Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 36
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 36 by Title
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemБалетное творчество Олега Ходоско в свете стилевых парадигм современности(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Мацаберидзе, Н. В; Macaberidze, N. VВ статье обозначаются сущностные парадигмы современности, сквозь призму которых рассматривается балетное творчество одного из ведущих композиторов современной Беларуси Олега Ходоско. Особое внимание в статье уделяется определяющим в творческом почерке композитора стилевым интенциям постмодернизма, которые анализируются на примере балета «Зал ожидания».
- ItemБелорусская опера ХХ в.: из истории издания текстов(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена первым изданиям нотных и сопутствующих материалов белорусской оперы конца 1930-х гг. – «Міхась Падгорны» Е. Тикоцкого, «У пушчах Палесся» А. Богатырева, «Кацярына» Н. Щеглова. Изучение издания типа «отрывки из оперы» позволяет судить о ценности и перспективности такой формы публикации как для сохранения национального музыкально-театрального наследия, так и для его функционирования в современной культуре.
- ItemВиртуозные элементы фактуры и их воплощение в фортепианной (клавирной) музыке различных эпох(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.В статье рассматриваются и обобщаются фортепианные (клавирные) виртуозные элементы фактуры в композиторском творчестве разных стилевых эпох – барокко, классицизма, романтизма ХХ – XXI вв.
- ItemВіленская рэдакцыя «Галькі» Станіслава Манюшкі(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Ліхач, Т. У.; Lihach, T. U.У артыкуле выяўлены спецыфічныя асаблівасці першай рэдакцыі «Галькі» С. Манюшкі (1848), якая ў ХІХ ст. была выканана толькі адзін раз, між тым у ХХ ст. стала дастаткова папулярнай. Новай і арыгінальнай у гэтай версіі была не толькі сацыяльная завостранасць сюжэта, але і актыўная скразная драматургія, сканцэнтраваная на вобразе галоўнай гераіні оперы.
- ItemДва взгляда на один сюжет. «Мастер и Маргарита» Е. Глебова и С. Слонимского(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье актуализируется вопрос художественной ценности оперы Е. Глебова «Мастер и Маргарита» (1992), в настоящее время практически выключенной из мировой «летописи» интерпретаций одноименного романа М. Булгакова. В сравнении с другим опытом воплощения того же сюжета на сцене музыкального театра – камерной оперой С. Слонимского – характеризуются композиционно-драматургические и жанровые особенности оперы Е. Глебова, обосновывается мнение о возможности возвращения оперы на национальную сцену.
- ItemЖанровые и стилевые ориентиры белорусской флейтовой музыки второй половины XX – начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье анализируются ключевые тенденции, определяющие специфику развития белорусской флейтовой музыки второй половины XX – начала XXI в. Дается историческая периодизация и жанровая классификация отечественной музыки для флейты. Выявляются основные стилевые ориентиры, а также магистральные жанры, характеризующие различные этапы развития белорусской флейтовой музыки.
- ItemЗмест(2020) Весці № 36
- ItemИнструментальный театр в «Гигантомании» для там-тама соло В. Воронова: особенности творческого замысла(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Романюк, О. В.; Romanjuk, O. V.В статье рассматриваются музыкально-театральные особенности пьесы «Гигантомания» для там-тама соло В. Воронова. Анализируются жанрово-драматургические и композиционные черты, средства музыкальной выразительности, формирующие специфику инструментально-театрального действа.
- ItemМикрополифония в сочинениях белорусских композиторов: новые тенденции(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Горелова, Г. К.; Gorelova, G. K.В статье анализируются образцы микрополифонии в сочинениях белорусских композиторов А. Цалко, В. Воронова, К. Яськова. Определяются различия в трактовке микрополифонической техники, выделяются особые признаки и свойства «классической» и новой «скрытой» микрополифонии.
- ItemМузыкальный театр последней трети ХХ – начала ХХI в.: метаморфозы жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Немцова, С. Н.; Nemcova, S. N.В статье раскрывается сущность понятия «музыкальный театр». Проводится анализ его трактовок в различных исследованиях. В работе представлена актуальная жанровая систематика видов музыкального театра.
- ItemНекоторые теоретико-методологические подходы к изучению музыкального театра(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Соколовская, М. М.; Sokolovskaja, M. M.В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению оперного искусства прошлого, которые получили отражение в работах Ж.-Ж. Руссо и Н. Гартмана. Анализируется исследование В. Розина, посвященное вопросам культурологического и психологического изучения музыкального театра. Дана краткая характеристика работ белорусских авторов XVIII – начала XX в., проблематика которых связана со сферой профессионального театрального искусства.
- ItemО преломлении абсурдистских тенденций в белорусской малой опере(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Буряк, А. Ю.; Burjak, A. Ju.Статья посвящена изучению трагикомической малой оперы в творчестве белорусских композиторов. На примере произведений «Балаганчик» О. Янченко, «Записки сумасшедшего» В. Кузнецова, «Его жёны» В. Копытько, «Юбилей» С. Кортеса, «Женитьба» М. Мусоргского – В. Воронова рассматривается апелляция к эстетике абсурда, выявляются драматургические особенности реализации оперных концептов как антитеатральных. Анализируются принципы преломления традиций европейского постмодернизма в отечественном музыкальном театре.
- ItemО принципах выбора репертуара в классе камерного ансамбля(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Синецкая, О. Б.; Sineckaja, O. B.В статье речь идет о проблеме выбора репертуара в классе камерного ансамбля. Особое внимание уделяется вопросам освоения метроритма, агогики, динамики, артикуляции, штрихов.
- ItemОбраз Марфы в опере М. Мусоргского «Хованщина» в интерпретации С. Преображенской и И. Архиповой (на примере сцены гадания)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Белоусова, Т. А.; Belousova, T. A.В статье рассматриваются особенности исполнительской интерпретации одного из самых сложных женских образов русской оперы – Марфы-раскольницы. На основе сравнения ремарок исполнительской партитуры партии Марфы в сцене гадания выявляется специфика воплощения образа в интерпретации ведущих меццо-сопрано ХХ в. – Софьи Преображенской и Ирины Архиповой.
- ItemОсобенности претворения темы Великой Отечественной войны в мемориальных сочинениях белорусских композиторов последней трети ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.В статье рассматриваются стилистические и драматургические особенности мемориальных сочинений белорусских композиторов последней трети ХХ в., инспирированные тематикой Великой Отечественной войны (введение в образно-тематический комплекс оплакивания выразительности народных «галашэнняў», траурных колыбельных, тем-нашествий, отсутствие финалов-апофеозов и др.). Обосновывается мемориальная направленность всех сочинений, посвященных трагедии Хатыни.
- ItemСемантическое значение тембра хора мальчиков в симфониях Г. Малера(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Глушаков, В. В.; Glushakov, V. V.В статье освещается семантика тембра хора мальчиков как составной части художественно-смыслового контекста Третьей и Восьмой симфоний Г. Малера. Анализируется музыкальный и литературный материал, исполнительские средства выразительности, условная персонификация хора мальчиков.
- Item«Сказка о солдате» в контексте контрапунктического театра И. Ф. Стравинского(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Смирнова, Т.С.; Smirnova, T.S.«Сказка о солдате» И. Ф. Стравинского рассматривается в статье в контексте контрапунктического театра, концепция которого сложилась в творчестве композитора на рубеже 1910 –20-х гг. и характеризовалась подчеркнутым разграничением сценического пространства на ряд самостоятельных компонентов (музыка, декламация, пластика, сценография), их взаимодействием на паритетных началах. Прослеживается специфика сюжетно-поэтической основы «Сказки», детерминировавшая поиск подходящих для ее сценической реализации разнообразных жанровых моделей. Аргументируется выдвижение на первый план в контрапунктической целостности спектакля музыкального компонента, оттеняемого декламацией, хореографией и лаконичной сценографией.
- ItemСоюз советских композиторов БССР в годы Великой Отечественной войны (по материалам и документам архивов Республики Беларусь)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Волкова, Л. А.; Volkova, L. A.В статье освещается деятельность Белорусского союза композиторов в годы Великой Отечественной войны, приводятся документальные данные и сведения, найденные автором в различных архивах Республики Беларусь и подтверждающие конкретные события и факты функционирования этой творческой организации в условиях военного времени. В статье дается краткий обзор творчества белорусских композиторов, входивших в состав ССК БССР в военные годы.
- ItemСценическое пространство балета Е. Глебова «Тиль Уленшпигель»: структурно-семантический подход(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Подкопаев, И. Н; Podkopaev, I. NВ статье анализируются структура и семантика сценического пространства, созданного художником-постановщиком Е. Лысиком для постановки балета «Тиль Уленшпигель» (1978; композитор Е. Глебов, хореограф-постановщик В. Елизарьев). Визуально-пространственное решение анализируемого спектакля представляет собой результат особого типа взаимодействия сценографии и хореографии, в ходе которого создается единый и нерасторжимый образно-символический хронотоп действия.
- Item«Твоя, Учитель, светлая рука!..». К 75-летию со дня рождения Татьяны Савельевны Лещени(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.