Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 6
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 6 by Title
Now showing 1 - 20 of 27
Results Per Page
Sort Options
- ItemБелорусские духовные стихи о Лазаре(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Автор считает, что одной из актуальнейших проблем белорусского этномузыкознания становиться возвращение незаслуженно забытых видов и жанров народного песенного творчества. В статье рассматривается один из таких жанров - духовный стих, его видовая характеристика, сюжетно-жанровая классификация, проблемы музыкально-поэтической стилистики.
- ItemВведение в типологию многоголосия(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье обосновывается необходимость нового подхода к типологии многоголосия: с позиций исторической теории музыки. Многоголосие рассматривается как целостность, охватывающая разные слои культуры, от стихийных (функциональных) проявлений до уровня сознательной (высокоинтеллектуальной) работы. Это даёт возможность обнаружить следующие закономерности. По вертикали "одномоментно" типы многоголосия связаны иерархически с представлением о "низшем и "высшем". По "горизонтали" (в историческом времени) типы многоголосия - цепь взаимодействия первичных и вторичных качеств. Опыт европейской музыкальной культуры, сведённый к двум важнейшим ветвям, западной и восточной (славянской),позволяют выдвинуть гипотезу о существовании пяти темброво-фактурных формул многоголосия ( сольной вокальной, вокально-ансамблевой, хоровой, инструментальной и оркестровой).
- ItemЖырандоль гукаў са шляхецкіх сядзібаў вялікай музычнай эпохі і стылю(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Якіменка, Т. С.; Jakimenka, T. S.У артыкуле прадпрымаецца разгорнуты аналіз вучэбнага дапаможніка "Фартэпіянная музыка Беларусі XVIII стагоддзя" (складальнікі В. Дадзіёмава і У. Дулаў). Аўтар рэцэнзіі разглядае навуковую канцэпцыю зборніка і абгрунтоўвае не толькі практычна - выканальніцкую і педагагічную, але і навуковую яго вартасць. Адным з пераканаўчых аргументаў з'яўляецца здзейснены дзякуючы выданню ўваход у невядомую раней музычна-культурную прастору колішніх шляхецкіх сядзібаў Беларусі.
- ItemЗ беларуска-ўкраінскіх сустрэч: да біяграфіі А. Ведэля(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.У гісторыі музычнай культуры Беларусі вядома немала старонак, цікавых не толькі для беларускага, але і для славянскага і, шырэй, агульнаеўрапейскага музыказнаўства. Большасць іх звязана з дзейнасцю на Беларусі ўраджэнцаў розных краін, а таксама з укладам выхадцаў з Беларусі ў музычныя культуры іншых народаў. Для культуры айчыннай, якая спрадвеку развівалася на перакрыжаванні розных мастацкіх шляхоў, гэты працэс асабліва паказальны, а кожны факт, што мае да яго дачыненне, набывае прынцыповую значнасць. Таму аўтар прыцягвае ўвагу да матэрыялаў, якія адкрываюць невядомыя раней беларускія рэаліі жыцця ўкраінскага кампазітара А. Ведэля. Гэтыя матэрыялы прывёз у Мінск выдатны дзеяч украінскай культуры, энтузіяст і шукальнік Яўген Леанідавіч Махнавец.
- ItemЗ гісторыі вышэйшай вакальнай адукацыі ў сучаснай Беларусі (Прафесар П. І. Ціханаў /1877 - 1944/)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Івашкоў, Л. П.; Іvashkoў, L. P.У артыкуле аналізуецца роля прафесара Паўла Ільіча Ціханава ў выхаванні беларускіх нацыянальных выканаўцаў і стварэнні прафесійнай вакальнай школы. Разглядаюцца яго педагагічныя прынцыпы і метадычныя ўстаноўкі, якія і зараз з'яўляюцца "глебай" для навучання вакалістаў на сучасным узроўні.
- ItemЗмест(2005) Весці № 6
- ItemКонцепт "Музыка" в соотношении с другими концептами поэзии С. Есенина(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Михайлова, Е. В.; Mihajlova, E. V.В статье рассматривается концепт "музыка" в стихотворениях и поэмах С. Есенина. Средствами реализации этого концепта служат глаголы со значением песни и танца, образованные от них существительные; слова различных частей речи, входящие в семантическое поле 'музыка'. В структуре концепта "музыка" пению больше уделяется внимание, чем танцу. Тесная связь этого концепта с концептами "поэт", "эмоции", "чувства", "Родина", "любовь" и др. показывает его значительное место в концептуальной картине мира С. Есенина.
- ItemМузыка русской прозы (сонористика литературного произведения)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ренанский, А. Л.; Renanskij, A. L.На примере русской прозы автор анализирует сонористику литературного письма. Автор пишет о двух характерных для литературы и музыки 20 века тенденциях: оречевлении музыки и омузыкаливания речи. В музыке этот процесс начался в творчестве А. Даргомыжского, но наиболее полно проявился у М. Мусоргского. В литературе, начиная с Ф. Достоевского, заметно особое внимание к интонационному образу персонажей, стремление выразить музыку речи лексическими средствами языка.
- ItemМузыкальная жизнь и периодические издания в Беларуси на рубеже XIX - XX столетий(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Глущенко, Г. С.; Glushhenko, G. S.В статье анализируется состояние музыкальной критики на рубеже XIX - XX вв. в Беларуси. Автор даёт краткий обзор некоторых белорусских газет и журналов, на страницах которых освещались вопросы культурной жизни, в том числе и вопросы музыкального искусства.
- ItemМузыкальная информатика в системе современного музыковедения(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Сушкевич, Н. С.; Sushkevich, N. S.Формирование музыкальной информатики как научной и учебной дисциплины - объективный исторический процесс, обусловленный появлением новых теорий и технологий. Одной из основных задач современного музыкознания является поиск системного подхода к этой новой области знаний. Автор статьи сосредотачивает своё внимание на методологических вопросах, проводя сравнение с развитием подобных междисциплинарных направлений в других гуманитарных науках.
- ItemМузыкально-теоретическое наследие аль-Кинди и развитие арабской музыкальной науки в период Аббасидов (VIII - XIII вв.)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Мади, А.; Madi, A.Статья посвящена арабской музыкальной культуре эпохи династии Аббасидов (VIII - XIIIвв.) В центре внимания оказываются виднейшие арабские мыслители того периода, оказавшие решающее влияние на формирование таких представителей музыкального искусства Аббасидского Халифата, как аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, "Братья чистоты", аль-Урмавы и др.
- ItemНекоторые технические проблемы при игре на домре (к вопросу постановки рук)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Черняк, Л. И.; Chernjak, L. I.В статье рассматриваются специфические технические трудности при игре на домре и способы их преодоления. Статья адресована исполнителям и преподавателям по классу домры.
- ItemНерегулярная ритмика "сань-бань" в фортепианном творчестве китайских композиторов XX столетия(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Лю Цзинь-тао; Lju Czin'-taoВ статье теоретически осмысливается такое интересное и самобытное явление китайской музыки, как "сань-бань" - вид временной организации музыки, стиль и манера исполнения. "Сань-бань" определяется как неупорядоченность ритма, метра и темпа, как отсутствие метроритмической регламентации и темповая свобода. В статье приводятся некоторые образцы современного фортепианного творчества китайских композиторов, которые дают более определённое представление о "сань-бань".
- ItemНовоанглийский трансцендентализм и симфоническое творчество Чарльза Айвза(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ткачева, С.В.; Tkacheva, S.V.В статье анализируется симфоническое творчество Чарльза Айвза, с именем которого связаны крупнейшие достижения американского искусства. Творчество композитора резко выделяется своим новаторством, необычностью, эксцентричностью. Понимание музыки композитора неотделимо от понимания взглядов Айвза-философа, от представления сложной картины американского трансцендентализма. Авйз сумел передать в своих произведениях контрасты реальной жизни, облечь их в звуковую форму, наполнить глубоким философским содержанием. Стремление к панорамному охвату и отображению всех реалий окружающего мираобусловило приверженность композитора к жанру симфонии, подразумевающему определённый концептуальный уровень.
- ItemО ладовой основе китайской музыки (опыт наблюдения над фортепианным педагогическим репертуаром)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Сунь Джоан; Sun' DzhoanВ фортепианном творчестве китайских композиторов накоплен значительный опыт создания современной музыки (в том числе для детей) на основе пентатоники, но с использование европейской композиционной техники и нотации. В статье анализируются китайские пентатонные лады на примере мини-цикла Сан-Туна.
- ItemПолифонический цикл "Увертюра и фуга" как проявление традиционного и новаторского в фортепианном творчестве китайских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Сунь Вэйбо; Sun' VjejboВ статье рассматривается проблема традиции - новаторство применительно к фортепианному полифоническому циклу "прелюдия и фуга" на примере китайских композиторов.
- ItemПроблема общественного воспитания - важнейшая задача государственной идеологии (теоретический аспект)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ладутько, А. Н.; Ladut'ko, A. N.В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы общественного воспитания как важнейшей задачи государственной идеологии. Воспитание, по мнению автора, выступает как дополнительное направление от всех видов деятельности и общения, теории и практики, знания и действияю Этот процесс включает в себя поиск способов, методов и средств воздействия на человека, которые способны сформировать в желаемом для общества направлении его потребности, сознание и поведение.
- ItemРихард Штраус и Стефан Цвейг (из истории творческого содружества)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Щербакова, Т.Л.; Shherbakova , T.L.Статья посвящена истории создания и премьеры оперы Р. Штрауса "Молчаливая женщина". Материалы переписки Штрауса и Цвейга, положенные в основу исследования, раскрывают не только суть творческих взаимоотношений композитора и либреттиста, но также сложную культурно-политическую атмосферу в Германии времён Третьего Рейха (1933 - 1935).
- ItemСергей Кортес(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ахвердова, М. И.; Ahverdova, M. I.
- ItemСовременные музыкально-исторические дисциплины, их содержание, функции и задачи в системе профессиональной подготовки музыкантов: постановка проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Автор анализирует содержание, функции и задачи современных музыкально-исторических дисциплин в системе профессиональной подготовки музыкантов. Смена историко-методологических ракурсов и оценок, происходящая в современной науке и культуре, считает автор, ведёт за собой насущную необходимость коренного переосмысления содержания курсов истории музыки, приведения его в соответствие с реальными историческими ориентирами и содержательными потребностями современной мировой музыкальной науки и практики.