Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 28
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 28 by Title
Now showing 1 - 20 of 22
Results Per Page
Sort Options
- ItemАкадемическое исполнительство на белорусских цимбалах как феномен современной музыкальной культуры: к постановке проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Прадед, В. А.; Praded, V. A.Статья посвящена вопроса размежевания двух равноценных пластов музыкальной культуры Беларуси - традиционного и академического исполнительства на белорусских цимбалах. Актуализируется проблема изменения системы музыкального образования цимбалистов.
- ItemБаянное меховедение как одна из специфических особенностей звуковедения(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Тарас, Е. В.; Taras, E. V.В статье рассматривается один из важнейших вопросов современного инструментального исполнительства - процесс звуковедения. Главным средством ведения звука на баяне и достижения яркой музыкально-интонационной выразительности является мех. В статье приводятся графические схемы, отражающие влияние меховых интонационных воздействий на стационарную часть звука, последовательность звуков и организацию ритмической фигурации.
- ItemВокально-симфоническая поэма и кантатно-ораториальные жанры хоровой музыки: кпроблеме жанрового взаимодействия(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Садовская, А. А.; Sadovskaja, A. A.Одним из свойств жанрового "канона" хоровой поэмы является ее тесная взаимосвязь с исторически традиционными жанрами хоровой музыки. В статье рассматривается специфика жанровых микстов в контексте связей вокально-симфонической хоровой поэмы и кантатно-ораториальных жанров хоровой музыки
- ItemДраматургическое значение контраста в белорусской фортепианной сюите(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Апанович, Р. И.; Apanovich, R. I.В статье рассматривается драматургическая роль контрастного сопоставления как одного из фундаментальных принципов фортепианных сюитных циклов. Этот принцип объединения музыкальных пьес является основным в неконфликтном контрастном типе драматургии и в сюитном мышлении.
- ItemИз истории возникновения китайской профессиональной хоровой музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Гун, Ли; Gun, LiВ статье анализируются причины возникновения китайской профессиональной хоровой музыки с точки зрения истории музыкальной культуры Китая. Определяются историко-стилевые основания иссле- дования современного китайского хорового искусства.
- ItemИстория зарождения и становления детской фортепианной музыки вXVIII - XIX вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Политанская, О. И.; Politanskaja, O. I.В статье исследуются предпосылки зарождения и этапы становления детской фортепианной музыки от ее истоков до начала 20 в. Обобщаются основные критерии контента данной сферы композиторского творчества и в этом контексте анализируются фортепианные произведения детской музыки 18 - 19 вв.
- ItemКитайская музыка в структуре музыкальной культуры современного Китая(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Новоселова, А. В.; Novoselova, A. V.Музыкальная культура традиционного Китая – сложный организм, начавший свое формирование более 5 тыс. лет назад и продолжающий жить и развиваться. В данной статье рассматривается традиционная китайская музыка – чжунго чуаньтун иньюэ (中國傳統音樂, zhōngguó chuántǒng yīnyuè), включающая четыре крупных блока: «религиозная музыка», «дворцовая музыка», «классическая музыка», «народ- ная музыка». Все четыре блока имеют сложные взаимосвязи. Отдельный пласт музыкальной культуры современного Китая, напрямую несвязанный с чжунго чуаньтун иньюэ, составляет музыка китайских композиторов.
- ItemКонцертные симфонии Д. Смольского: взаимодействие жанров(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Лузько, Л. А.; Luz'ko, L. A.Статья посвящена специфике жанрового взаимодействия в концертных симфониях Д. Смольского. Взаимодействие жанров в симфониях композитора рассматривается сквозь призму реализации типологических черт концерта: принципа соревнования, игры, функционального разделения исполнителей, трактовки сонатной формы, выбора музыкального материала.
- ItemМузыкальная культура малых городов Минской области XX - начала XXI в. (на примере г. Молодечно)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Царик, О. С.; Carik, O. S.Статья посвящена вопросам формирования и развития музыкальной культуры малых городов Минской области 20 - нач. 21 в. на примере г. Молодечно. Рассматривается деятельность музыкального училища им. М. К. Огинского, которое выполняет системообразующую функцию в структуре музыкальной культуры Молодечно.
- ItemМузыкально-исполнительская культура в свете проблемы "композитор-исполнитель-слушатель": теория и история(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Роговая, О. В.; Rogovaja, O. V.; В статье освещаются проблемы музыкальной интерпретации, выявляется роль субъективного и объективного факторов в исполнительском искусстве, отмечается значимость визуального компонента в современном исполнительстве,прослеживается зависимость исполнительского стиля от стиля эпохи.В статье освещаются проблемы музыкальной интерпретации, выявляется роль субъективного и объективного факторов в исполнительском искусстве, отмечается значимость визуального компонента в современном исполнительстве,прослеживается зависимость исполнительского стиля от стиля эпохи.
- ItemМузыкальные эскизы Поднебесной в творчестве С. Бельтюкова(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Чжан, Юань; Chzhan, Juan'В статье рассматриваются произведения белорусского композитора С. Бельтюкова, связанные с восточной образностью. В центре внимания – особенности программного мышления музыканта и средства музыкальной выразительности, при помощи которых автору удается интерпретировать разнообразные впечатления о культуре Китая.
- ItemОб этимоне "балалайка" (теоретический аспект)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Лепина, Ю. В.; Lepina, Ju. V.В статье представлено теоретическое междисциплинарное исследование этимологии названия инструмента "Балалайка". Работа опирается на словообразовательный, семантический и этимологический анализ, использованы также лингвистические методы.
- Item"Романтизация" жанра фортепианного концерта в творчестве И.Н. Гуммеля(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Адаева, Е. С.; Adaeva, E. S.В центре внимания статьи - вклад И. Н. Гуммеля, одного из крупнейших пианистов, композиторов и педагогов конца 18 - первой трети 19 в., в развитие европейского музыкального искусства. На примере его фортепианных концертов прослеживается процесс обновления жанра и постепенного формирования выразительных средств и приемов, адекватных новому художественному мироощущению.
- ItemРукописный певческий Ирмолой квадратной линейной нотации конца XVII в. 11Rk922к(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Сорока-Скиба, Г. И.; Soroka-Skiba, G. I.Рукописный певческий Ирмолой квадратной линейной нотации конца 17 в. 11Rk922k характеризуется широким спектром песнопений. Яркие особенности позволяют отнести его в самостоятельную группу певческих книг.
- ItemРусские истоки инвенторства И.Ф. Стравинского(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Смирнова, Т. С.; Smirnova, T. S.В статье освещается тема инвенторства в творчестве Игоря Стравинского. Особое внимание уделено исследованию русских корней этого принципа, музыкально-психологических предпосылок для его фор- мирования
- Item"Синьцзянские танцы" Дин Шань - дэ и проблема жанровой первоосновы фортепианной музыки китайских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ся, Юньцзин; Sja, Jun'czinНа примере «Синьцзянских танцев» Дин Шань-дэ в статье актуализируется проблема претворения танцевальности в фортепианном творчестве китайских композиторов. Рассматриваются исторические танцевальные формы китайской музыкальной культуры, обосновываются методологические подходы к анализу танцевальности как жанровой первоосновы композиторского творчества.
- ItemСовременное состояние колокольного звона в сельских православных храмах западной Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Шатько, Е. Г.; Shat'ko, E. G.В статье рассматривается современное состояние колокольного звона в сельских православных храмах западной Беларуси. На основе экспедиционных материалов 2003 - 2009 г.г. автор вводит в научный обиход сведения о сохранившейся устной традиции местных звонов, описывает звоны "на сбор", "во вся", "по душе", "на покойника" и др.
- ItemСтановление и развитие профессионального скрипичного образования и исполнительского искусства Беларуси в начале XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Зыкова, Мария; Zykova, M. L.Статья посвящена анализу белорусского скрипичного искусства начала 20 в. Автором собраны и систематизированы материалы, отражающие становление и развитие профессионального скрипичного образования и исполнительского искусства Беларуси, которые являются неотъемлимыми частями национальной музыкальной культуры.
- ItemТипология сюжетов китайской оперы второй половины XXв.(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Чжан, Бинь; Chzhan, Bin'Разнообразие оперных либретто в произведениях китайских композиторов второй половины ХХ в., которые можно разделить на три основные группы (реалистические сюжеты, исторические и легендарные сюжеты, прочие сюжеты), свидетельствует о высокой степени развития китайской оперной драматургии и больших перспективах данного жанра.
- ItemУ истоков профессионального домрового искусства Гомельщины(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Полосмак, А. О.; Polosmak, A. O.В статье предпринята попытка описания процесса становления и развития домрового искусства Гомельщины первой половины XX в. Собранная в результате архивных исследований и при помощи метода интервьюирования информация рассматривается с позиции историко-культурологического и системно-структурного подходов.