Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 21
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 21 by Title
Now showing 1 - 20 of 34
Results Per Page
Sort Options
- ItemА. В. Богатырев и 1948 год(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье по материалам публикаций 1948–1949 гг. воссоздается ход кампании по борьбе с формализмом и космополитизмом в советском искусстве, утверждается мысль о ее значительном влиянии на ход развития белорусского композиторского творчества и музыкознания.
- ItemАкадемическая музыка и глобализация культурного пространства(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Мдивани, Т. Г.; Mdivani, T. G.Рассматриваются причины расширения границ академической музыки в контексте развития информационного общества и глобализации культурного пространства. Подчеркивается, что одной из характерных черт академической музыки последней трети ХХ — начала ХХІ вв. является своеобразие му- зыкально-интонационного мышления, которое определяется новизной культурных доминант, связанных с усилением многонациональных связей и синтезом академической музыки с джазом, роком и др.
- ItemБеларуская культурная прастора ў Заходняй Беларусі (1921-1939 гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Даніловіч, В. В.; Danіlovіch, V. V.Артыкул асвятляе ўмовы функцыянавання беларускай культурнай прасторы ў Заходняй Беларусі 1921–1939 гг., якая ў той час знаходзілася ў складзе польскай дзяржавы. Робіцца выснова аб тым, што дамінуючай тэндэнцыяй палітыкі польскіх улад была культурна-моўная асіміляцыя беларускага і іншага няпольскага насельніцтва. Праводзілася мэтанакіраваная паланізацыя ўсіх сфер жыцця жыхароў краю. У такіх цяжкіх умовах беларускія палітычныя партыі, культурна-асветныя арганізацыі, інтэлігенцыя Заходняй Беларусі рабілі ўсё магчымае, каб захаваць і працягнуць нацыянальныя традыцыі.
- ItemВиды колокольного звона и средства его выразительности (по материалам западнобелорусских храмов)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Шатько, Е. Г.; Shat'ko, E. G.Статья посвящена неисследованной и актуальной проблеме белорусской кампанологии — классификации колокольных звонов. На основе записей автора в сельских православных храмах западных регионов Беларуси предлагается три вида звона: «На сбор», «Ва вся», «По покойнику» («По душе»).
- ItemВосьмая сммфония Ф. Пыталева в её связях с особенностями национального художественного мышления(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Волкова, Л. А.; Volkova, L. A.В статье рассматриваются вопросы национальной обусловленности симфонического мышления белорусского композитора Ф. Пыталева. На материале Восьмой симфонии выявляются особенности преломления национальных художественных традиций в семантике, драматургии и стилистике произведения.
- ItemВячеслав Кузнецов: две грани личности(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ахвердова, М. И.; Ahverdova, M. I.На протяжении пятнадцати лет профессор Вячеслав Владимирович Кузнецов возглавляет кафедру инструментовки Белорусской государственной академии музыки, успешно совмещая творческую дея- тельность и педагогическую работу в классе инструментовки и композиции.
- ItemДрама, музыка, рынок: проблемы взаимодействия на современном этапе(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Смольский, Р. Б.; Smol'skij, R. B.Рассматриваются актуальные вопросы творческого сотрудничества драматических театров Беларуси с отечественными композиторами в контексте современных процессов постепенного внедрения ры- ночных законов в сферу национального профессионального искусства. Анализируются проблемы государ- ственной поддержки деятелей искусства на современном этапе, особенности законов рыночной экономики в сфере белорусского и мирового искусства.
- ItemЗаглавие Б. Брехт и Р.М. Рильке в творчестве Аркадия Гурова минского периода. Ч.I. Претворение эстетики брехтовского театра в камерно-вокальных сочинениях А. Гурова(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Копытько, Н. А.; Kopyt'ko N. A.С татья посвящена практически неизвестным произведениям белорусско-израильского компо зитора Аркадия (Аарона) Гурова (1956–2002), восходящим к образно-смысловой сфере творчества Б. Брехта и Р. М. Рильке. В первой части статьи анализируются сочинения А. Гурова, принадлежащие к числу первых в Беларуси музыкальных перформансов.
- ItemЗмест(2012) Весці № 21
- Item"И голос будет мой услышан": трагические страницы жизни Мечислава Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.Предметом исследования выступают произведения М. Вайнберга (1919–1996), в которых находит отражение тема холокоста — трагедии еврейского народа, кардинальным образом изменившей и жизнь композитора. Работая с архивным материалом, автор статьи фокусирует внимание на контексте создания музыки, повлиявшем на ее содержание. Наряду с известными сочинениями (симфонии № 6, 8, опера «Пассажирка») в статье анализируются неопубликованные произведения (кантата «Дневник любви», симфония № 21, посвященная памяти погибших в варшавском гетто).
- ItemИсследовательская мысль о национальном самоопределении искусства русской гармоники (анализ публикаций конца XIX - начала XX вв.)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Чабан, В. А.; Chaban, V. A.Статья посвящена анализу публикаций о зарождении, распространении и начальном развитии искусства гармоники-баяна в восточнославянском регионе (Россия, Украина, Беларусь).
- ItemК вопросу о ладогармонической и метроритмической основе сонат китайских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Пан Вэй; Pan VjejНа примере ряда сонат и сонатин китайских композиторов (Ван Лисаня, Ло Чжунжуна, Ван Цзяньчжуна, Ван Липиня, Цуй Вэньюя, Цзян Цзусиня) в статье анализируется ладогармоническая и метро- ритмическая основа музыки, в которой нашло отражение своеобразие трактовки жанра сонаты китайскими композиторами.
- ItemК юбилею творческой и педагогической деятельности Л. П. Юшкевича(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Горбушина, И. Л.; Gorbushina, I. L.В 2012 г. Белорусская государственная академия музыки отмечает свое 80-летие. Так совпало, что творческий юбилей — 50 лет концертно-педагогической деятельности — отмечает в этом году известный и авторитетный в республике музыкальный деятель, яркий и талантливый пианист-исполнитель, высокопрофессиональный и опытный педагог Леонид Петрович Юшкевич. За полвека активной творческой деятельности им были сыграны сотни концертов, воспитаны десятки студентов. Трудно переоценить его огромный вклад в музыкальную культуру Беларуси.
- ItemКалі вучань цалкам адзіны (аб дзейнасці музыказнаўцы Тамары Сямёнаўны Якіменка)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Мажэйка, З. Я.; Mazhjejka, Z. Ja.Артыкул доктара мастацтвазнаўства З. Я. Мажэйка, напісаны 11 гадоў таму, застаецца актуальным і сёння, бо духоўна-этычны і прафесійны свет нашай калегі — прафесара кафедры беларускай музыкі Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі Тамары Сямёнаўны Якіменка — застаецца непарушным… За апошнія гады ёю здзейснены многія крокі, якія маюць лёсазначную існасць для беларускай музычнай культуры. Чатыры кандыдацкія дысертацыі, абароненыя пад кіраўніцтвам Т. С. Якіменка, сталіся новым словам не толькі ў беларускай, але і сусветнай музыкалогіі. Несумненна, выхаванцы прафесара працягваюць традыцыі Школы Л. С. Мухарынскай, прадстаўніцай якой з’яўляецца сама Тамара Сямёнаўна і лепшыя здабыткі якой увасоблены ў яе фундаментальных даследаваннях — манаграфіях (у т. л. апошняй — “Сучасная беларуская этнамузыкалогія”. — Мінск, 2004), вучэбна-метадычных выданнях, навуковых артыкулах. Прызнаннем высокіх заслуг Т. С. Якіменка як заснавальніка цэлага накірунку ў духоўнай прасторы беларускага этнаса сталася ўзнагароджанне яе Спецыяльнай прэміяй Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь (2005), а таксама ўзнагародамі Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь і Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. Доктар мастацтвазнаўства, прафесар В. У. Дадзіёмава
- ItemКатавасия на осьм гласов из белорусского рукописного ирмолоя квадратно-линейной нотации 11Рк922к(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec, L. F.Статья посвящена исследованию гласовости на примере одного песнопения. Автором статьи был проделан музыкально-текстовый стилистический анализ мелодики самих гласов и аналогичных тропарных, изложенных в учебнике церковного пения В. А. Вахромеева. В результате впервые в работе высказывается мысль о новом подходе к гласовости и связи ее с конкретной эпохой, историческими, политическими, национальными особенностями, принадлежностью той или иной церкви. Все положения автора, изложенные в статье, находят точную научную аргументацию.
- ItemКитайская хоровая музыка a cappella на этапе становления (1930-1940 -е гг.): образно-содержательные приоритеты(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Гун, Ли; Gun, LiСтатья посвящена исследованию китайской хоровой музыки a cappella периода 1929–1949 гг. Рассматриваются историко-культурные условия данного этапа развития китайского хорового творчества, очерчивается круг наиболее показательных в стилевом отношении произведений. В опоре на историко-сравнительный и целостный методы музыковедческого анализа в статье определены образно-стилистические приоритеты в трактовке данного жанра китайскими композиторами.
- ItemКомпозитор как соавтор фильма(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Карпилова, А. А.; Karpilova, A. A.В статье на материале белорусского кино определяются и рассматриваются основные творческие установки композитора как соавтора фильма, среди которых постоянное, длительное сотрудничество с одним кинорежиссером; участие в создании музыкального фильма, где роль музыки изначально велика; значительный творческий вклад в создание конкретного кинофильма.
- ItemКомпозиционные и ладогармонические особенности художественных песен на различных этапах развития камерного вокального творчества в Китае(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ван Хонтао; Van HontaoВ статье рассматриваются основные этапы развития китайской камерной вокальной музыки ХХ ст. Анализируются ладогармоническая и метроритмическая основа песен на стихи древних поэтов.
- ItemЛитовская композиторская школа: генеалогическое древо(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дауноравичене, Г. Л.; Daunoravichene, G. L.В данном исследовании дается характеристика литовских композиторских школ, представлена художественная картина их бытования, выявлена их аналитическая сущность. Вначале уточняется объем, содержание и внутренняя иерархия самого понятия «композиторская школа». Первое его значение может быть сопряжено с широким пониманием национальной или даже общенародной композиторской школы. Альгирдас Амбразас определил ее как «общность художественных форм, видов, которые предопределяются особенностями самосознания национальной культуры, устремлений, этнического сознания» [2, c. 10–11; 4, р. 428]. Конечно, актуальность данного понятия и объемность определений взаимоoбусловлена некоей исторической конфигурацией. Ввиду того, что стратегии формирования таких школ исходили из насущной потребности созидания национальной культуры, опоры на модели фольклора и в значительной мере руководствовались нуждами патриотического плана — идентификации различия и индивидуальности своей нации, нет сомнений, что в XIX — начале XX в. идея «национальных композиторских школ» в Европе была весьма актуальной и продуктивной.
- ItemЛітургічная творчасць кампазітараў Беларусі канца XIX - пачатку XX стст.(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ліхач, Т. У.; Lihach, T. U.У артыкуле разглядаюцца творы ў кананічных праваслаўных жанрах кампазітараў, якія працавалі на Беларусі ў канцы ХІХ — пачатку ХХ ст.: А. Раждзественскага, Н. Буйлова, М. Анцава. Іх невялікая творчая спадчына дэманструе разнастайнасць музычных стыляў. Так, М. Анцаў абраў у якасці мадэлі для сваёй Літургіі аднайменны твор П. І. Чайкоўскага; Н. Буйлоў арыентаваўся на стылістыку аўтараў Прыдворнай пеўчай капэлы; А. Раждзественскі — на абіходныя ўстаўныя (простыя) спевы. У гэты перыяд былі акладзены ўсе перадумовы для далейшага творчага развіцця праваслаўнай музыкі Беларусі.