Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 52
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 52 by Issue Date
Now showing 1 - 15 of 15
Results Per Page
Sort Options
- ItemСеверобелорусские купальские напевы в свете ареального подхода(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Константинова, Т. Л.; Konstantinova T. L.Изучением северобелорусских обрядовых купальских напевов с позиции ареального подхода обусловлено внимание к аналогичным явлениям, распространенным на южнопсковских, смоленских и юго-западных тверских территориях. В статье проанализированы существующие систематизации обрядовых напевов купалья, обобщен опыт карто-графирования купальских песенно-обрядовых традиций. На основе ана-лиза значительного количества новых материалов (опубликованных, архивных, собственных экспедиционных) выявлен целостный ареал од-ного типового напева и установлен характер распространения его локальных стилевых особенностей.
- ItemОб использовании музыки, ритмики, пластики и танцев на занятиях по физической культуре для студентов Белорусской государственной академии музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Вашкевич, Ю. А.; Vashkevich, Ju. A.Статья посвящена вопросам повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса на занятиях по физической культуре в Белорусской государственной академии музыки. Предлагается методика проведения практических занятий, основанная на использовании музыки, ритмики, пластики и танцев, а также комплексов физических упражнений.
- ItemПесенно-обрядовая культура Оршанщины в системе белорусских региональных традиций(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Белогурова, Л. М.; Belogurova L. M.Статья посвящена проблеме региональной интерпретации локальных музыкальных традиций. Объектом исследования является музыкально-обрядовая традиция Оршанского района Витебской области. Предпринятое автором исследование обнаружило тесное взаимодействие изучаемой традиции с песенной культурой не только Подвинья, но и Верхнего Поднепровья (Могилевская, Смоленская, Гомельская области).
- ItemЭтнокультурный подход в профессиональной подготовке педагогов-музыкантов в Китае(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Лю Цзин; Lju CzinВ статье раскрываются основные особенности содержания профессиональной подготовки будущих учителей музыки в рамках этнокультурного подхода к образованию. Обосновывается перспективность данного подхода в моделировании содержания учебных планов подготовки педагогов-музыкантов. Выявляются основные уровни внедрения этнокультурного компонента в образовательный процесс: этноментальная осведомленность и самосознание, этнокультурная компетентность, фольклорно-музыкальная грамотность, этнопедаго- гическая воспитательная мотивация и ориентация.
- ItemАнсамблевое исполнительство как форма реализации принципов развивающего обучения в музыкальных вузах(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Кирдань, Н. Г.; Kirdan', N. G.Статья посвящена актуальным вопросам практико-ориентированного обучения в учреждениях высшего образования по дисциплине «Форте-пиано» для студентов отделений струнных народных щипково-ударных, струнных смычковых и духовых инструментов. В статье идет речь о необходимости расширения педагогического репертуара с включением в него инструментальных произведений белорусских композиторов XX–XXI вв.
- ItemДиалектика традиций и новаций в фортепианной школе Л. В. Николаева(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Лебедева, А. Е.; Lebedeva, A. E.В статье рассматриваются музыкально-исполнительские и музыкально-педагогические традиции школы Л. В. Николаева, сложившиеся в процессе его обучения у выдающихся педагогов. В процессе преемственности, передачи от учителя к ученику традиции обогащались новыми идеями, ценностями, которые постепенно становились новыми традициями. Традиции школы Л. В. Николаева, представленные в статье как живые и развивающиеся структуры, образуют единое целое с новациями и являются необходимым стимулом для развития фортепианного искусства.
- ItemДеятельность Л. М. Сосновской как воплощение педагогических принципов русской пианистической школы(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Шевченко, О. Г.; Shevchenko, O. G.Статья посвящена деятельности пианиста-педагога Л. Сосновской, выпускницы Белорусской государственной консерватории. Проанализированы принципы обучения, основанные на традициях петербургской и московской фортепианных школ, рассмотрены методы их реализации в классе Л. Сосновской.
- ItemМузычная культура як фактар кансалідацыі беларускай дыяспары (1918―1939 гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Коваль, В. У.; Koval', V. U.В статье рассматриваются особенности музыкальной драматургии в авторском кинематографе известного белорусского режиссера-документалиста Галины Адамович с позиции образного и конструктивного параметров организации внутрикадровой и закадровой музыки. Определяется значение музыки в звуковом решении и общей драматургии фильмов. Раскрывается влияние звуковых компонентов на структурно-семантическое единство кинокартины, разнообразие их характеристических и комментаторских функций.
- ItemО ритмических изоморфах в белорусской обрядовой песне(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Кутырева-Чубаля, Г. Г.; Kutyreva-Chubalja, G. G.Одним из характерных свойств слогоритмики значительной части белорусских народных песен является изоморфизм, или изоморфные замещения – чередование моногенных ритмических сегментов строфы. Традиция изоморфных ритмозамещений в Беларуси не повсеместна, налицо зонально-стилевые оппозиции: в ряде традиций изоморфизм в слогоритмике напевов не наблюдается либо проявляется крайне незначительно. Пропевание текста нерегулярно чередующимися стопами-изоморфами особенно характерно для сольного исполнения песен.
- Item"Музыка для глаз". Визуальное воплощение музыкальных форм в декорациях Пьетро Гонзаго (к 270-летию со дня рождения)(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Тараканова, М. В.; Tarakanova, M. V.В центре внимания автора статьи – фигура Пьетро Гонзаго, крупнейшего представителя классицизма в русской сценографии конца XVIII – начала XIX в., первого художника-декоратора в современном смысле слова. В статье рассматривается его вклад в развитие «большого стиля» и в искусство театральной декорации в целом.
- ItemПанорама фортепианного творчества композиторов Беларуси 1990―2010-х гг. Общее обозначение материала Текст(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Горбушина, И. Л.; Gorbushina, I. L.В статье представлен анализ фортепианных произведений современных белорусских авторов с позиции их жанрового и стилевого многообразия, соотношения традиции и новаторства. Выявляются основные тенденции развития различных жанров фортепианной музыки на современном этапе.
- ItemОсобенности музыкальной драматургии в документальных фильмах Галины Адамович(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Рафальская, А. В.; Rafal'skaja, A. V.В статье рассматриваются особенности музыкальной драматургии в авторском кинематографе известного белорусского режиссера-документалиста Галины Адамович с позиции образного и конструктивного параметров организации внутрикадровой и закадровой музыки. Определяется значение музыки в звуковом решении и общей драматургии фильмов. Раскрывается влияние звуковых компонентов на структурно-семантическое единство кинокартины, разнообразие их характеристических и комментаторских функций.
- ItemМузыкальный инструмент как кумир и как табу. Информационные "войны" в восточноевропейской этноорганологии ир популярном дискурсе(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Моргенштерн, У.; Morgenshtern U.Вследствие введенного в эпоху романтизма понятия «национальный инструмент», в этноорганологии и, в еще большей степени, во вне-академических дискурсах роль, отведенная тем или иным народным музыкальным инструментам, порой не соответствует их культурному значению по историческим и этнографическим данным. Инструменту-кумиру приписывается все древнее, народное и национальное, в то время как источники, подтверждающие обратное, всячески исключаются из дискурса. В результате в некоторых национальных нарративах табуизируются значительные феномены народной культуры, например, балалайка («балабайка») у украинцев, волынка у русских, цимбалы у евреев.
- ItemРоль монастырей в формировании лирницких школ в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Баранкевич, Л. Ф.; Barankevich, L. F.В статье рассматривается роль монастырей в формировании белорусских лирницких школ (Могилевской, Речицко-Лоевской, Слуцко-Солигорской и ряда других), анализируются духовные стихи и псальмы, созданные монахами и насельниками монастырей, обосновывается общность музыкально-поэтической стилистики духовных стихов различных лирницких школ и оригинальной стилистики монастырских монодий.
- ItemПервые святые Киевской Руси в контексте православной архетипической идеи святости(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Каплун, Т. М.; Kaplun, T. M.В статье рассмотрены особенности воплощения в древнерусской певческой традиции образов первых русских святых Бориса и Глеба на агиографическом и богослужебно-певческом уровнях. Анализ вербального и невменного текстов службы позволяет выявить круг духовных качеств первых святых Древней Руси, определить мелизматические фигуры и попевки, маркирующие ключевые моменты указанных текстов. Сопоставление духовных качеств первых древнерусских святых, отраженных в определенных выразительных средствах борисоглебского богослужебного цикла, с кругом песнопений, обращенных к киево-печерским монахам святым Антонию и Феодосию, выявляет присутствие в них как общих, так и различных элементов.