Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 45
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 45 by Title
Now showing 1 - 19 of 19
Results Per Page
Sort Options
- ItemБалетмейстерская школа В. Елизарьева: разнообразие индивидуальностей(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Улановская, С. И.; Ulanovskaya, S. I.Статья посвящена феномену балетмейстерской школы В. Ели-зарьева в контексте хореографического искусства Беларуси. Внимание уделяется чертам индивидуального стиля учеников В. Елизарьева, на основе анализа балетных спектаклей выявляются особенности балет-мейстерского мышления Н. Фурман, Р. Поклитару, В. Иванова, осмыс-ляется взаимодействие преемственности и новаций авторского стиля.
- ItemВозвращение в прошлое: феномен реконструкции в современном хореографическом искусстве(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Шимайда, И.; Shimajda I.Статья посвящена феномену реконструкции в современном хореографическом искусстве. На примере избранных работ последних лет раскрываются особенности реконструкции и возвращения к истории современного танца, цели и эстетические принципы этого явления.
- ItemВыдающиеся мастера театрального искусства прошлых лет: параллели и пересечения(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova L. G.Статья посвящена тем аспектам истории Белорусской государственной академии музыки, которые связаны с деятельностью преподавателей – дирижеров, режиссеров, оперных и театральных артистов, стоявших у истоков кафедры оперной подготовки и определивших основные направления ее последующего развития.
- ItemДокументальность в современном танце(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Гербутавичюте, И.; Gerbutavichjute, I.Статья посвящена феномену документальности в современном танце. Термин «документальный танец» коррелирует с такими понятиями, как «воссоздание», «реконструкция», «возобновление». На примере ряда спектаклей исследуется, как сегодня хореографы работают с телесностью и памятью тела, чтобы архивировать историю танца. Тело в этом случае становится архивом, а также пространством социальной памяти, а танцевальное представление, в свою очередь, – зеркалом не только исторических событий, но и индивидуальных переживаний, вызванных ими.
- ItemЖанровые особенности и драматургические принципы в операх на национальные исторические сюжеты (на примере произведений Д. Смольского, В. Солтана, А. Бондаренко)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Пилатова, И. В.; Pilatova I. V.В статье анализируются жанровые особенности и драматургические принципы опер «Сівая легенда» Д. Смольского, «Дзікае паляванне караля Стаха» В. Солтана и «Князь Наваградскі» А. Бондаренко. На вербальном и музыкальном уровнях показана корреляция между родовыми признаками, лежащими в основе жанрового определения опер, и драматургическими принципами, влияющими на целостную организацию произведений.
- ItemИнструментальный театр в белорусском музыкальном искусстве рубежа ХХ-XXI вв.: методологический аспект, вопросы классификации(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Романюк, О. В.; Romanjuk O. V.В статье рассматриваются основные жанровые модели инструментального театра: инструментальная композиция-действие, инструментальная композиция со словом, композиция с действием. Выявляются семантико-языковые особенности данного явления в кон-тексте творчества европейских композиторов второй половины ХХ – начала ХХI в.
- ItemИнтерпретация текста повести А. Чехова "Черный монах" в либретто оперы малой формы: музыкально-драматический аспект(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Буряк, А. Ю.; Burjak A.Статья посвящена вопросам интерпретации текста повести А. Чехова «Черный монах» в либретто оперы малой формы. На приме-ре одноименных произведений Д. Шостаковича, О. Ходоско, А. Курбатова анализируются интертекстуальные связи и концептуальные взаимодействия литературного первоисточника и музыкально-драматического текста оперы.
- ItemЛя вытокаў айчыннага балета(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Дадзіемава, В. У.; Dadzіemava V.У нарысе разглядаецца гісторыя балетнага мастацтва ХVIII ст. і вызначаюцца агульнаеўрапейскія і лакальныя рысы гэтага феномена.
- Item"Медный всадник": возрождение или уничтожение? (к вопросу о редакции балетов классического наследия на современной сцене)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Абызова, Л. И.; Abyzova, L. I.В статье рассматривается проблема сохранения и редактирования классического наследия, в частности, произведений советского периода. Дается анализ постановки балета «Медный всадник» Р. Глиэра – Р. Захарова в исторической ретроспективе. Рассмотрен возобновленный спектакль в постановке Ю. Смекалова (премьера 31 марта 2016 г., Мариинский театр). Предпринята попытка оценить современные обновления и переосмысления подлинников, очертить допустимые и необходимые границы этих обновлений. Обозначены проблемы влияния балетной критики на практику театров.
- ItemНекоторые черты творчества Р. Поклитару: продолжение традиций В. Елизарьева(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Бунцевич, Н. Е.; Buncevich N.Статья посвящается творчеству хореографа Раду Поклитару – воспитанника профессора В. Елизарьева. Рассматриваются такие черты его постановок, как симфоническое мышление, проявляющееся в принципах развития хореографического материала, «драматургиче-ский контрапункт» («контрастная полифония»), концептуальность, выраженная пластикой, и др. Проводятся параллели с творчеством Д. Смольского. Анализируется хореографическая миниатюра «Голос» (2015).
- ItemПостановочные версии балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского на белорусской сцене(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Фурман, Н. Н.; Furman, N. N.В статье предпринята попытка выявить особенности постановочного воплощения легендарного балета П. Чайковского «Лебединое озеро» на белорусской сцене, определить его место в истории белорусского балета и роль в творческом пути артистов.
- ItemПостмодернистские тенденции в музыкальном театре Великобритании и их преломление в опере Т. Адеса "Буря"(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Куропятник, Е. В.; Kuropjatnik E.В статье изучается преломление ключевых понятий эстетики постмодернизма в современном британском музыкальном театре. В центре исследования – опера «Буря» Т. Адеса, концентрирующая в себе характерные черты постмодернистского музыкального театра, система которых расширяет смысловое пространство оперы и создает сложный микрокосмос музыкально-театрального сочинения.
- ItemСовременная танцевальная практика: неформальное обучение(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Балоде, И.; Balode I.Статья основывается на личном опыте профессиональной деятельности автора как танцевального критика и теоретика, а также человека, практикующего танец в качестве драматурга, исполнителя, куратора, хореографа и педагога. На примере разработки танцевальных проектов рассматривается взаимодействие танцевальной практики и теории в сфере современного танца.
- ItemСовременное хореографическое искусство Беларуси: основные тенденции развития(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Карчевская, Н. В.; Karchevskaja, N. V.В статье рассматриваются такие тенденции в развитии современного хореографического искусства Беларуси, как усиление значения медиа-репрезентации, интеграция с миром моды, «спортизация», сексу-ализация. Обосновывается взаимосвязанность и взаимообусловленность данных тенденций, выявляется их влияние на трансформацию системы жанров хореографического искусства.
- ItemСтанаўленне музычна-тэатральнага мастацтва ў асяроддзі беларускай эміграцыі (1918-1939 гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Коваль, В. У.; Koval' V. U.Артыкул прысвечаны музычна-тэатральнаму мастацтву беларускай дыяспары з 1918 па 1939 г. Асноўная ўвага надаецца працэсу станаўлення нацыянальных непрафесійных музычных тэатраў у Латвіі, Літве, Чэхаславакіі, Аргенціне, ЗША і Канадзе. У артыкуле таксама разглядаецца супрацоўніцтва паміж беларускімі і ўкраінскімі эмігрантамі ў Чэхаславакіі, ЗША і Канадзе.
- ItemСюжетные константы балетных опусов Е. А. Глебова(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Немцова-Амбарян, С. Н.; Nemcova-Ambarjan S. N.Статья посвящена выявлению сюжетной семантической сущности текстов музыкально-театральных сочинений Евгения Глебова. В центре внимания автора статьи – балеты, в которых акцентируются сюжетные черты стиля композитора.
- ItemТеатральность в камерно-инструментальных сочинениях с органом композиторов второй половины ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Шнайдер, В. А.; Shnajder V. A.В статье на примере камерно-инструментальных сочинений с органом композиторов второй половины ХХ в. рассматриваются особенности проявления театральности в образно-семантическом, ком-позиционно-драматургическом и акустико-визуальном аспектах воплощения художественных замыслов. В центре внимания автора – характеристика выразительных возможностей органа, способствующих созданию театрально-ассоциативных эффектов.
- ItemХореографическая симфония в музыкально-театральном пространстве белорусского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена жанру хореографической симфонии, получившему распространение в творчестве белорусских композиторов второй половины ХХ – начала ХХI в. (Е. Глебов, А. Мдивани, В. Кузнецов, С. Бельтюков). Рассматриваются особенности жанрового стиля отечественной хореографической симфонии: сюжетная драматургия, опирающаяся на классические образцы мировой литературы; пластическая визуализация образного содержания и портретная характеристичность музыкальных тем-персонажей; взаимодействие выразительных средств и принципов организации крупной симфонической и хореографической формы. Выявляются комплексы музыкально-пластических знаков, связывающих элементы музыкальной и хореографической лексики и отражающих двойственную природу симфонии-балета.
- ItemХэнаньский театр и Пекинская опера: к вопросу о соотношении региональных разновидностей китайской музыкальной драмы(б, 2018) Хуан Яхуэй; Huan JahujejСтатья посвящена рассмотрению и сравнительному анализу пекинской оперы и хэнаньского театра с точки зрения исторического пути их развития, репертуара, особенностей декламации, систем ам-плуа. В результате были определены связи и соотношения двух региональных разновидностей традиционного китайского театра. Такой подход является одним из перспективных направлений исследования китайской музыкальной драмы в современном искусствознании.