых различий трактовки(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Го Цзюнь; Go Czjun'Статья посвящена феномену одноименных опер в истории оперного искусства. Подобный композиторский опыт в жанре оперы имеет место в большинстве музыкально-исторических эпох, не исключая и современное композиторское творчество Китая.
- ItemОсобенности формообразования в камерно-вокальных произведениях В. Кузнецова в условиях множественности техник(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Самарина, А. Д.; Samarina, A. D.В статье обозначены некоторые особенности формообразования в камерно-вокальной музыке Вячеслава Кузнецова на примере отдельных композиций. Выявляется образный строй произведений, особенности гармонического языка и фактуры, драматургии и строения в условиях использования разных исполнительских и композиционных техник, в числе которых – речитация, псалмодирование, sprechgesang, колористика, сонорика, сонористика, алеаторика, различные типы тональ-ной организации. Возникающее при этом смешение техник создает сложные условия для функционирования и использования вокальных форм, особенности которых рассматриваются на основе систематики В. Холоповой.
- ItemПартия Ивана Сусанина в опере "Жизнь за царя" М. Глинки: вопросы современной исполнительской школы(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ло Цзиньлэй.; Lo Czin'ljej.В статье обозначены важнейшие этапы историко-культурной эволюции образа Ивана Сусанина, получившие отражение в различных постановках оперы М. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Отмечаются новые тенденции осмысления идейно-художественной концепции оперы в российском музыкознании конца XX – начала XXI в. Основное внимание уделяется вопросам современной исполнительской интерпретации партии Сусанина. Выявляется сложность и многоплановость ее вокально-сценического содержания. Рассматриваются интонационные особенности вокального мелоса, синтезирующего русскую церковную и бытовую музыку, национальный фольклор, западноевропейские оперные традиции.
- ItemСимфония с хором в исторической ретроспективе: XIX - начало XX вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Борис, К. Г.; Boris, K. G.В статье освещается начальный этап становления жанра сим-фонии с хором – от Девятой симфонии Л. Бетховена до произведений 1910-х гг. В становлении этого жанрового модуса европейской симфонии обозначены 3 важнейшие композиционно-драматургические «мо-дели».
- ItemСтилевые инверсии в хоровых сочинениях Э.-С. Тююра(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Сытько, Л. В.; Syt'ko, L. V.Статья посвящена проблеме стилевых взаимодействий в современной хоровой музыке. В качестве объекта исследования избрано творчество эстонского композитора Эркки-Свена Тююра. Два его хоровых сочинения, Реквием и «Пробуждение», рассматриваются в аспекте применения принципов монодии в современном контексте, что приводит к возникновению стилевых инверсий.
- ItemСтилизация фольклорных жанров в камерных вокальных сочинениях белорусских композиторов рубежа XX-XXI вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Чекир, Е. В.В статье на примере анализа камерных вокальных сочинений Е. Атрашкевич, Д. Долгалёва и Э. Зарицкого рассматриваются специфические особенности стилизации фольклорных жанров в творчестве современных белорусских композиторов.
- ItemТенденция становления национальной школы кларнета в Китае(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ван Бинцюань; Van Bincjuan'В статье рассматриваются особенности генезиса китайской школы кларнета, творчество китайских композиторов и тенденции синизации кларнета в китайском музыкальном искусстве.