Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 36
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 36 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemМикрополифония в сочинениях белорусских композиторов: новые тенденции(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Горелова, Г. К.; Gorelova, G. K.В статье анализируются образцы микрополифонии в сочинениях белорусских композиторов А. Цалко, В. Воронова, К. Яськова. Определяются различия в трактовке микрополифонической техники, выделяются особые признаки и свойства «классической» и новой «скрытой» микрополифонии.
- ItemОсобенности претворения темы Великой Отечественной войны в мемориальных сочинениях белорусских композиторов последней трети ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.В статье рассматриваются стилистические и драматургические особенности мемориальных сочинений белорусских композиторов последней трети ХХ в., инспирированные тематикой Великой Отечественной войны (введение в образно-тематический комплекс оплакивания выразительности народных «галашэнняў», траурных колыбельных, тем-нашествий, отсутствие финалов-апофеозов и др.). Обосновывается мемориальная направленность всех сочинений, посвященных трагедии Хатыни.
- Item«Сказка о солдате» в контексте контрапунктического театра И. Ф. Стравинского(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Смирнова, Т.С.; Smirnova, T.S.«Сказка о солдате» И. Ф. Стравинского рассматривается в статье в контексте контрапунктического театра, концепция которого сложилась в творчестве композитора на рубеже 1910 –20-х гг. и характеризовалась подчеркнутым разграничением сценического пространства на ряд самостоятельных компонентов (музыка, декламация, пластика, сценография), их взаимодействием на паритетных началах. Прослеживается специфика сюжетно-поэтической основы «Сказки», детерминировавшая поиск подходящих для ее сценической реализации разнообразных жанровых моделей. Аргументируется выдвижение на первый план в контрапунктической целостности спектакля музыкального компонента, оттеняемого декламацией, хореографией и лаконичной сценографией.
- ItemО преломлении абсурдистских тенденций в белорусской малой опере(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Буряк, А. Ю.; Burjak, A. Ju.Статья посвящена изучению трагикомической малой оперы в творчестве белорусских композиторов. На примере произведений «Балаганчик» О. Янченко, «Записки сумасшедшего» В. Кузнецова, «Его жёны» В. Копытько, «Юбилей» С. Кортеса, «Женитьба» М. Мусоргского – В. Воронова рассматривается апелляция к эстетике абсурда, выявляются драматургические особенности реализации оперных концептов как антитеатральных. Анализируются принципы преломления традиций европейского постмодернизма в отечественном музыкальном театре.
- ItemЭстетизация безобразного в контексте тенденций развития искусства XIX – ХХI вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Рева, Г. В.; Reva, G. V.В статье рассматривается вопрос о тенденции переоценки культурных и эстетических ценностей в искусстве, в котором наблюдается стремление к эстетизации безобразного, его популяризации.
- ItemВиртуозные элементы фактуры и их воплощение в фортепианной (клавирной) музыке различных эпох(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.В статье рассматриваются и обобщаются фортепианные (клавирные) виртуозные элементы фактуры в композиторском творчестве разных стилевых эпох – барокко, классицизма, романтизма ХХ – XXI вв.
- ItemНекоторые теоретико-методологические подходы к изучению музыкального театра(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Соколовская, М. М.; Sokolovskaja, M. M.В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению оперного искусства прошлого, которые получили отражение в работах Ж.-Ж. Руссо и Н. Гартмана. Анализируется исследование В. Розина, посвященное вопросам культурологического и психологического изучения музыкального театра. Дана краткая характеристика работ белорусских авторов XVIII – начала XX в., проблематика которых связана со сферой профессионального театрального искусства.
- ItemО принципах выбора репертуара в классе камерного ансамбля(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Синецкая, О. Б.; Sineckaja, O. B.В статье речь идет о проблеме выбора репертуара в классе камерного ансамбля. Особое внимание уделяется вопросам освоения метроритма, агогики, динамики, артикуляции, штрихов.
- Item«Фрагмент» как жанр в структурно-семантическом пространстве открытых произведений(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена малоизученному в искусстве жанру «фрагмент», который рассматри вается в двух аспектах: философско-эстетическом и искусствоведческом. Автором предпринята попытка обоснования своеобразия «фрагмента» в музыке на основе анализа ряда произведений, созданных за чуть более чем вековой период существования жанра.
- ItemЖанровые и стилевые ориентиры белорусской флейтовой музыки второй половины XX – начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье анализируются ключевые тенденции, определяющие специфику развития белорусской флейтовой музыки второй половины XX – начала XXI в. Дается историческая периодизация и жанровая классификация отечественной музыки для флейты. Выявляются основные стилевые ориентиры, а также магистральные жанры, характеризующие различные этапы развития белорусской флейтовой музыки.
- Item«Твоя, Учитель, светлая рука!..». К 75-летию со дня рождения Татьяны Савельевны Лещени(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.
- ItemБелорусская опера ХХ в.: из истории издания текстов(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена первым изданиям нотных и сопутствующих материалов белорусской оперы конца 1930-х гг. – «Міхась Падгорны» Е. Тикоцкого, «У пушчах Палесся» А. Богатырева, «Кацярына» Н. Щеглова. Изучение издания типа «отрывки из оперы» позволяет судить о ценности и перспективности такой формы публикации как для сохранения национального музыкально-театрального наследия, так и для его функционирования в современной культуре.
- ItemСценическое пространство балета Е. Глебова «Тиль Уленшпигель»: структурно-семантический подход(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Подкопаев, И. Н; Podkopaev, I. NВ статье анализируются структура и семантика сценического пространства, созданного художником-постановщиком Е. Лысиком для постановки балета «Тиль Уленшпигель» (1978; композитор Е. Глебов, хореограф-постановщик В. Елизарьев). Визуально-пространственное решение анализируемого спектакля представляет собой результат особого типа взаимодействия сценографии и хореографии, в ходе которого создается единый и нерасторжимый образно-символический хронотоп действия.
- ItemСоюз советских композиторов БССР в годы Великой Отечественной войны (по материалам и документам архивов Республики Беларусь)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Волкова, Л. А.; Volkova, L. A.В статье освещается деятельность Белорусского союза композиторов в годы Великой Отечественной войны, приводятся документальные данные и сведения, найденные автором в различных архивах Республики Беларусь и подтверждающие конкретные события и факты функционирования этой творческой организации в условиях военного времени. В статье дается краткий обзор творчества белорусских композиторов, входивших в состав ССК БССР в военные годы.
- ItemСемантическое значение тембра хора мальчиков в симфониях Г. Малера(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Глушаков, В. В.; Glushakov, V. V.В статье освещается семантика тембра хора мальчиков как составной части художественно-смыслового контекста Третьей и Восьмой симфоний Г. Малера. Анализируется музыкальный и литературный материал, исполнительские средства выразительности, условная персонификация хора мальчиков.
- ItemМузыкальный театр последней трети ХХ – начала ХХI в.: метаморфозы жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Немцова, С. Н.; Nemcova, S. N.В статье раскрывается сущность понятия «музыкальный театр». Проводится анализ его трактовок в различных исследованиях. В работе представлена актуальная жанровая систематика видов музыкального театра.
- ItemИнструментальный театр в «Гигантомании» для там-тама соло В. Воронова: особенности творческого замысла(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Романюк, О. В.; Romanjuk, O. V.В статье рассматриваются музыкально-театральные особенности пьесы «Гигантомания» для там-тама соло В. Воронова. Анализируются жанрово-драматургические и композиционные черты, средства музыкальной выразительности, формирующие специфику инструментально-театрального действа.
- ItemЭди Тырманд и Мечислав Вайнберг: перекрестки судеб(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Статья посвящена теме пересечения судеб двух значительных личностей в области исполнительского и композиторского творчества советского периода - Эди Тырманд и Мечислава Вайнберга. Вошедший в данное исследование материал основан на беседах и интервью. Большая часть использованных материалов публикуется впервые.
- ItemТеатр Урсулы Радзивилл: опыт сценической реставрации(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Фурман, Н. Н.; Furman, N. N.В статье рассматривается проблема реконструкции музыкально-хореографических спектаклей XVIII в. и их введения в репертуар современного театра. Создание спектакля «Выкраданне Еўропы,альбо Тэатр Уршулі Радзівіл» (Национальный академический театр им. Я. Купалы, 2011) осмыслено как важный шаг на пути освоения метода реставрации произведения театрального искусства прошлого. Обосновывается важность сохранения памяти и представлений об искусстве «золотого века» национальной культуры, частью которого стал уникальный театр Урсулы Франтишки Радзвивилл.
- ItemДва взгляда на один сюжет. «Мастер и Маргарита» Е. Глебова и С. Слонимского(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье актуализируется вопрос художественной ценности оперы Е. Глебова «Мастер и Маргарита» (1992), в настоящее время практически выключенной из мировой «летописи» интерпретаций одноименного романа М. Булгакова. В сравнении с другим опытом воплощения того же сюжета на сцене музыкального театра – камерной оперой С. Слонимского – характеризуются композиционно-драматургические и жанровые особенности оперы Е. Глебова, обосновывается мнение о возможности возвращения оперы на национальную сцену.