Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 58
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 58 by Title
Now showing 1 - 17 of 17
Results Per Page
Sort Options
- ItemВ поисках тембра звучащего Космоса: «Божественная механика» («Макрокосмос IV») для усиленного фортепиано в 4 руки Джорджа Крама(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Андрухов, И.О.; Andruhov, I.O.В статье с позиции тембровых новаций, приводящих к обновлению и расширению сонористических возможностей инструмента, рассматривается произведение Дж. Крама «Божественная механика». Тембр определяется как основополагающий фактор в создании художественного образа. Анализируются авторские приемы звукоизвлечения, которые формируют новое акустическое пространство, направленное на воплощение образа звучащего Космоса
- ItemДраматический театр В. Золотарёва на примере сонат для баяна(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Донцова, С. Н., Кремлякова, А. Ю.; Doncova, S. N., Kremljakova, A. Ju.Статья посвящена проблеме постижения драматического начала с разными аспектами преломления этой категории в творчестве композитора В. Золотарёва. Авторами рассматриваются вопросы возникновения и формирования трагического взгляда на жизнь и его воплощение в произведениях крупных форм. Примерами для анализа выбраны 1-я, 2-я и 3-я сонаты для баяна, в которых раскрывается индивидуальный взгляд художника на мир, на творчество, на себя и выражается через музыкальный язык, представляющий сплав русского и авангардного.
- ItemИспользование тембрального и колористического разно-образия в исполнении оперных партий лирико-колоратурного сопрано(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шведова, Е. В.; Shvedova, E. V.Статья посвящена вопросам тембра в оперно-вокальном исполнительстве. Рассматриваются некоторые акустические особенности тембра, выразительные возможности тембральных красок в проекции на лирико-колоратурное сопрано, проблемы взаимосвязи тембра и об-раза при воплощении оперного персонажа, специфика взаимодействия исполнителя и дирижера, индивидуальный подход при работе над качеством звучания и тембром голоса. В своих размышлениях автор ста-тьи опирается на собственный многолетний исполнительский опыт.
- Item«Китайская шкатулка», три стихотворения поэтов Юань и Мин для голоса с фортепиано В. Кузнецова: жанрово-стилистические особенности(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Сюе Юйбо; Sjue JujboВ центре внимания автора – камерно-вокальный опус на стихи китайских поэтов «Китайская шкатулка» белорусского композитора В. Кузнецова. Представлен краткий обзор научно-исследовательской литературы о музыкальных опусах на стихи китайских поэтов в бело-русской музыке и их общая характеристика. «Китайская шкатулка» анализируется и как китайский поэтический источник в переводе на русский язык, и с точки зрения его образно-смысловой специфики и собственно музыкальной составляющей (жанр, стилистика музыкального языка, интонационно-тематические особенности).
- ItemМузыка и электроника: к проблеме оценки музыкально-компьютерного творчества(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Сушкевич, Н. С.; Sushkevich, N. S.В статье рассматривается вопрос критериев оценки творческих работ, созданных с использованием музыкально-компьютерных технологий и представленных на международных конкурсах «Музыка и электроника», «Музыкальная электроника и мультимедиа».
- ItemНерегулярная ритмика сань-бань в музыке китайских композиторов для кларнета(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ван Бинцюань; Van Bincjuan'В статье рассматриваются особенности нерегулярной ритмики в музыке китайских композиторов для кларнета, отражающие один из аспектов синизации (китаизации) этого инструмента в китайском му-зыкальном искусстве.
- ItemО понятии «вокально-хоровая интонация»: к постановке проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ковалёва А., А.; Kovaljova A., A.В центре внимания автора статьи – вопросы вокально-хоровой интонации. Изучение литературы по хоровой педагогике приводит к выводу о необходимости обоснования понятия «вокально-хоровая интонация» и определения его места в теории и практике хорового исполнительства. Об актуальности исследования данной проблемы свидетельствует возрастающая потребность руководителей хоровых коллективов в эффективном обновлении способов и приемов развития слуховых и вокально-интонационных навыков хорового коллектива. В этом смысле работа над точностью вокального интонирования и чистотой хорового строя становится определяющим вектором деятельности современного хормейстера.
- ItemОрганный класс Саратовской консерватории: история, педагогические и исполнительские аспекты(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Гольфарб, Н. В.; Gol'farb, N. V.В статье рассматриваются основные вехи развития органного класса Саратовской консерватории в контексте современной отечественной музыкальной педагогики и исполнительской культуры. Прослежен путь от появления органного класса в 2006 г. (факультативно) и последовавшего открытия класса специального органа в 2011 г. до выстраивания трехступенчатой системы органного музыкального образования на базе консерватории. Особое внимание уделено вопросу формирования и воспитания концертного органиста-исполнителя (в част-ности, предложены пути преодоления психологических трудностей, связанных с подготовкой к публичным выступлениям).
- ItemОтличительные особенности тембра меццо-сопрано и пути преодоления характерных трудностей при постановке голоса(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Руднева, Н. А.; Rudneva, N. A.Статья посвящена вопросам классификации типов вокального голоса, в частности меццо-сопрано. Поставлена проблема диагностики и наиболее точного определения типа голоса, что является актуальным на начальных этапах обучения студентов. Делается акцент на переходных нотах, характерных для голоса меццо-сопрано, даются рекомендации и упражнения, направленные на преодоление трудностей, возникающих при переходе из нижнего в микстовый и из микстового в головной регистр. Автор делится личным практическим опытом и рассказывает о своих наблюдениях и выводах в этой области.
- ItemПервый концерт для альта с оркестром Ли Цзыли: жанрово-стилевые особенности и образно-выразительная трактовка солирующего инструмента(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Дэн Цили; Djen CiliВ статье анализируется жанрово-стилевое своеобразие первого созданного в Китае альтового концерта композитора Ли Цзыли. В основе замысла сочинения, посвященного отображению жизни народов Внутренней Монголии, лежит идея использования образно-выразительных возможностей классического альта для имитации этнической характерности монгольского народного музыкального инструмента морин хуур. Посредством имитации альтом звучания морин хуура в произведении запечатлеваются фольклорно-этнографические образы, связанные с культурой и бытом монголов, культом лошади и культом предков.
- ItemПо страницам истории сольфеджио. С. Майкапар: концепция «правильного развития» музыкального слуха(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Мелешко, Е. С.; Meleshko, E. S.Статья посвящена вопросам развития профессионального музыкального слуха. Рассматривается его определение и ряд положений, предложенных и обоснованных выдающимся музыкантом начала ХХ в. С. Майкапаром. Его взгляды анализируются с точки зрения их актуальности и эффективности в условиях современной концепции разви-тия музыкальных способностей на занятиях сольфеджио.
- Item«Пробуждение» для хора и оркестра Э.-С. Тююра: тематическое и атематическое в процессе музыкального структурирования(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Сытько, Л. В.; Syt'ko, L. V.Статья посвящена проблеме системно-структурной организации тематизма в современной музыке. В качестве объекта исследования избрано сочинение известного эстонского композитора Эркки-Свена Тююра. В ходе анализа рассматривается диалектика тематического и атематического в «Пробуждении» для хора и оркестра в контексте вопросов фигуро-фоновых соотношений.
- ItemРазвитие фортепианной транскрипции в Китае в середине ХХ в. (1950–1959)(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Лю Чэньюй; Lju Chjen'jujВ статье рассматриваются особенности развития фортепианной транскрипции в Китае в середине ХХ в. В центре внимания – творчество композиторов, оказавших влияние на музыкальную культуру КНР. Анализируются отдельные образцы транскрипторского творчества, выявляются их жанрово-стилевые и композиционные особенности
- Item«Руслан и Людмила» М. И. Глинки: вокально-сценические амплуа баса как воплощение принципа троичности в русской волшебной сказке(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ло Цзиньлэй; Lo Czin'ljejТроичность как типологический признак структуры русской волшебной сказки впервые рассматривается на материале оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Центральное место занимает вопрос реализации принципа троичности во взаимодействии басовых партий Руслана, Светозара и Фарлафа. В данном аспекте раскрываются драматургические, жанровые и интонационно-мелодические особенности вокально-сценических амплуа указанных персонажей
- ItemСкрипка в эпоху барокко: к проблеме аутентичного исполнения(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Марцинкова, М. Ю.; Marcinkova, M. Ju.В статье освещаются основные проблемы, связанные с исполнением произведений XVII в. В качестве научной базы используются исторические документы, манускрипты, труды композиторов и педагогов. Прослеживаются основные исторические процессы формирования стиля барочной музыки. Рассматриваются особенности скрипичного исполнительства эпохи барокко с исторической и практической точек зрения.
- ItemСонорика как предмет исследования в современном музыкознании(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Комар, И. А.; Komar, I. A.Статья посвящена анализу научных исследований и изучению «композиторского слова» о сонорике зарубежных и белорусских авторов. Цель статьи – систематизация многообразных исследовательских подходов к определению данного художественного явления с учетом ситуации в современном музыкознании и художественной практике. Предпринята попытка актуализировать содержательные границы понятия сонорики и обосновать пути ее дальнейшего изучения.
- ItemЦимбалы и особенности их функционирования в музыкальной культуре Беларуси, Венгрии и Германии в первой половине XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Бельмач, Т.А.; Bel'mach, T.A.В статье на основе сравнительного анализа выявлены близость трактовок аутентичных и профессиональных белорусских, венгерских и немецких цимбал, сходство приемов игры и звукоизвлечения, общность использования инструментов в качестве ансамблевых, а также различия в цимбальном репертуаре, образно-смысловых и эстетических аспектах музыки.