Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 41
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 41 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 28
Results Per Page
Sort Options
- ItemФормы концертной деятельности хоровых коллективов Беларуси в 20 - 30-е гг. XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.В статье анализируется состояние хоровой концертной практики в Беларуси в 20 – 30-е гг. XX в. сквозь призму многообразия форм исполнительской презентации. В центре внимания автора – процесс освоения певческими коллективами (любительскими и профессиональными) классических концертных форм и поиск новых, формирующихся во всех сферах бытования хорового исполнительского искусства.
- ItemНекоторые вопросы осмысления белорусской хоровой музыки в вузовском курсе сольфеджио(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена проблематике курса сольфеджио. В ней рассматриваются нотные издания «памятников» белорусской музыки прошлого и настоящего, инициированные Белорусской государственной академией музыки, обосновываются возможность и необходимость их вовлечения в учебный курс на современном этапе обучения. Внедрение в курс сольфеджио обширного белорусского материала позволит, с одной стороны, обогатить слуховой опыт студентов, зачастую ограниченный объемом музыки западноевропейских и русских композиторов, с другой – посредством анализа музыкально-выразительных элементов синхронизировать основные этапы развития белорусской музыки с известными историко-стилевыми периодами.
- ItemХоровой строй: размышления на пути от теории к практике(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.В статье затрагивается проблематика хорового строя в контексте вопросов хорового интонирования. Автор опирается на определение хорового строя как основной составляющей хоровой звучности и рассматривает его в смысловом контексте формирующейся на современном этапе теории музыкального интонирования. Вопросы хорового исполнительства рассматриваются на уровне характеристики процессов воспроизведения музыкального текста в условиях вокально-хоровой звучности. Работу над чистотой интонации в пении – определяющим фактором хорового строя – автор трактует как важнейшее направление в воспитании музыканта-профессионала и основу методики обучения хоровых исполнителей.
- ItemЖестокие романсы села Буб Сивинского района Пермского края(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Петрусева, Н. А.; Petruseva, N. A.Как и бóльшая часть фольклора российского Зауралья, «жестокий романс» создан из разнородных элементов городской и деревенской песенных культур. Сформировавшись во второй половине XIX в., жестокий романс как жанр субкультуры развился на основе традиционной русской баллады, а с наступлением советской эпохи попал в опалу как «мещанский». Анализ двух романсов, записанных от участников этнографического ансамбля «Родные напевы» села Буб (2017), возможен как рассмотрение принципов трех жанров: баллады, необрядовой лирической песни, романса.
- ItemВиктор Мержанов: портрет в интерьере двух консерваторий(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Нехаенко, В. Н.; Nehaenko, V. N.
- ItemХоровой аспект претворения исторической темы в белорусской опере(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Караев, Ю. А.; Karaev, Ju. A.На материале одной из знаковых исторических опер первой половины XX в. «Всеслав Чародей» Н. Куликовича-Щеглова рассматриваются хоровые сцены, воплощающие исторические образы славянской культуры, а также многомерный портрет народа, в котором персонифицированы главные герои произведения. Анализируется роль хора в придании сочинению монументальной объемности.
- ItemОпера "Бандароўна": о неизвестной рукописи (интермедиальный аспект)(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Немцова-Амбарян, С. Н.; Nemcova-Ambarjan, S. N.В статье впервые представлен анализ ранней оперы Е. Глебова «Бандароўна» сквозь призму интер медиальности. Предложена модель комплексного исследования художественной интерпретации прототекстов, включающая тематический, жанровый, драматургический, сюжетно-фабульный, образный, композиционный и словесный иерархические уровни. Прослеживается единство стиля композитора, обусловленное тематическими, сюжетными и образными семантическими константами
- ItemРондо из "Хаффнер-серенады" В. А. Моцарта (KV250): особености исполнения скрипичной транскрипции Ф. Крейслера на домре(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Черняк, Л. И.; Chernjak, L. I.В статье рассматриваются вопросы интерпретации Рондо В. А. Моцарта в транскрипции Ф. Крей слера при исполнении этого произведения на домре. Характерные именно для домры средства выражения и технические приемы требуют выполнения специальной исполнительской редакции этого скрипичного сочинения. Акцент сделан на особенностях исполнения, способствующих правильному воссозданию в домровом инструментализме «духа и буквы» классицистской стилистики. Также анализируются важные для исполнителя моменты, обусловленные характером переработки оригинального сочинения.
- ItemЗаслужаны калектыў Рэспублікі Беларусь "Музычная капэла "Санорус" Мінскай вобласці": да 30-гадовага юбілею(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Царык, В. С.; Царик, О. С.; Carik, O. S.У артыкуле на прыкладзе шматлікіх рэалізаваных праектаў разглядаецца творчы шлях адной з вядучых канцэртных арганізацый – заслужанага калектыву Рэспублікі Беларусь «Музычная капэла “Санорус” Мінскай вобласці».
- ItemТрансформация жанра в ракурсе мифопоэтики: особенности композиции симфонической поэмы "Слово" Илоны Дягилевой(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Кришталюк, О. А.; Krishtaljuk, O. A.В статье рассматриваются процессы трансформации романтического жанра симфонической поэмы на примере сочинения «Слово» (2006) для альта и симфонического оркестра российского композитора И. Дягилевой (Самара). Выдвигается гипотеза о том, что индивидуальный модус формы сочинения, особенности его композиционной логики продиктованы мифопоэтическим ракурсом скрытого программного замысла поэмы. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что именно ракурсы мифопоэтики и неомифологизма позволяют выявить логику жанровых трансформаций и художественных принципов функционирования смысловых, жанровых, стилевых парадигм в сочинении, выстроить определенную иерархию образно-смысловых и структурно-языковых элементов.
- ItemЗмест(2022) Весці № 41
- ItemВклад А. К. Сержпутовского в формирование источниковой базы этноинструментоведения(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Гаджиева, А. Г.; Gadzhieva, A. G.На основе изучения архивных документов, музейных предметов и фотоматериалов автор восстанавливает историю комплектования, состав и научно-музейное значение собрания музыкальных инструментов восточных славян, литовцев, народов Кавказа и Поволжья, сформированного А. К. Сержпутовским в первой четверти XX в.
- ItemСовременные приемы игры на флейте: опыт классификации(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Машковская, Е. В.; Mashkovskaja, E. V.В статье рассматриваются приемы игры на флейте из произведений композиторов XX – XXI вв. Проводится анализ существующей систематизации данных приемов, предлагается авторский вариант их классификации, основывающийся на характеристиках звучания и особенностях исполнения.
- ItemМузычныя тэрміны Ю. Дрэйзіна і сучаснасць: да 100-годдзя Інстытута беларускай культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Шыманскі, М. В.; Шиманский, Н. В.; Shimanskij, N. V.Ю. Дрэйзін – адзін з тых пачынальнікаў, намаганнямі якіх пачалася наша навука. Сёння, як ніколі раней, важна разумець здабыткі першых беларускіх навукоўцаў у галіне музыказнаўства, захоўваць іх і прыкладваць намаганні для ўсебаковага развіцця. Артыкул прысвечаны праблеме беларускамоўнай музычнай тэрміналогіі ў сучаснай навуковай лексікалогіі.
- ItemТема белорусской партизанской песни в трудах Л. С. Мухаринской(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Константинова, Т. Л.; Konstantinova, T. L.Разработка Л. С. Мухаринской проблематики белорусской партизанской песни освещается с позиций полученных научных результатов и самого процесса изучения темы. Источниковой базой статьи наряду с опубликованными материалами стали архивные документы, раскрывающие различные этапы и направления проведенного ученым исследования.
- ItemФеномен "персонального тембра" в творчестве традиционных музыкантов(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ромодин, А. В.; Romodin, A. V.В статье рассматривается «персональный тембр» – феномен, касающийся личности народного музыканта. Индивидуальные свойства натуры и творческого почерка соотносятся с многообразными аспектами традиции. Персональное существование музыкантов основано на пересечении сакральной, художественной, жизненной сфер
- ItemКоллега. Педагог. "Паплечнік": памяти М. П. Дриневского(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Слабодчикова, Т. Г.; Slabodchikova, T. G.
- ItemІмпрэсіянізм у нямецкай арганнай музыцы: "Trois Impressions" op. 72 Зігфрыда Карг-Элерта(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Неўдах, У. В.; Невдах, В. В.; Neudah, U. V.У артыкуле прадстаўлены аналіз кампазіцый З. Карг-Элерта, самабытнага прадстаўніка нямецкага арганнага мастацтва першай паловы ХХ ст. Прасочваецца праяўленне імпрэсіяністычных уплываў на яго творчасць.
- ItemПеўчыя традыцыі праваслаўнай царквы заходнерускіх зямель пачатку XX ст. у царкоўнай практыцы Заходняй Беларусі: Пінскі абіход 1929 г.(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Ліхач, Т. У.; Лихач, Т. В.; Lіhach, T. U.Аўтар разглядае пеўчыя традыцыі праваслаўнай царквы на беларускіх землях як у межах Расійскай імперыі ў пачатку ХХ ст., так і ў 1920 – 30-х гг., калі Заходняя Беларусь увайшла ў склад ІІ Рэчы Паспалітай. Нягледзячы на тое, што беларускія землі ўваходзілі ў склад розных дзяржаўных утварэнняў, падабенства музычных практык з’яўляецца відавочным. Асноўнай задачай у абодвух выпадках лічылася развіццё агульнанароднага спеву, што часткова дасягалася папулярызацыяй рэлігійных песень, сабраных у багагласніках.
- ItemИскусство фортепианной транскрипции в творчестве Игоря Оловникова(Белорусская государственная академия музыки, 2022) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.Статья посвящена фортепианным транскрипциям белорусского пианиста, профессора Белорусской государственной академии музыки, народного артиста Беларуси И. Оловникова, которые получили широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, постоянно включаются в концертный и конкурсный репертуар, используются в педагогической практике. Представлен обзор фортепианных транскрипций И. Оловникова вокальных, органных, скрипичных, оперных, симфонических, балетных произведений и киномузыки.