Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 31
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 31 by Subject "20 век"
Now showing 1 - 10 of 10
Results Per Page
Sort Options
- ItemБелорусская музыкальная культура в жизни и творчестве композитора И. С. Польского(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Польская, И. И.; Pol'skaya I. I; Польская, І. І.Статья посвящена проблемам роли творческой личности в процессе осуществления межкультурных взаимосвязей в сфере искусства и науки. Дается краткая характеристика творческой и научной деятельности известного украинского композитора и музыковеда И. С. Польского. Анализируется роль белорусской музыкальной культуры в его жизни и творчестве.
- ItemДевять медитаций для органа "Рождество Господне" О. Мессиана: к вопросу о специфике формообразования(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сущеня, Е. Д.; Sushhenja E. D.; Сушчэня А. Д.В статье представлена краткая характеристика основных закономерностей формообразования Оливье Мессиана, осуществленная на основе анализа его цикла «Рождество Господне» (9 медитаций для органа) (1935). Освещаются оригинальные особенности драматургической логики, композиционного мышления, тематической организации на уровне тектоники циклической композиции и составляющих ее одночастных форм. Проблематика, связанная с формообразованием, рассматривается сквозь призму «универсалий» музыкальной эстетики, стиля, композиционной техники выдающегося французского композитора XX в.
- ItemЗападноевропейские традиции в музыкальной культуре Украины конца XIX - начала XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Щепакин, В. М.; Shhepakin, V. M.; Шчэпакін В. М.На многочисленных примерах деятельности в Украине западноевропейских музыкантов анализируются влияния западноевропейских музыкальных традиций на развитие музыкальной культуры Украины. Показаны различные сферы применения талантов западноевропейских специалистов: оркестровое, камерное, оперное исполнительство, музыкальная педагогика, капельмейстерская, антрепренерская, музыкальная издательская деятельность. Делается вывод о перерастании межнациональных контактов в музыкально-культурной сфере жизни украинского общества в кросскультурные явления.
- ItemИсторическая память в современном музыкальном искусстве: отражение темы Холокоста в музыке композиторов СССР и постсоветского постранства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.Предмет исследования – произведения композиторов СССР и постсоветского пространства, щтражающие тему Холокоста. Они рассматриваются в историческом контексте их создания, начиная с 1943 г. Бóльшая часть написана композиторами-евреями, среди них – М. Вайнберг, Г. Фрид, И. Шварц, С. Беринский (Россия), Г. Вагнер, Э. Тырманд, Л. Абелиович, О. Сонин (Беларусь), В. Хвойницкий (Латвия), З. Ткач (Молдова). Проявлением гражданской позиции стали высокохудожественные опусы Д. Шостаковича, Д. Клебанова, Е. Станковича (Украина).
- ItemО трактовке цикла в оратории А. Белобородова "Душа и природа" на стихи русских поэтов(2014) Екименко, Т. С.; Ekimenko, T. S.; Якіменка Т. С.Статья раскрывает разносторонние содержательные моменты цикла. Подробный анализ поэтической стороны стихотворений «контрапунктирует» со звуковым планом – музыкальным воплощением ча- стей оратории. Отдельные разделы посвящены анализу тематических особенностей, выявлению жанровых черт цикла. Статья иллюстрирована нотными примерами.
- Item"Оперные" симфонии П. Хиндемита в ракурсе проблемы психологии композиторского творчества(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синичина, А. Л.; Sinichina, A. L.; Сінічына, Г. Л.Статья посвящена особому явлению композиторского творчества, связанному с созданием симфонического произведения на основе музыкально-сценического материала. В центре внимания оказываются симфонии П. Хиндемита «Художник Матис» и «Гармония мира», художественным прообразом которых являются одноименные оперы композитора. История создания и особенности творческой работы над сочинениями рассматриваются в связи со спецификой музыкального мышления автора, что позволяет выявить психологические предпосылки жанрового переосмысления оперной музыки.
- ItemОпорный тон и его функционирование в Партите in D В. Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Пескин, А. Б.; Peskin, A. B.В данной статье рассматривается специфика функционирования опорного тона в Партите in D В. Кузнецова. Вводится понятие «переменность функций опорного тона» и разъясняется его смысл в контексте дифференциации и смешения звуковысотных систем. Попутно обращается внимание на соотношение тональных и модальных факторов звуковысотной организации, а также на их связь с серийной двенадцатитоновой техникой.
- ItemПоговорим о тайнах творчества: Дмитрий Смирнов в автобиографических заметках(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Синцова, С. В.; Sincova, S. V., Сінцова С. В.В статье рассматривается процесс композиторского творчества, представляющий собой этапы от зарождения музыкальной идеи (наитие, озарение или результат выбора и воплощение конструктивной мысли), ее последующей разработки и детализации до логического заключения и завершения работы. Музыкальная идея может содержать генетический код всего сочинения. Творческий метод композитора Д. Смирнова отличает тяготение к рациональной, системной организации звукового пространства. Новейшие экспериментальные техники, в том числе музыкальные шифры, используются Смирновым уже в ранних сочинениях в 60–70-е гг. XX в. Идея диалога с другими эпохами представлена на примере сюиты Д. Смирнова «Выставка» для двух фортепиано в 4 руки. Важную роль в анализе творческого процесса композитора представляют документальные источники.
- ItemПоэтика звукообразов в творчестве В. Сильвестрова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Рябуха, Н. А.; Rjabuha, N. A.; Рабуха Н. А.В статье рассмотрена художественно-поэтическая система звукообразов и структурно-семантических особенностей их воплощения в творчестве В. Сильвестрова, отражающих идейно-эмоциональное, об- разно-смысловое содержание произведений сквозь призму звукового мироощущения композитора. Типология звукообразов раскрывает эволюцию стиля композитора как целостного явления музыкальной картины современности. Актуальность работы определяется возросшим интересом в современном музыковедении к проблемам поэтики, в частности, к вопросам художественно-семантической организации музыкального содержания авангардных произведений, связанных с философско-эстетическими и стилевыми тенденциями современной эпохи.
- ItemЦерковные сочинения Алексея Туренкова: аспекты стиля(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Гапличник, Н. Ю.; Двужильная, И. Ф.; Gaplichnik, N. Ju.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье рассматриваются аспекты стиля церковных сочинений Алексея Туренкова (1886–1958), созданных в основном до 1917 г. Акцентируется значимая роль традиций петербургской школы церковного пения, которые проявляются на уровне хоровой фактуры, гармонического языка.