Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 32
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 32 by Title
Now showing 1 - 20 of 20
Results Per Page
Sort Options
- ItemАккордеонная транскрипция как феномен исполнительского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Скачко, Л. В.; Skachko, L. V.Статья посвящена теоретическому обоснованию аккордеонной транскрипции. Транскрипция рассматривается как феномен исполнтельской деятельности, отграниченный от жанров композиторского творчества. Характеризуются виды аккордеонной транскрипции, делается вывод о самостоятельности и уникальности данного явления современного исполнительского искусства.
- ItemАсноўныя кірункі беларускага музыказнаўства ў даследаванні кампазітарскіх увасабленняў тэмы Сярэднявякоўя(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Трафімчук, Т.; Trafіmchuk, T. Ju.; Трофимчук, Т. Ю.Артыкул прысвечаны аналітычнаму агляду сучасных беларускіх музыказнаўчых даследаванняў, звязаных з праблемай увасаблення тэмы Сярэдневякоўя ў творчасці кампазітараў Беларусі мяжы ХХ – ХХІ стст. Асветлена кола прац па дадзеным пытанні, якія з’явіліся на працягу 1960 – 2000-х гг., прапанавана іх сістэматызацыя, акрэслены асноўныя кірункі выказанай у іх музыкалагічнай навуковай думкі.
- ItemЖанровая специфика сочинений для саксофона китайских композиторов второй половины XX - начала XXI в.(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гэ Мэн; Gje MjenВ статье рассматриваются наиболее значительные сочинения китайских композиторов для саксофона с точки зрения их содержательной и жанровой специфики. Выделяются два крупных периода в создании китайской музыки для саксофона, обусловленные коренным обновлением музыкальной стилистики в сочинениях ХХI в.
- ItemЖанровая транспозиция в контексте проблемы театральности композиторского мышления: творчество Родиона Щедрина(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синичина, А.; Sinichina, A. L.Статья посвящена проблеме жанрового переосмысления музыки, которая рассматривается в ракурсе театральности композиторского мышления Р. Щедрина. Автором подчеркивается особое режиссерское видение композитора и игровой принцип работы с музыкальным материалом, обусловившие взаимопроникновение жанров и являющиеся предпосылками к методу жанровой транспозиции. Последний исследуются на примере жанрового перевода музыки балета «Анна Каренина» в симфоническую концепцию «Романтической музыки», выявляя оригинальный подход Щедрина к жанру балетной сюиты.
- ItemИз истории белорусско-итальянских связей в музыкальном искусстве эпохи барокко(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Басалыга, О.; Basalyga, O. V.; Статья посвящена рассмотрению разных форм проявления белорусско-итальянских связей в музыкальном искусстве в эпоху барокко. Отмечается, что итальянский художественный опыт послужил ценным источником в формировании отечественного музыкального искусства.Статья посвящена рассмотрению разных форм проявления белорусско-итальянских связей в музыкальном искусстве в эпоху барокко. Отмечается, что итальянский художественный опыт послужил ценным источником в формировании отечественного музыкального искусства.
- ItemИз истории белорусского скрипичного искусства XX в. (20 - 30-е гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Зыкова, М. Л.; Zykova, M. L.Статья посвящена анализу белорусского скрипичного искусства 20 – 30-х гг. XX в. Собраны и систематизированы материалы о становлении и развитии в данный период профессионального скрипичного образования и исполнительского искусства Беларуси, которые являются неотъемлемыми частями национальной музыкальной культуры.
- ItemЛакальная этнапесенная традыцыя як з'ява і навуковая катэгорыя(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Даніловіч, Н.; Данилович, А. И.; Danilovіch, N. І.Артыкул прысвечаны аналітычнаму агляду тэарэтычных падыходаў, канцэпцый і тэрміналагічных пазіцый па пытаннях лакальных этнапесенных традыцый і іх месца ў сістэмах этнамузычных культур. На падставе вывучэння поглядаў, выкладзеных у сучаснай этналагічнай, этнафілалагічнай і этнамузыкалагічнай навуковай літаратуры, аргументуецца асобая актуальнасць катэгорыі «лакальная традыцыя» пры гістарычным падыходзе да этнамузычнай творчасці. Вылучаюцца прыметы, якія характарызуюць лакальныя этнапесенныя традыцыі як складаную музычна-культурную з’яву і якія дазваляюць выкарыстоўваць пры вывучэнні праяў этнамузычнай культуры і распрацоўцы тыпалогіі этнапесенных сістэм адпаведнае ім, прынцыпова комплекснае па сваім змесце паняцце «лакальная этнапесенная традыцыя».
- ItemМемориальная тема в белорусской музыке XXI в.: духовные интенции(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Воронова, С.; Voronova, S. S.В центре внимания статьи – мемориальная музыка белорусских композиторов конца ХХ – начала ХХI в. Кратко обрисована ее тематическая панорама, намечена характеристика двух основных путей реализации мемориальной тематики через обращение к духовным жанрам. На основе анализа цикла Г. Гореловой «Страсти по Марку» для симфонического оркестра и солирующей скрипки раскрывается специфика существования в мемориальном сочинении содержательного слоя страстей как жанра второго плана.
- ItemМетодические аспекты интерпретации на цимбалах сольной скрипичной музыки И. С. Баха(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Малькевич, Н. А.; Mal'kevich, N. A.Интерпретация скрипичной музыки – важная область знаний современного цимбального исполнительства. Практические навыки переложения музыки эпохи барокко, в частности, сольных скрипичных произведений И. С. Баха, дают молодым музыкантам возможность самостоятельного поиска и выбора новых звуковых решений на цимбалах, помогают закрепить умения и навыки игры на инструменте. Сравнительный анализ Второй партиты для скрипки соло И. С. Баха в интерпретации М. Леончика и признанных мастеров скрипичного искусства помог сформулировать некоторые методические аспекты интерпретации сольных скрипичных произведений И. С. Баха в целом. На основе данного анализа автор пришел к выводу, что интерпретация скрипичной классики на цимбалах – творческий, автономный процесс, который не является чем-то производным от скрипичных редакций, хотя, безусловно, предполагает их детальное изучение и переосмысление.
- ItemО некоторых особенностях исполнительского "прочтения" хоровой поэмы(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Садовская, А. А.; Sadovskaja, A. A.В статье освещаются особенности исполнительской интерпретации сочинений в жанре хоровой поэмы. Материалом для наблюдений послужили сохранившиеся аудиозаписи (1970 – 2000 гг.) белорусских хоровых поэм в исполнении Академического хора Национальной телерадиокомпании Республики Беларусь под управлением народного артиста СССР, профессора Белорусской государственной академии музыки (консерватории) Виктора Владимировича Ровдо.
- ItemО понятии "исполнительские средства музыкальной выразительности"(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Прадед, В.; Praded, V. A.На основе анализа трудов выдающихся исполнителей и педагогов выявляются границы понятия «исполнительские средства музыкальной выразительности». Делается вывод о возможности сведéния всего многообразия исполнительских средств музыкальной выразительности к ряду фундаментальных профессиональных качеств, лежащих в основе исполнительского мастерства.
- ItemОбраз танца в фортепианном творчестве Э. Сати: особенности музыкальной поэтики(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Змиевская, С.; Zmievskaja, S. V.Статья посвящена изучению особенностей подхода французского композитора рубежа XIX – XX вв. Э. Сати к воплощению образа танца в фортепианной музыке. Развивая традиционный национальный инте- рес к танцу как музыкальному образу, Сати открывает его новые стороны. Творческая манера данного автора – производное от его натуры эпатажного, склонного к иронии над собой и другими человека. Применительно к танцевальным жанрам это проявляется в обращении к светлому юмору в детских пьесах, в шаржировании изображаемого и использовании приемов гротеска – в музыкальных пародиях. Своеобразие почерка Сати проявляется на нескольких уровнях музыкальной поэтики – от различных способов взаимодействия слова и музыки до мельчайших деталей музыкального стиля.
- ItemПоэзия Китая в музыкальном пространстве Вячеслава Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Чжан Юань; Chzhan Juan'Статья посвящена творчеству В. Кузнецова, одного из ведущих композиторов современной Беларуси. В центре внимания – вокальные сочинения автора, связанные с древней поэзией Китая. Анализируются особенности стиля композитора, в котором органично соединены черты восточной и европейской музыки.
- ItemПытанні вывучэння канцэрта для аркестра ў творчасці беларускіх кампазітараў 1970 - 2000-х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Дзягель, Т. У.; Dzjagel', T. U.; Дягель, Т. В.Артыкул прысвечаны адной з асноўных тэндэнцый развіцця сучаснага музыказнаўства, а іменна метадалогіі навуковага даследавання. Асноўная ўвага надаецца праблеме вывучэння аркестравага канцэрта як жанру самастойнага і даволі папулярнага сярод сучасных кампазітараў, у тым ліку айчынных.
- ItemРепетитивная форма: методологические подходы исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Лойко, О.В современной теории музыкальной композиции актуализируется изучение феномена репетитивности. Особую область музыковедческих исследований о репетитивных сочинениях составляют труды, посвященные изучению процессов формообразования в условиях репетитивной техники. В данной статье выделяются ракурсы исследования феномена репетитивной формы, представленные в трудах П. Поспелова, Т. Кюрегян, М. Катунян, И. Крапивиной.
- ItemСтановление домрового искусства Беларуси первой половины XX в. в контексте культурных связей с Россией и Украиной(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Полосмак, А. О.; Polosmak, A. O.В статье анализируется процесс становления домрового искусства Беларуси первой половины ХХ в. в контексте его связей с русским и украинским домровым искусством.
- ItemТанцевальность как аспект интерпретации современной китайской музыки для фортепиано (к проблеме воплощения пластических ритмоинтонационных образов)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Ся Юньцзин; Sja Jun'czinНа примере композиции Чжан Чао «Пи Хуан» анализируется претворение типологических особенности китайской традиционной классической оперы в фортепианном творчестве китайских композиторов. Рассматривается также интерпретация композиции «Пи Хуан» известным китайским пианистом Ли Юнди.
- ItemТворческий портрет композитора Виктора Кожухаря(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Царик, О. С.; Carik, O. S.Статья посвящена творческой деятельности выпускника Белорусской государственной академии музыки, члена Белорусского союза композиторов Виктора Кожухаря, внесшего большой вклад в развитие национального музыкального искусства. На примере его творчества рассмотрены основные тенденции развития современной музыкальной культуры городов Минской области и ее влияние на белорусскую музыкальную культуру в целом.
- ItemФольклорные интенции в вокальной "музыке для детей" А. Гречанинова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гао Юнь; Gao Jun'Статья посвящена вокальному творчеству русского композитора А. Т. Гречанинова. В центре внимания – сочинения, связанные с детской тематикой. Жанрово-стилевой анализ произведений свидетельствует об их многообразных связях с русским фольклором, его текстовыми, интонационными и ладогармоническими особенностями.
- ItemХудожественная концепция сочинения О. Ходоско для фортепиано и симфонического оркестра "Свет догорающей свечи"(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Майстер, А. И.; Majster, A. I.В статье рассматриваются вопросы обновления фортепианно-оркестровых композиций в белорусской музыке. Отмечается свободная трактовка жанровых и драматургических закономерностей на приме- ре произведения О. Ходоско «Свет догорающей свечи». Произведение анализируется с позиции философско-религиозной направленности его содержания, особенностей драматургии, формы, стилистики музыкального языка. Расширение образного строя музыки, синтез традиционных музыкально-выразительных средств с современными композиционными приемами свидетельствуют о процессах преобразования жанровых канонов, происходящих в белорусской музыке.