Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 39
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 39 by Title
Now showing 1 - 19 of 19
Results Per Page
Sort Options
- ItemБелорусская камерно - инструментальная музыка XX - XXI вв. как предмет изучения в работах отечественных исследователей(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Карпиевич, Е.; Karpievich, Е.В статье анализируется основная исследовательская литература, посвященная проблемам белорусской камерно-инструментальной музыки XX – XXI вв., выделяются ключевые положения, раскрывающие различные проблемы этой ветви академического музыкального искусства. Предлагаются пути изучения и преподавания камерно-инструментальной музыки как одной из составных частей курса истории белорусской музыки.
- ItemВозрастные аспекты овладения навыками игры на фортепиано: психолого - педагогический анализ проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Новицкая, Е.; Novickaja, Е.В статье рассматриваются особенности овладения навыками игры на фортепиано в разные возрастные периоды. На основании проведенного анализа факторов, детерминирующих процесс организации пианистического аппарата и формирования структурных компонентов музыкальности обучающихся, автор предлагает пересмотреть существующие методы преподавания предмета «Фортепиано» в высших музыкальных учебных заведениях и разработать комплексную модель обучения игре на инструменте с учетом закономерностей развития двигательной, мнемической, аттенциональной и мотивационной сфер взрослого человека.
- ItemДетские фортепианные циклы Григория Суруса в педагогическом репертуаре музыкальных школ(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Политанская, О.; Politanskaya, O.В статье впервые представлен комплексный и системный анализ детских фортепианных циклов Г. Ф. Суруса. Исследуются жанровостилистические и образно-содержательные особенности музыки ком- позитора для детей. Освещаются аспекты создания и издания циклов, а также целесообразность включения фортепианных пьес Г. Ф. Суруса в педагогический репертуар детских школ искусств.
- ItemЗнаменный роспев в репертуаре детских хоров как один из эффективных способов вокального воспитания детей (из опыта работы с ансамблем знаменного пения "Согласие")(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Суарес, О.; Suares, О.Статья раскрывает неограниченные возможности древнерусской монодии как средства вокального воспитания детей. Автор уделяет внимание информации, которая содержится в крюковой строке и несет ценный материал по созданию исполнительского образа произведений древнерусского певческого искусства.
- ItemИоганнес Брамс. Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (из опыта рвботы в классе кларнета)(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Скороходов, В.; Skorohodov, V.В статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями интерпретации Квинтета для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели b-moll op. 115 Иоганнеса Брамса. Своеобразие в изложении музыкального текста, богатство мелодического языка, стилевая характерность, экспрессия, строгость, красота и напевность кларнетного звучания – все это явилось важным для автора статьи, чтобы высказать свои суждения, направленные на более глубокое раскрытие содержания произведения.
- ItemМузыкальное образование в братских школах Украины(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Панасюк, С.; Panasjuk, С.В условиях подъема национальной культуры важным является обращение к историческим истокам устоявшихся традиций музыкального воспитания и обучения. Православные братства создавались в ХVI – XVIII вв. на территории Украины и Беларуси с целью противостоять идеологической экспансии католицизма, их членами были представители различных сословий. При братствах создавались православные школы. Братские школы были наиболее демократичными и передовыми учебными заведения того времени, поскольку принимали детей всех сословий и применяли новейшие методы воспитания и обучения. Музыка преподавалась во всех братских школах; как правило, под ней понималось хоровое пение. В статье отражена деятельность братских школ и их роль в становлении музыкального образования в Украине.
- Item"Оперный театр" как учебная дисциплина: комплексный методологический подход к исследованию оперы в рамках преподавания курса(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Пилатова, И.; Pilatova, I.Статья предполагает осмысление курса «Оперный театр» как необходимого звена в профессиональном обучении студентов специальностей Искусствоведение (музыковедение), Композиция, Пение (акаде- мическое), Дирижирование (академический хор), Дирижирование (оперно-симфоническое), Режиссура театра (музыкальный театр) Белорусской государственной академии музыки и других творческих вузов страны. Статья содержит обзор программ «Оперная драматургия» Г. Кулешовой, «Оперный театр» О. Комарницкой, авторский методологический подход к изложению курса, основанный на комплекс- ном анализе текстовых уровней, составляющих оперное произведение.
- ItemПедагогика Веры Горнастаевой: уроки творчества, уроки жизни(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Жукова, Л.; Zhukova, L.Статья посвящена творческому становлению известной пианистки и педагога – профессора Московской государственной консерватории Веры Горностаевой.
- ItemПортрет педагога. Аналитический экспромт к творческому облику Анны Павловны Зеленковой(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Иконникова, Л.; Ikonnikova, L.В статье осуществлена попытка литературными средствами «написать» педагогический портрет замечательного деятеля хорового искусства Беларуси Анны Павловны Зеленковой. В кратких характери- стиках представлен образ талантливого хорового дирижера, наследника русских хоровых традиций (Петербургской школы), лучшие достижения которых были реализованы А. Зеленковой на белорусской почве. Основное внимание в работе уделяется педагогической деятельности А. Зеленковой, воспитавшей целую плеяду талантливых дирижеров хора и заложившей основы теории хорового исполнительства в Беларуси.
- ItemПреемственность и традиции преподавания скрипичного исполнительствав условиях современной системы музыкального образования(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Боднева, Т.; Bodneva, T.Статья посвящена реформе музыкального образования на современном этапе. В ней поставлены проблемы преемственности и сохранения традиций в условиях модернизации образования, раскрывается панорама формирования русской исполнительской и педагогической школы, связанной с деятельностью профессоров Московской консерватории, и белорусской скрипичной школы. В статье прослеживаются тесные творческие связи школ, общность их художественных устремлений, использование опыта лучших достижений московской педагогической школы в воспитании и образовании белорусских скрипачей.
- ItemПроблемы среднего звена системы специального музыкального образования на современном этапе и способы их решения(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Царик, О.; Carik, O.Статья посвящена актуальным вопросам функционирования среднего звена системы специального музыкального образования на современном этапе. Особое внимание уделено проблемам, не позволяющим ныне музыкальной педагогике конкурировать с иными науками. Обосновывается необходимость систематичного и целенаправленного инновационного движения, выраженного в усилении позиций прогностики среднего специального музыкального образования, совершенствовании методической базы, обновлении содержания музыкальных учебных дисциплин, создании и утверждении новых музыкальных специализаций, выявлении новых направлений в целостном музыкально-образовательном пространстве.
- ItemСалонная традиция фортепианного исполнительства и школа А. Скрябина в Одессе(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Андросова, Д.; Androsova, D.В статье акцентируется салонный генезис исполнительского творчества А. Скрябина как выражение одного из базовых путей мирового пианизма, а также обращается внимание на его связи с фортепианным искусством Украины. Выделена характеристика пианизма Скрябина как одного из последовательных приверженцев символистского метода в инструментальном творчестве, дается краткое указание на влияние аристократического пианизма Скрябина в Украине (в Одессе), обозначены перспективы освоения салонных черт пианизма Скрябина.
- ItemСодержательное наполнение аналитико - интерпретационного мышления педагога - музыканта(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Элькан, О.; Jel'kan, О.Развитие профессиональных качеств будущего музыканта-педагога основывается на формировании у него музыкального мышления, интегрирующим фактором которого выступает аналитизм. Спосо- бом познания музыки, интегрирующим когнитивный, аксиологический, праксиологический аспекты, предусматривающим их творческую реализацию и личностный подход, выступает анализ-интерпретация. Понятие «анализ-интерпретация» одновременно отображает современные музыковедческие тенденции и требования инновационной школы, открытой для творческих поисков в сферах науки и искусства.
- ItemСочинения для флейты В. Войтика и В. Воронова в аспекте проблемы исполнительской интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Машковская, Е.; Mashkovskaja, Е.Проанализированы различные подходы к трактовке композиторского текста в Сонате для флейты и фортепиано В. Войтика и «Кентавре III. Rex tremendae» для флейты и струн рояля В. Воронова. Сделан вывод о том, что в зависимости от избранного подхода к исполнительской трактовке композиторского текста, обусловленного степенью авторского распределения параметров музыкального языка по зонам композиторской и исполнительской компетенций, меняется роль исполнителя в формировании конечного образа интерпретационной версии сочинения.
- ItemСтановление и развитие профессиональных традиций домрового исполнительского искусства Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Лазутская, Н.; Lazutskaja, N.Статья посвящена выявлению специфики домрового исполнительского искусства в контексте преемственности педагогических связей, а также вопросам формирования профессиональных традиций белорусского домрового исполнительства. Автором предпринята попытка «реконструкции» истории белорусской домровой школы, определены факторы, влияющие на развитие и совершенствование домрового исполнительского искусства.
- ItemТеория архетипов К. Г. Юнга и современное высшее музыкальное образование(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Каплун, Т.; Kaplun, Т.Статья посвящена значению музыкально-образных ментальных констант в современном высшем музыкальном образовании. На примере ряда вузовских музыкально-исторических дисциплин, читаемых автором статьи в Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой, выявляется роль понятий «концепт» и «архетип» в музыкально-педагогической науке.
- ItemТрадиции украинского исторического музыковедения и современность(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Власенко, И.; Vlasenko, I.В статье рассматриваются вопросы преемственности украинского исторического музыковедения и его место в круге современных наук о музыке. Акцентируется стремление современного украинского музыковедения к синтезу научных знаний гуманитарного характера и осмыслению исполнительской практики. Особое внимание уделеноодесской школе исторического музыкознания. На примере научной деятельности И. Котляревского (Киев) и Е. Марковой (Одесса) показана взаимосвязь между региональными музыковедческими школами.
- ItemУдарные инструменты в европейском оперном и симфоническом оркестре: вехи эволюции(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Клиндухова, Л.; Klinduhova, L.В статье прослеживается история функционирования ударных инструментов в оперном и симфоническом оркестре XVII–XXI вв., отмечается значительная роль ударного инструментария в развитии оркестра на современном этапе.
- ItemФеномен Оскара Кольберга в контексте волынской музыкальной фольклористики(Белорусская государственная академия музыки, 2016) Игнатова, Л.; Ignatova, L.В статье рассматривается история становления волынской музыкальной фольклористики, начиная от З. Доленги-Ходаковского (Адама Чарноцкого), М. Костомарова, экспедиций Российского географического общества, Леси Украинки и представителей ее семьи и заканчивая современными исследователями волынского музыкального фольклора. Особое место отводится личности Оскара Кольберга. Определя- ется его фундаментальная роль в собирании и изучении волынской традиционной культуры. Именно записи музыкальных текстов народных песен и танцевальных мелодий Волыни (более 600 образцов), сделанные ученым еще в 1862 г., дают нам право называть Кольберга основоположником волынской музыкальной фольклористики.