Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 21
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 21 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 34
Results Per Page
Sort Options
- ItemВиды колокольного звона и средства его выразительности (по материалам западнобелорусских храмов)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Шатько, Е. Г.; Shat'ko, E. G.Статья посвящена неисследованной и актуальной проблеме белорусской кампанологии — классификации колокольных звонов. На основе записей автора в сельских православных храмах западных регионов Беларуси предлагается три вида звона: «На сбор», «Ва вся», «По покойнику» («По душе»).
- ItemЛітургічная творчасць кампазітараў Беларусі канца XIX - пачатку XX стст.(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ліхач, Т. У.; Lihach, T. U.У артыкуле разглядаюцца творы ў кананічных праваслаўных жанрах кампазітараў, якія працавалі на Беларусі ў канцы ХІХ — пачатку ХХ ст.: А. Раждзественскага, Н. Буйлова, М. Анцава. Іх невялікая творчая спадчына дэманструе разнастайнасць музычных стыляў. Так, М. Анцаў абраў у якасці мадэлі для сваёй Літургіі аднайменны твор П. І. Чайкоўскага; Н. Буйлоў арыентаваўся на стылістыку аўтараў Прыдворнай пеўчай капэлы; А. Раждзественскі — на абіходныя ўстаўныя (простыя) спевы. У гэты перыяд былі акладзены ўсе перадумовы для далейшага творчага развіцця праваслаўнай музыкі Беларусі.
- ItemСовременная белорусская опера в кругу идей антитеатра(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Аладова, Р. Н.; Aladova, R. N.Статья посвящена изучению новых тенденций в развитии белорусской оперы рубежа ХХ–ХХІ вв. Автор выявляет черты театрально-абсурдистской поэтики в этико-философской концепции, музы- кальной драматургии, стилистике и сценическом воплощении опер С. Кортеса «Визит дамы» и «Юбилей», Е. Глебова «Мастер и Маргарита», В. Кузнецова «Записки сумасшедшего», В. Копытько «Его жёны», М. Мусоргского — В. Воронова «Женитьба». Отмечаются также признаки общего и индивидуально-характерного в претворении этими композиторами поэтики театра отрицания.
- ItemПонятие "русская музыка" и вопрос об адресате музыки у современных российских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Холопова, В. Н.; Holopova, V. N.В статье дается обобщение представлений современных российских композиторов о свой- ствах русской музыки сегодня. Для одних авторов (Р. Щедрин) их принадлежность к русской музыке очевидна, для других (С. Губайдулина) она является вопросом. В. Екимовский считает, что специально «русской музыки» он не писал. Ю. Воронцов полагает, что сама жизнь в России привносит русский национальный элемент. Многие композиторы сходятся на том, что русской музыке присущи философичность, затрагивание глубинных вопросов бытия, широкий «мазок» и само отношение к творчеству как к миссии, религиозному служению. Особенно свойства и ценность русской музыки ощущаются композиторами, живущими за рубежом.
- ItemВосьмая сммфония Ф. Пыталева в её связях с особенностями национального художественного мышления(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Волкова, Л. А.; Volkova, L. A.В статье рассматриваются вопросы национальной обусловленности симфонического мышления белорусского композитора Ф. Пыталева. На материале Восьмой симфонии выявляются особенности преломления национальных художественных традиций в семантике, драматургии и стилистике произведения.
- ItemРитмы традиций (о Людмиле Михайловне Клиндуховой)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дударенко, П. Ф.; Dudarenko, P. F.Предвкушая студенческое волнение и ответственность перед уважаемой аудиторией журнала «Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі», я никак не мог осознать причину того, что мне «мешает» писать о Людмиле Михайловне Клиндуховой. Оказалось — время. Вернее, его неукротимая быстротечность. Еще вчера мы — студенты-однокурсники, а сегодня — коллеги с весьма солидным совместным стажем работы в Академии музыки. Отсюда и внутреннее сопротивление неугомонным реалиям жизни: нет у этих цифер «блата» (которые на циферблатах...). Время сделало свое дело, и юбилейная дата в жизни доцента кафедры медных духовых и ударных инструментов Людмилы Михайловны Клиндуховой стала страницей истории Белорусской государственной академии музыки.
- ItemМаксім Танк і традыцыі славянскага авангарда(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Тычко, Г. К.; Tychko, G. K.Артыкул прысвечаны даследаванню ўплываў авангардных літаратурных школ (польскай і рускай) на творчасць Максіма Танка. Адлюстраваны асноўныя этапы фарміравання творчай індывідуальнасці паэта, уздзеянне на яго светапогляд і эстэтычныя густы твораў Ч. Мілаша, У. Маякоўскага. Аналізуюцца асобныя творы пісьменнікаў, якія пацвярджаюць тэзіс аб актывізацыі міжкультурных камунікацый у першай палове ХХ ст.
- ItemЗмест(2012) Весці № 21
- ItemЗаглавие Б. Брехт и Р.М. Рильке в творчестве Аркадия Гурова минского периода. Ч.I. Претворение эстетики брехтовского театра в камерно-вокальных сочинениях А. Гурова(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Копытько, Н. А.; Kopyt'ko N. A.С татья посвящена практически неизвестным произведениям белорусско-израильского компо зитора Аркадия (Аарона) Гурова (1956–2002), восходящим к образно-смысловой сфере творчества Б. Брехта и Р. М. Рильке. В первой части статьи анализируются сочинения А. Гурова, принадлежащие к числу первых в Беларуси музыкальных перформансов.
- ItemНаправление перемен в современной польской музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Вашак, М.; Vashak, M.На основе анализа творческих установок, провозглашенных польскими композиторами, высказываний музыкальных деятелей и искусствоведов в данном исследовании осуществляется попытка обоснования новых стилевых явлений в польской музыке 1980–2000-х гг.
- ItemДрама, музыка, рынок: проблемы взаимодействия на современном этапе(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Смольский, Р. Б.; Smol'skij, R. B.Рассматриваются актуальные вопросы творческого сотрудничества драматических театров Беларуси с отечественными композиторами в контексте современных процессов постепенного внедрения ры- ночных законов в сферу национального профессионального искусства. Анализируются проблемы государ- ственной поддержки деятелей искусства на современном этапе, особенности законов рыночной экономики в сфере белорусского и мирового искусства.
- Item"И голос будет мой услышан": трагические страницы жизни Мечислава Вайнберга(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.Предметом исследования выступают произведения М. Вайнберга (1919–1996), в которых находит отражение тема холокоста — трагедии еврейского народа, кардинальным образом изменившей и жизнь композитора. Работая с архивным материалом, автор статьи фокусирует внимание на контексте создания музыки, повлиявшем на ее содержание. Наряду с известными сочинениями (симфонии № 6, 8, опера «Пассажирка») в статье анализируются неопубликованные произведения (кантата «Дневник любви», симфония № 21, посвященная памяти погибших в варшавском гетто).
- ItemМузыка белорусских композиторов в медиапространстве сети Интернет(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko, E. S.В статье рассматривается проблема популяризации белорусской академической музыки с по- мощью сети Интернет. В ней собрана информация о существующих на сегодняшний день сайтах с аудио- и видеозаписями исполнения произведений белорусских композиторов — классиков и современников, а также даны рекомендации по более эффективному использованию Интернета для репрезентации национального композиторского творчества.
- ItemКитайская хоровая музыка a cappella на этапе становления (1930-1940 -е гг.): образно-содержательные приоритеты(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Гун, Ли; Gun, LiСтатья посвящена исследованию китайской хоровой музыки a cappella периода 1929–1949 гг. Рассматриваются историко-культурные условия данного этапа развития китайского хорового творчества, очерчивается круг наиболее показательных в стилевом отношении произведений. В опоре на историко-сравнительный и целостный методы музыковедческого анализа в статье определены образно-стилистические приоритеты в трактовке данного жанра китайскими композиторами.
- ItemФортепианная композиция Чжан Чао "Пи Хуан" как отражение стилистики пекинской оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ся Юньцзин; Sja Jun'czinВ статье на примере сочинения композитора Чжан Чао Пи Хуан анализируется претворение типологических особенностей китайской традиционной классической оперы в фортепианном творчестве китайских композиторов.
- ItemРазмышления об отечественной музыке в центре Европы(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Олейникова, Э. А.; Olejnikova Je. A.В статье представлены размышления автора по поводу перспектив развития отечественной музыки. В этой связи поднимаются вопросы становления и развития национального самосознания, особенностей белорусского менталитета, указываются конкретные направления деятельности главного образовательного музыкального центра республики.
- ItemА. В. Богатырев и 1948 год(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Лисова, Е. В.; Lisova E. V.В статье по материалам публикаций 1948–1949 гг. воссоздается ход кампании по борьбе с формализмом и космополитизмом в советском искусстве, утверждается мысль о ее значительном влиянии на ход развития белорусского композиторского творчества и музыкознания.
- ItemЮрий Николаевич Гильдюк - пианист, педагог, музыкальный деятель(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Горбушина, И. Л.; Gorbushina, I. L.Одним из самых ярких и многогранных деятелей современной белорусской музыкальной культуры по праву можно назвать пианиста, заслуженного артиста Республики Беларусь, профессора Белорусской го- сударственной академии музыки, художественного руководителя Белорусской государственной филармо- нии (с 1983 г.) Юрия Николаевича Гильдюка. С его именем связан расцвет белорусского исполнительского искусства в сфере концертной и камерной музыки, обновление деятельности филармонических коллекти- вов, активизация процессов интеграции национального искусства в мировое культурное пространство.
- ItemАкадемическая музыка и глобализация культурного пространства(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Мдивани, Т. Г.; Mdivani, T. G.Рассматриваются причины расширения границ академической музыки в контексте развития информационного общества и глобализации культурного пространства. Подчеркивается, что одной из характерных черт академической музыки последней трети ХХ — начала ХХІ вв. является своеобразие му- зыкально-интонационного мышления, которое определяется новизной культурных доминант, связанных с усилением многонациональных связей и синтезом академической музыки с джазом, роком и др.
- ItemЛитовская композиторская школа: генеалогическое древо(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дауноравичене, Г. Л.; Daunoravichene, G. L.В данном исследовании дается характеристика литовских композиторских школ, представлена художественная картина их бытования, выявлена их аналитическая сущность. Вначале уточняется объем, содержание и внутренняя иерархия самого понятия «композиторская школа». Первое его значение может быть сопряжено с широким пониманием национальной или даже общенародной композиторской школы. Альгирдас Амбразас определил ее как «общность художественных форм, видов, которые предопределяются особенностями самосознания национальной культуры, устремлений, этнического сознания» [2, c. 10–11; 4, р. 428]. Конечно, актуальность данного понятия и объемность определений взаимоoбусловлена некоей исторической конфигурацией. Ввиду того, что стратегии формирования таких школ исходили из насущной потребности созидания национальной культуры, опоры на модели фольклора и в значительной мере руководствовались нуждами патриотического плана — идентификации различия и индивидуальности своей нации, нет сомнений, что в XIX — начале XX в. идея «национальных композиторских школ» в Европе была весьма актуальной и продуктивной.