Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 6
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 6 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 27
Results Per Page
Sort Options
- ItemТэксталагічныя і кампазіцыйныя асаблівасці цыкла 15 антыфонаў службы святых страсцей Госпада нашага Ісуса Хрыста па Жыровіцкім ірмалоі 1649 г.(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Смыкоўская, І.І.; Smykoўskaja , І.І.У артыкуле параноўваюцца музычныя тэксты 15 антыфонаў службы Святых Страсцей з Жыровіцкага ірмалоя 1649 г. і першага ноталінейнага зборніка 1598-1601 гг. з Супрасльскага манастыра. Аўтар канстатуе, что тэксталагічныя і кампазіцыйныя асаблівасці цыкла Страсцей сведчать аб новым этапе бытавання службы ў пеўчай практыцы грэка-католікаў.
- ItemЗмест(2005) Весці № 6
- ItemСергей Кортес(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ахвердова, М. И.; Ahverdova, M. I.
- ItemСюжэтныя матывы і оперныя сітуацыі ў нясвіжскіх творах Я. Голанда(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Кавальчук, Н. М.; Kaval'chuk, N. M.Аўтар звяртаецца да найбольш відавочных мастацка-стылявых прымет опер Я. Голанда - тых, што звязаны з сюжэтыкай. Паэтычныя тэксты і драматургія опер "Агатка" і "Чужое багацце" ўтвараюцца паводле назіранняў аўтара, са спалучэння розных тыпалагізаваных сюжэтных матываў і оперных сітуацый, што бытавалі ў еўрапейскіхкамічных операх другой паловы XVIII ст. і адлюстровывалі агульнаеўрапейскія мастацкія традыцыі свайго часу.
- ItemТематическая направленность и формы популяризации духового искусства Беларуси XVI - XIX столетий в контексте развития духовной музыкальной культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Коротеев, А. Л.; Koroteev, A. L.Статья написана по материалам доклада, прочитанного на секции "Духовная музыка, фольклор и театр в славянской культуре" на V Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях, посвящённых Дняи славянской письменности и культуры. Автор анализирует процесс развития духового искусства Беларуси XV - I XIX вв., что позволяет выявить тематическую направленность репертуара, исполнявшегося духовыми коллективами, а также рассматривает формы популяризации духового искусства Беларуси.
- ItemТворчество Рышарда Буковского и польская музыка второй половины XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Гранат-Янки, А.; Granat-Janki, A.
- ItemНовоанглийский трансцендентализм и симфоническое творчество Чарльза Айвза(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ткачева, С.В.; Tkacheva, S.V.В статье анализируется симфоническое творчество Чарльза Айвза, с именем которого связаны крупнейшие достижения американского искусства. Творчество композитора резко выделяется своим новаторством, необычностью, эксцентричностью. Понимание музыки композитора неотделимо от понимания взглядов Айвза-философа, от представления сложной картины американского трансцендентализма. Авйз сумел передать в своих произведениях контрасты реальной жизни, облечь их в звуковую форму, наполнить глубоким философским содержанием. Стремление к панорамному охвату и отображению всех реалий окружающего мираобусловило приверженность композитора к жанру симфонии, подразумевающему определённый концептуальный уровень.
- ItemВведение в типологию многоголосия(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.В статье обосновывается необходимость нового подхода к типологии многоголосия: с позиций исторической теории музыки. Многоголосие рассматривается как целостность, охватывающая разные слои культуры, от стихийных (функциональных) проявлений до уровня сознательной (высокоинтеллектуальной) работы. Это даёт возможность обнаружить следующие закономерности. По вертикали "одномоментно" типы многоголосия связаны иерархически с представлением о "низшем и "высшем". По "горизонтали" (в историческом времени) типы многоголосия - цепь взаимодействия первичных и вторичных качеств. Опыт европейской музыкальной культуры, сведённый к двум важнейшим ветвям, западной и восточной (славянской),позволяют выдвинуть гипотезу о существовании пяти темброво-фактурных формул многоголосия ( сольной вокальной, вокально-ансамблевой, хоровой, инструментальной и оркестровой).
- ItemСтилевые особенности сонат для скрипки и фортепиано Эйтора Вила-Лобоса(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Жук, И.Л.; Zhuk, I.L.В статье анализируются три сонаты для скрипки и фортепиано Эйтора Вила- Лобоса. Стилевая неоднородность сонат, по мнению автора, отражает напрвленность эволюции творчества композитора: от постромантического мироощущения через активное претворение национально-жанровых элементов к кристаллизации индивидуального авангардного синтезирующего стиля.
- ItemЗ гісторыі вышэйшай вакальнай адукацыі ў сучаснай Беларусі (Прафесар П. І. Ціханаў /1877 - 1944/)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Івашкоў, Л. П.; Іvashkoў, L. P.У артыкуле аналізуецца роля прафесара Паўла Ільіча Ціханава ў выхаванні беларускіх нацыянальных выканаўцаў і стварэнні прафесійнай вакальнай школы. Разглядаюцца яго педагагічныя прынцыпы і метадычныя ўстаноўкі, якія і зараз з'яўляюцца "глебай" для навучання вакалістаў на сучасным узроўні.
- ItemЧисло как символ целостности: воплощение числа в музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Мдивани, Т. Г.; Mdzіvanі T. G.В статье рассматривается музыкальное число ("прекрасная гармония звуков") как символическое понятие, структура которого охватывает логический и эстетический аспекты музыки, музыкального мышления и художественного мировоззрения. Поскольку творческий рационализм имманентно апеллирует к целостности и число присутствует в любом творении, автор задаётся вопросом: что есть число в музыке и особенно авангардной.
- ItemНекоторые технические проблемы при игре на домре (к вопросу постановки рук)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Черняк, Л. И.; Chernjak, L. I.В статье рассматриваются специфические технические трудности при игре на домре и способы их преодоления. Статья адресована исполнителям и преподавателям по классу домры.
- ItemМузыкальная жизнь и периодические издания в Беларуси на рубеже XIX - XX столетий(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Глущенко, Г. С.; Glushhenko, G. S.В статье анализируется состояние музыкальной критики на рубеже XIX - XX вв. в Беларуси. Автор даёт краткий обзор некоторых белорусских газет и журналов, на страницах которых освещались вопросы культурной жизни, в том числе и вопросы музыкального искусства.
- ItemБелорусские духовные стихи о Лазаре(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Автор считает, что одной из актуальнейших проблем белорусского этномузыкознания становиться возвращение незаслуженно забытых видов и жанров народного песенного творчества. В статье рассматривается один из таких жанров - духовный стих, его видовая характеристика, сюжетно-жанровая классификация, проблемы музыкально-поэтической стилистики.
- ItemРихард Штраус и Стефан Цвейг (из истории творческого содружества)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Щербакова, Т.Л.; Shherbakova , T.L.Статья посвящена истории создания и премьеры оперы Р. Штрауса "Молчаливая женщина". Материалы переписки Штрауса и Цвейга, положенные в основу исследования, раскрывают не только суть творческих взаимоотношений композитора и либреттиста, но также сложную культурно-политическую атмосферу в Германии времён Третьего Рейха (1933 - 1935).
- ItemО ладовой основе китайской музыки (опыт наблюдения над фортепианным педагогическим репертуаром)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Сунь Джоан; Sun' DzhoanВ фортепианном творчестве китайских композиторов накоплен значительный опыт создания современной музыки (в том числе для детей) на основе пентатоники, но с использование европейской композиционной техники и нотации. В статье анализируются китайские пентатонные лады на примере мини-цикла Сан-Туна.
- ItemТворческая интеграция (об одной актуальной проблеме современной музыкальной педагогики)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Солопов, М. Г.; Solopov, M. G.В статье обсуждается проблема утраты исполнителями навыков сочинения и импровизации. На примере обучения студентов на кафедре инструментовки и аранжировки правила и приёмам сочинения музыки автор показывает, что эти занятия дают возможность творческой реализации на ниве композиции, а главное способствуют укреплению творческой интеграции исполнительской и композиторской деятельности.
- ItemПроблема общественного воспитания - важнейшая задача государственной идеологии (теоретический аспект)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ладутько, А. Н.; Ladut'ko, A. N.В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы общественного воспитания как важнейшей задачи государственной идеологии. Воспитание, по мнению автора, выступает как дополнительное направление от всех видов деятельности и общения, теории и практики, знания и действияю Этот процесс включает в себя поиск способов, методов и средств воздействия на человека, которые способны сформировать в желаемом для общества направлении его потребности, сознание и поведение.
- ItemМузыка русской прозы (сонористика литературного произведения)(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Ренанский, А. Л.; Renanskij, A. L.На примере русской прозы автор анализирует сонористику литературного письма. Автор пишет о двух характерных для литературы и музыки 20 века тенденциях: оречевлении музыки и омузыкаливания речи. В музыке этот процесс начался в творчестве А. Даргомыжского, но наиболее полно проявился у М. Мусоргского. В литературе, начиная с Ф. Достоевского, заметно особое внимание к интонационному образу персонажей, стремление выразить музыку речи лексическими средствами языка.
- ItemНерегулярная ритмика "сань-бань" в фортепианном творчестве китайских композиторов XX столетия(Белорусская государственная академия музыки, 2005) Лю Цзинь-тао; Lju Czin'-taoВ статье теоретически осмысливается такое интересное и самобытное явление китайской музыки, как "сань-бань" - вид временной организации музыки, стиль и манера исполнения. "Сань-бань" определяется как неупорядоченность ритма, метра и темпа, как отсутствие метроритмической регламентации и темповая свобода. В статье приводятся некоторые образцы современного фортепианного творчества китайских композиторов, которые дают более определённое представление о "сань-бань".