Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 26
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 26 by Subject "Духовная музыка"
Now showing 1 - 4 of 4
Results Per Page
Sort Options
- ItemПесни из репертуара лирника И. Михновца в исполнении М. Михновец(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.Статья посвящена проблеме сохранения и бытования лирницкого репертуара в качественно новых исторических условиях. Репертуар лирника И. Михновца в исполнении его дочери М. Михновец сохраняет основные виды и жанры, зафиксированные в конце ХIХ – начале ХХ в. как типично лирницкие: духовные стихи (с преобладанием поздних апокалиптических), псальмы, песни мужской хоровой лирической традиции. Этот репертуар является отражением общей для белорусского традиционного фольклора тенденции – перехода исконно мужского лирницкого репертуара в женский. В статье анализируется и впервые вводится в научный обиход ценнейший материал – духовные стихи различных жанров, солдатская социальная песня. Поднимается вопрос о региональной Слуцко-Солигорской лир- ницкой школе.
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- ItemТропарь Пасхи и весенний фольклор: пути пересечения в смоленской народной традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Подрезова, С. В.; Podrezova, S. V.Статья посвящена изучению путей фольклоризации пасхального тропаря «Христос воскресе» в смоленской народно-песенной традиции. Анализируя полевые материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории, автор раскрывает несколько направлений тесного сближения песнопения с весенним обрядовым фольклором: присоединение к тропарю припевов и дополнений, внедрение в словесный текст тропаря фольклорных мотивов, и, наконец, перетекстовка распева пасхального гимна. Вершиной этого процесса стало жанровое переосмысление напева тропаря в народной традиции Смоленщины. В работе продемонстрированы две встречные тенденции – с одной стороны, тропарь Пасхи приобретает облик весенней заклички, с другой – весенние формы обогащаются за счет тропарного мелоса.
- ItemФітны спеў у беларускіх ноталінейных ірмалагіёнах XVII стагоддзя(Белорусская государственная академия музыки, 2011) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.; Лихач, Т. В.У артыкуле на матэрыяле беларускіх ноталінейных ірмалагіёнаў XVII ст. вывучаецца практыка фітнага спеву. Адзначаецца арыгінальнасць традыцыі фітных спеваў, характэрнай для праваслаўных і ўніятаў ВКЛ.