Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 30
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 30 by Title
Now showing 1 - 20 of 30
Results Per Page
Sort Options
- Item"Punktum saliens" в реконструкции монодийных песнопений рукописных Ирмологионов конца ХVI - ХVIII в.(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Жуковская, И. И.; Zhukovskaja I.Певческие памятники, представленные в рукописных Ирмологионах конца XVI – XVIII в., зафиксированы древней системой записи, называемой киевской нотацией. Её прочтение, несмотря на теоретическое решение проблемы дешифровки в современной музыкальной медиевистики, остаётся неоднозначным. Затруднения связаны с фрагментами нотного текста, в которых появляются ключи и бемоли, выписанные наряду с ключами и бемолями в начале нотоносца, но нередко возникают и при прочтении нотолинейной записи, где этих знаков нет. В статье воспроизводиться алгоритм реконструкции монодийных песнопений и определяются основные принципы их дешифровки.
- ItemАб уздзеянні міграцыйных працэсаў другой паловы XX ст. на этнамузычны ландшафт Беларусі(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Канстанцінава, Т. Л.; Kanstancіnava T.Артыкул прысвечаны пастаноўцы праблемы міграцыі насельніцтва ў этнамузыкалогіі. Паказана, што фарміраванне этнамузычных ландшафтаў ва ўсе гістарычныя часы адбываецца пад моцным уплывам перасяленчых працэсаў. У якасці непасрэдна звязаных з міграцыйнай праблематыкай вылучаны пытанні рэгіянальных, лакальных і мікралакальных асаблівасцей этнапесенных традыцый, жанравай сістэмы вуснатрадыцыйнай песнятворчасці, соцыяпсіхалагічных «партрэтаў» этнафораў-перасяленцаў
- ItemАгляд кампазітарскай творчасці Юзафа Грыма: фартэпіянная спадчына(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Шэйпа, С. І.; Shjejpa I.У артыкуле ўпершыню ўводзяцца ў новуковы ўжытак невядомыя дагэтуль старадрукі фартэпіянных твораў віленскага кампазітара і музычнага дзеяча Ю. Грыма (? - 1888), якія адносяцца да другой паловы 20 ст. Здзяйсняецца першапачатковы аналіз танцавальных п’ес і маршаў, адзначаюцца некаторыя асблівасці кампазітарскага стылю Ю. Грыма.
- ItemБеларусь у цэнтры музычнай Еўропы: эпоха барока(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava V.У артыкуле разглядаецца музычная культура Беларусі ў яе многавектарных сувязях з культурамі еўрапейскага рэгіёну. Адзначаецца, што у вельмі складаных сацыяльна-гістарычных умовах, якія не спрыялі стаўленню нацыянальных форм мастацкай творчасці, айчынная музычная культура ўсё ж выконвала важнейшую місію донара і перакладчыка ў дыялогу музычнагазахаду і ўсходу.
- ItemВерсэтная фуга як жанравы тып і структурная мадэль поліфанічных раздзелаў "Віленскай табулатуры" (1626)(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Комінч, Г. А.; Komіnch G.У артыкуле разглядаюцца асаблівасці кампазіцыі і тэхнікі поліфанічных версэтаў арганных мес і рычэркараў з “Віленскай табулатуры”. У версэтах мес выяўляецца асаблівы жанравы тып фугі – версэтная фуга. Форма і кампазіцыйныя заканамернасці версэтнай фугі аказваюцца ўласцівымі і для рычэркараў “Віленскай табулатуры”, і гэта дае падставу лічыць версэтную фугу своеасаблівай структурнай мадэллю рычэркараў з гэтага музычнага помніка.
- ItemГоризонты "полуклассической" музыки Южной Азии(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Карташова, Т. В.; Kartashova T.В статье представлена система музыкальной культуры Северной Индии, в которой категория уп-шастрия, или «полуклассика», занимает особое положение. Данный пласт музыки является самым обширным и многоярусным и в настоящее время в Индии считается основным видом музыкального искусства. Рассматривается ведущий жанр уп-шастрия – вокальный тхумри в контексте родственных ему жанров дадры и таппа, а также традиционной региональной музыки Хиндустани (чайти, каджри, савани, хори, джхула, барамаси).
- ItemДорогами фольклорных экспедиций: к 50-летию фольклорных экспедиций Белорусской государственной академии музыки под руководством Ларисы Филипповны Костюкевец(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich L.
- ItemЗмест(2017) Весці № 30
- ItemКалендарно - обрядовый фольклор Восточного Полесья в записях Александра Ивановича Рубца (1837 - 1913)(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Попова, И. С.; Popova I.В статье рассматривается наследие Александра Ивановича Рубца одного из первых собирателей и исследователей народного музыкального творчества. Сборники песен земледельческого цикла, собранные А. И. Рубцом, оказали существенное влияние на формирование российской и советской музыкальной фолклористики.
- ItemЛеонид Федорович Бражник: штрихи к портрету (к 100-летию со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Клиндухов, В. И.; Klinduhov V.
- ItemМалавядомыя старонкі экспедыцыйна-палявой дзейнасці Лідзіі Саулаўны Мухарынскай(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Бярковіч, Т. Л; Bjarkovіch T. L.У артыкуле прадстаўлены вынікі сістэматызацыі некаторых экспедыцыйна-палявых матэрыялаў Лідзіі Саулаўны Мухарынскай, якія захоўваюцца ў Беларускім дзяржаўным архіве-музеі культуры і мастацтваў. У цэнтры разгляду лісты выканаўцаў і аўтараў народных песень (ф. 349, воп. 1, спр. 151-153). Акрэслена кола тэм перапіскі, якія з’яўляюцца найбольш важнымі для разумення асобы Л. Мухарынскай, яе «маральных імператываў». Паказана выбітнае месца ў шэрагу адрасантаў Л. С. Мухарынскай Таццяны Вікенцьеўны Місевіч народнага карыфея, спявачкі і ткачыхі з в. Доўгае Шчучынскага раёна Гродзенскай вобласці.
- ItemМеждисциплинарное исследование православных духовных песнопений на канонические богослужебные тексты(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Хватова, С. И.; Hvatova S.Статья посвящена методологии исследования современных богослужебных песнопений Русской Православной церкви и, шире, динамике православного богослужебного канона в XX в. Изучение современных духовных песнопений на канонические богослужебные тексты имеет значительную специфику. Междисциплинарный подход предполагает вовлечение аналитического инструментария историковI, религиоведов, исследователей устава, литургии, традиционного музыкознания и этномузыкологии.
- ItemМелагеаграфія каляндарных напеваў Верхняга Над'ясельдзя і яго сумежжаў(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Даніловіч, Н. І; Danilovіch NАртыкул прысвечаны даследаванню каляндарна-песеннай традыцыі Верхняга Над’ясельдзя як часткі заходнепалеска-панямонскага памежжа. Мелагеаграфія каляндарных напеваў Верхняга Над’ясельдзя разглядаецца ў арэальнай дынаміцы. Паказваецца слабая захаванасць старажытнага гістарычна-стылявога пласта этнапесеннай культуры гэтых тэрыторый, што выяўляецца ў рассеяным і кропкавым распаўсюджванні каляндарных напеваў. Упершыню публікуюцца некаторыя экспедыцыйныя матэрыялы з архіва Л. Мухарынскай.
- ItemМелотипология зимних обрядовых напевов правобережной Черкащины(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Пшеничкина, Г. Н.; Pshenichkina G.Святочные обрядовые песни – наиболее сохранившийся жанр календарного цикла на правобережной части нынешней Черкасской области. До нынешнего времени они не получили системного анализа и освещения в этномузыковедческой литературе. В данной статье предпринята попытка обобщения и классификации зимних напевов черкасского Поднепровья и «переходной зоны» к Подолью на основе экспедиционных материалов и доступных печатных источниках.
- ItemМузыкальная импровизация как компонент творческой деятельности музыканта - исполнителя(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Шувалов, А. А.; Shuvalov A.В статье рассматривается роль музыкальной импровизации в формировании и развитии твор- ческой личности музыканта-исполнителя. Приводятся сведения из истории возникновения и развития импровизации, подчеркивается ее связь с композицией. Особое внимание уделяется важности и необходимости приобретения навыка импровизации в процессе раскрытия личностного и творческого потенциала исполнителя, предлагаются конкретные методы обучения студентов искусству мпровизации.
- ItemМузыкально - стилевые особенности "Розных" напевов Херувимской песни в Жировицком Ирмологионе первой половины XVII в.(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Шпаковская, Л.; Shpakovskaja L.Статья посвящена анализу музыкального стиля «Розных» напевов Херувимской песни из Жировицкого Ирмогилона первой половины XVII в. Автор определяет место напевовв системе многороспевности, систематизирует их по ладомелодическим признакам, проводит параллели с поствизантийским интонированием, а также высказывает предположения относительно генезиса напевов.
- ItemНапевы причитаний новгородской традиции: вопросы классификации(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Королькова, И. В.; Korol'kova IСтатья основана на фольклорных материалах, собранных экспедициями Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова в Новгородской области в 1968 – 1922 гг. В работе исследованы образцы напевов причитаний разных жанров (свадебные, похоронные, лесные, шуточные). В ходе систематизации причетных напевов выявляются интегрирующие и дифференцирующие признаки местной плачевой традиции. Общим свойством всех новгородский напевов является 9-сложная тоническая организация стиха и ритмическая форма с равномерным ритмом слогопроизнесения. Различия локальных традиций причитаний связаны с видоизменением данной структуры по разным направлениям: распевание слогоритмической основы, цезурирование стиховой строки, увеличение количественного-слогового состава, формирование музыкально-поэтической строфы.
- ItemО ранних формах традиционной инструментальной музыки белорусов(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Назина, И. Д.; Nazina I.В статье рассматриваются «первичные музыкальные инструменты» - части тела человека (по К. Заксу и А. Шеффнеру), конструктивно примитивные заимствованные из Природы свистки, пищики, рожки, а также воспроизводимые на них во время охоты (древнейшего вида деятельности человека) сигналы и имитации голосов диких птиц и зверей. Сложившаяся уже в далёком прошлом система «Природа (как источник всего сущего), Человек, звуковой инструмент и звук» стала основой для последующего исторического развития музыкально-инструментальной этнокультуры Беларуси.
- ItemОбзор диссертаций(Белорусская государственная академия музыки, 2017)
- ItemОпыт мемориализации Холокоста в музыке (ра примере поэмы "Боль Земли" И. Левина на стихи И. Хентова для симфонического оркестра, смешанного и детского хоров)(Белорусская государственная академия музыки, 2017) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja I. F.В статье рассмотрены особенности мемориализации трагедии в Змиёвской балке периода Великой Отечественной войны средствами музыкального искусства на уровне тематизма (сочетания традиций европейской и еврейской музыки), драматургии, обусловленной сюжетной канвой произведения. Выявлен процесс работы над произведением от его замысла до реализации с акцентом на сотворчество авторов и интерпретатора-дирижера.