Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 41
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 41 by Title
Now showing 1 - 20 of 28
Results Per Page
Sort Options
- ItemАктуальные аспекты деятельности концертмейстера в классе духовых инструментов Белорусской государственной академии музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ракуть, Е. В.; Rakut', E. V.В статье рассматриваются вопросы совместного музицирования концертмейстера и солиста в классах духовых инструментов. Выводы представляют собой обобщение автором многолетнего опыта работы концертмейстером в классе трубы Белорусской государственной академии музыки. Анализируются общие черты и базовые компоненты творческой деятельности концертмейстера при взаимодействии с исполнителями на различных духовых инструментах. В центре внимания – оценка роли концертмейстера на всех этапах процесса обучения и творчества в классах духовых инструментов.
- ItemВиктор Мержанов: портрет в интерьере двух консерваторий(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Нехаенко, В. Н.; Nehaenko, V. N.
- ItemВклад А. К. Сержпутовского в формирование источниковой базы этноинструментоведения(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Гаджиева, А. Г.; Gadzhieva, A. G.На основе изучения архивных документов, музейных предметов и фотоматериалов автор восстанавливает историю комплектования, состав и научно-музейное значение собрания музыкальных инструментов восточных славян, литовцев, народов Кавказа и Поволжья, сформированного А. К. Сержпутовским в первой четверти XX в.
- ItemДа пытання архетыпічнасці ноталінейных спісаў канца XVI - пачатку XVII ст. (на матэрыяле стыхіры "Денесе іже на разуменыихо")(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Жукоўская, І. І.; Жуковская, И. И.; Zhukoўskaja, І. І.У беларуска-ўкраінскіх ноталінейных Ірмалагіёнах канца XVI – XVIIІ ст. адлюстраваліся працэсы, якія фарміравалі аблічча богаслужэбнага пеўчага мастацтва Беларусі ў эпоху Сярэдневякоўя. У кодэксах прадстаўлены распевы, якія ў кніжнай культуры ўсходняй Еўропы ўтварылі самастойную маналітную плыню. На матэрыяле музычна-паэтычнага тэксту «Денесе иже на разуменыихо» разглядаюцца праявы ўнікальнасці кіева-літвінскіх распеваў Ірмалагіёнаў у прасторы богаслужэбнай манодыі, выяўляюцца мадэліўзоры кампазіцыі песнапення для спісаў маскоўскіх і беларуска-ўкраінскіх пеўчых кніг.
- ItemЖестокие романсы села Буб Сивинского района Пермского края(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Петрусева, Н. А.; Petruseva, N. A.Как и бóльшая часть фольклора российского Зауралья, «жестокий романс» создан из разнородных элементов городской и деревенской песенных культур. Сформировавшись во второй половине XIX в., жестокий романс как жанр субкультуры развился на основе традиционной русской баллады, а с наступлением советской эпохи попал в опалу как «мещанский». Анализ двух романсов, записанных от участников этнографического ансамбля «Родные напевы» села Буб (2017), возможен как рассмотрение принципов трех жанров: баллады, необрядовой лирической песни, романса.
- ItemЗаслужаны калектыў Рэспублікі Беларусь "Музычная капэла "Санорус" Мінскай вобласці": да 30-гадовага юбілею(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Царык, В. С.; Царик, О. С.; Carik, O. S.У артыкуле на прыкладзе шматлікіх рэалізаваных праектаў разглядаецца творчы шлях адной з вядучых канцэртных арганізацый – заслужанага калектыву Рэспублікі Беларусь «Музычная капэла “Санорус” Мінскай вобласці».
- ItemЗмест(2022) Весці № 41
- ItemИскусство фортепианной транскрипции в творчестве Игоря Оловникова(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.Статья посвящена фортепианным транскрипциям белорусского пианиста, профессора Белорусской государственной академии музыки, народного артиста Беларуси И. Оловникова, которые получили широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, постоянно включаются в концертный и конкурсный репертуар, используются в педагогической практике. Представлен обзор фортепианных транскрипций И. Оловникова вокальных, органных, скрипичных, оперных, симфонических, балетных произведений и киномузыки.
- ItemК проблеме ассимиляции фольклорных моделей в макроцикле "Ino" молдавского композитора Владимира Ротару(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Плешкан, И. В.; Pleshkan, I. V.Статья посвящена макроциклу «INO» для скрипки, виолончели и фортепиано патриарха молдавской композиторской школы Владимира Ротару. Своеобразный триптих для фортепианного трио, объеди ненный общим названием, включает в себя произведения, написанные композитором в 2003, 2004 и 2006 гг. В статье рассматривается проявление приемов фольклорного происхождения, заимствованных из молдавской и болгарской народной музыки, на уровне мелодики, метроритма, лада, ансамблевой фактуры, процессов развития и архитектоники. Выявляется специфика соединения фольклорных моделей с новаторским музыкальным языком.
- ItemКоллега. Педагог. "Паплечнік": памяти М. П. Дриневского(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Слабодчикова, Т. Г.; Slabodchikova, T. G.
- ItemМетодологические основы и проблемы новой концепции истории белорусской музыки XX - XXI вв. (по итогам работы над научным заданием)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье на основе анализа этапных и современных научных взглядов обосновываются принципы, положенные в основу разработки концепции истории белорусской музыки ХХ – XXI вв., работа над которой велась в 2022 г. кафедрой истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) в рамках научного задания. Изложенные позиции учитывают исследовательский опыт основоположников белорусской музыкальной историографии Г. Глущенко, К. Степанцевич, А. Друкта, В. Антоневич и др. В новой концепции в ходе анализа развития ведущих жанров времени предпринята попытка связать в трактовке явлений профессиональной музыки Беларуси социально-исторические преобразования и художественно-стилевой критерий, выявить имманентно-музыкальные закономерности развертывания истории белорусской музыки, продвинуть историческую перспективу вплоть до настоящего времени.
- ItemМузычныя тэрміны Ю. Дрэйзіна і сучаснасць: да 100-годдзя Інстытута беларускай культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Шыманскі, М. В.; Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Ю. Дрэйзін – адзін з тых пачынальнікаў, намаганнямі якіх пачалася наша навука. Сёння, як ніколі раней, важна разумець здабыткі першых беларускіх навукоўцаў у галіне музыказнаўства, захоўваць іх і прыкладваць намаганні для ўсебаковага развіцця. Артыкул прысвечаны праблеме беларускамоўнай музычнай тэрміналогіі ў сучаснай навуковай лексікалогіі.
- ItemНеизвестные культурные "острова" Калужской области: открытия и перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Калюжная, В. П.; Kaljuzhnaja, V. P.Одна из актуальных проблем современного этномузыкознания – изучение переселенческих традиций. Значительное их количество сложилось в начале XX в. в различных регионах России, включая Калужскую область. Мигранты из западных губерний Российской империи образовали здесь новые культурные очаги, один из которых локализован в Ферзиковском районе. Проживая рядом с титульным аселением, переселенцы долгое время сохраняли свой язык, бытовые обычаи и обрядовые практики, что способствовало образованию этнокультурного «острова». Дополняет картину развитая традиция инструментального исполнительства, некоторые компоненты которой сохранились до наших дней.
- ItemНекоторые вопросы осмысления белорусской хоровой музыки в вузовском курсе сольфеджио(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена проблематике курса сольфеджио. В ней рассматриваются нотные издания «памятников» белорусской музыки прошлого и настоящего, инициированные Белорусской государственной академией музыки, обосновываются возможность и необходимость их вовлечения в учебный курс на современном этапе обучения. Внедрение в курс сольфеджио обширного белорусского материала позволит, с одной стороны, обогатить слуховой опыт студентов, зачастую ограниченный объемом музыки западноевропейских и русских композиторов, с другой – посредством анализа музыкально-выразительных элементов синхронизировать основные этапы развития белорусской музыки с известными историко-стилевыми периодами.
- ItemОб одном ритмическом типе хоровых песен центральной Смоленщины(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Латышева, С. А.; Latysheva, S. A.Статья посвящена аналитическому описанию ведущего ритмического типа хороводных песен центральной Смоленщины, относящегося к 8-временникам. Исследование, выполненное на материале хороводной традиции Починковского района Смоленской области, опирается на смоленскую коллекцию Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса Российской академии музыки им. Гнесиных.
- ItemОпера "Бандароўна": о неизвестной рукописи (интермедиальный аспект)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Немцова-Амбарян, С. Н.; Nemcova-Ambarjan, S. N.В статье впервые представлен анализ ранней оперы Е. Глебова «Бандароўна» сквозь призму интер медиальности. Предложена модель комплексного исследования художественной интерпретации прототекстов, включающая тематический, жанровый, драматургический, сюжетно-фабульный, образный, композиционный и словесный иерархические уровни. Прослеживается единство стиля композитора, обусловленное тематическими, сюжетными и образными семантическими константами
- ItemПеўчыя традыцыі праваслаўнай царквы заходнерускіх зямель пачатку XX ст. у царкоўнай практыцы Заходняй Беларусі: Пінскі абіход 1929 г.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ліхач, Т. У.; Лихач, Т. В.; Lіhach, T. U.Аўтар разглядае пеўчыя традыцыі праваслаўнай царквы на беларускіх землях як у межах Расійскай імперыі ў пачатку ХХ ст., так і ў 1920 – 30-х гг., калі Заходняя Беларусь увайшла ў склад ІІ Рэчы Паспалітай. Нягледзячы на тое, што беларускія землі ўваходзілі ў склад розных дзяржаўных утварэнняў, падабенства музычных практык з’яўляецца відавочным. Асноўнай задачай у абодвух выпадках лічылася развіццё агульнанароднага спеву, што часткова дасягалася папулярызацыяй рэлігійных песень, сабраных у багагласніках.
- ItemРондо из "Хаффнер-серенады" В. А. Моцарта (KV250): особености исполнения скрипичной транскрипции Ф. Крейслера на домре(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Черняк, Л. И.; Chernjak, L. I.В статье рассматриваются вопросы интерпретации Рондо В. А. Моцарта в транскрипции Ф. Крей слера при исполнении этого произведения на домре. Характерные именно для домры средства выражения и технические приемы требуют выполнения специальной исполнительской редакции этого скрипичного сочинения. Акцент сделан на особенностях исполнения, способствующих правильному воссозданию в домровом инструментализме «духа и буквы» классицистской стилистики. Также анализируются важные для исполнителя моменты, обусловленные характером переработки оригинального сочинения.
- ItemСовременные приемы игры на флейте: опыт классификации(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье рассматриваются приемы игры на флейте из произведений композиторов XX – XXI вв. Проводится анализ существующей систематизации данных приемов, предлагается авторский вариант их классификации, основывающийся на характеристиках звучания и особенностях исполнения.
- ItemСтилистические и исполнительские аспекты жанра спиричуэл(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Бодяко, И. М.; Bodjako, I. M.Статья посвящена одному из популярных жанров хоровой музыки – спиричуэлу, органичной части наследия американской музыкальной культуры. В ней обобщаются известные сведения о характере бытования и истории жанра, его музыкальном языке и своеобразии поэтических текстов. Центр рассуждений сфокусирован на особенностях исполнительской интерпретации спиричуэла, в процессе создания которой необходимы: активизация слуховой работы по освоению музыки, владение основами «афроамериканской концепции» вокала, семантически грамотное «прочтение» текста, обладающего несколькими смысловыми уровнями.