Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 20
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 20 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 37
Results Per Page
Sort Options
- ItemЗмест(2012) Весці № 20
- ItemШляхам стварэння: аб творчай дзейнасці Міхаіла Казінца(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.У гісторыі духоўнай культуры ўсіх эпох і народаў ёсць знакавыя постаці, якія шмат у чым вызначаюць змястоўнае аблічча свайго часу і шляхі разгортвання мастацкага працэсу. У айчынным гістарычным руху такіх асоб нямала: багатая на таленты беларуская зямля не толькі заўжды нараджала сапраўдных волатаў духу, але і шчодра даравала іх розным краінам. Так было ў мінулым, так ёсць і сёння, калі ад намаганняў канкрэтных людзей асабліва істотна, нават наўпрост залежыць лёс важнейшых сфер айчыннай культуры. У яе музычнай галіне такой Асобай з’яўляецца, безумоўна, Міхаіл Антонавіч Казінец, чыя плённая, шматгранная, самаадданая дзейнасць моцна паўплывала на развіццё беларускага музычнага мастацтва, на яго міжнародны імідж і аўтарытэт.
- ItemСлужение искусству до последнего дыхания... (Борис Германович Скобло)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Зимовина, Л. А.; Zimovina, L. A."Музыка проявляет лучшее в человеке... Мы все живем в определенном времени, зависим от него, зависим от среды, окружающей нас. Можно только удивляться взаимосвязи человеческих судеб и биографий, их неожиданным переплетениям." В. А. Берлинский
- ItemГ. Г. Кулешова - историк, ученый, педагог(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Олейникова, Э. А.; Olejnikova, Je. A.История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с именем талантливого музыковеда Галины Григорьевны Кулешовой (1948–2005) — личности незаурядной, талантливой, оставившей яркий след в отечественной музыкальной науке. Трудно переоценить значение ее деятельности в белорусском искусствоведении, так как многие творческие идеи и актуальные пути изучения белорусской музыкальной культуры берут начало в трудах этого замечательного ученого и ее воспитанников. Автор статьи в свое время имела честь заниматься у Галины Григорьевны в консерватории, учиться в очной аспирантуре под ее руководством, некоторый период работать в возглавляемом ею отделе музыкального искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Академии наук БССР. С позиций времени сегодня многое воспринимается иначе, объектив- нее, и неожиданно для себя замечаешь, что прорастают семена, некогда посеянные Наставником, как помогают жизненные принципы, сформированные под его влиянием.
- ItemА. В. Богатырев: штрихи к портрету(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Белькевич, С. О.; Bel'kevich, S. O.А. В. Богатырев в нашей культуре — очень масштабная личность. О нем много написано как о великом композиторе и музыканте. Мне хотелось вспомнить его как человека: его личностные качества, отдельные моменты его жизни, которые сохранила моя память. Статья является также опытом создания музыкально-поэтического портрета композитора, каким он рисуется мне в своих романсах.
- ItemПространство памяти (вспоминая Валентину Алексеевну Антоневич)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Копытько, Н. А.; Kopyt'ko, N. A.Мои воспоминания — лишь малая часть того пространства, в котором, как хотелось бы верить, всегда будет жить память о Валентине Алексеевне Антоневич. Их ракурс предельно субъективен: слишком многого, как я понимаю сейчас, я не знала о Валентине Алексеевне, будучи сначала ее студенткой, а затем аспиранткой, в течение последнего года ее жизни.
- ItemДарагія імёны... (пра Георгія Мікалаевіча Пятрова)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Цвятаева, І. А.; Cvjataeva, І. A.Яркай падзеяй у музычным жыцці Беларусі 1927 года стала выступленне піяніста Георгія Мікалаевіча Пятрова ў якасці саліста з сімфанічным аркестрам філармоніі. На старонках газеты «Звязда» музыназнаўца Ю. Дрэйзін пісаў: «Піяніст Пятроў — новая буйная сіла ў Мінску. Ігра Пятрова, акрамя бліскучай тэхнікі, вызначаецца строгасцю густу, выдатнай школай і тым адчуваннем меры, якое з’яўляецца неабходнай рысай сапраўднага ў мастацтве».
- ItemСлово об учителе: Ирина Александровна Цветаева(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Яконюк, В. Л.; Jakonjuk, V. L.Ирина Александровна Цветаева была истинным носителем традиций русского пианизма и одним из основателей белорусской фортепианной школы.
- ItemПламенность отдачи науке, педагогике, людям. Лидия Сауловна Мухаринская(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Якименко, Т. С.; Jakimenko, T. S.Современный объем музыкального белорусоведения, его направления, подходы к исследованию музы- кально-культурного процесса и историко-теоретических проблем музыки — композиторской и устно- традиционной этнической — уже тяжело представить без учета той роли, которую сыграли лич- ность и научная мысль Л. С. Мухаринской.
- ItemВіктар Роўда і яго творчасць: да праблемы выканальніцкай інтэрпрэтацыі музыкі(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Мдзівані, Т. Г.; Mdzіvanі T. G.Сярод музыкантаў сучаснасці Віктару Роўдзе належыць выключнае месца. Нарадзіўшыся ў сям’і праваслаўнага свяшчэнніка, ён стаў буйным музыкантам з сусветным імем, чыё дырыжорскае мастацтва стала меркай прафесіяналізму і майстэрства. Для сучаснай музычнай культуры выканальніцтва Роўды служыць узорам таго, што мы называем сапраўдным мастацтвам, далёкім ад паказной афектацыі. Усё ў яго дырыжорскім стылі, ды і ў чалавечым абліччы, выпраменьвала святло сапраўднай высакароднасці. Кожны штрых, кожны жэст яго рук былі прасякнуты духам высокага і тэмпераментнага артыстыз- му, інтэнсіўнага творчага гарэння душы. Як чалавек вытанчанай духоўнай культуры, бездакорнага густу, ён цікавіўся высокай літаратурай, жывапісам, скульптурай, фатаграфіяй. Музычны кругагляд яго быў надзвычай шырокім і не замыкаўся ў межах акадэмічнай музыкі. Віктар Уладзіміравіч любіў і выконваў самыя розныя музычныя творы — ад старажытных рускіх харавых канцэртаў да негрыцянскіх спірычуэлсаў і твораў кампазітараў ХХ стагоддзя (І. Дунаеўскага, Г. Свірыдава, А. Фляркоўскага, А. Кісялёва, А. Тактакішвілі, А. Бандарэнкі, Г. Ермачэнкава, А. Мдзівані, Л. Шлег). Асабліва цікавілі яго беларускія народныя песні і песнапенні праваслаўнай царквы.
- ItemУниверсальный дирижер (памяти Ильи Александровича Гитгарца)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Авраменко, В. Л.; Avramenko, V. L.В истории белорусского музыкального искусства и образования оставил свой яркий след большой музыкант и выдающийся дирижер Илья Александрович Гитгарц (1893–1966). Около 15 лет он руководил кафедрой хорового дирижирования Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского, но, как вспоминают в своей статье «История кафедры хорового дирижирования Белорусской государственной консерватории» (1972) заслуженный деятель искусств БССР, доцент Н. Ф. Маслов и заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, доцент А. П. Зеленкова, обеспечил успешную работу сразу нескольких кафедр консерватории в самые сложные периоды ее работы — годы становления и послевоенный период.
- ItemЗахаваць і аддаць (да 75-годдзя прафесара І. Д. Назінай)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.Шматгранную і плённую дзейнасць доктара мастацтвазнаўства, прафесара Іны Дзмітрыеўны Назінай змогуць ацаніць толькі будучыя пакаленні. Гэтая думка, ужо выказаная мною аднойчы, узнікае зноў і зноў пры спробе абагульніць усё, што зроблена ёю.
- ItemПедагогическое и исполнительское наследие А. Л. Бессмертного - основателя профессиональной скрипичной школы Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Зыкова, М. Л.; Zykova, M. L.Имя заслуженного артиста БССР, профессора Аркадия Львовича Бессмертного — замечательного скрипача, педагога, дирижера, общественного деятеля — хорошо известно в музыкальных кругах нашей страны. Его творческая личность стала знаковой фигурой в истории белорусской музыкальной культуры. Крупнейший представитель белорусского скрипичного искусства 1-й половины XX столетия, А. Л. Бессмертный внес огромный вклад в становление и развитие белорусской профессиональной скрипичной школы.
- ItemДеятельность И. А. Цветаевой в контексте становления белорусской фортепианной школы(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Шевченко, О. Г.; Shevchenko, O. G.Имя Ирины Александровны Цветаевой хорошо известно в широких кругах музыкальной общественности не только нашей республики, но и далеко за ее пределами — в крупнейших музыкальных и культурных центрах России, Украины, Чехии, Германии, стран Балтии. Высококвалифицированный специалист, обладающий большим авторитетом в музыкальной среде, Цветаева в течение многих лет была непременным членом жюри многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. В 1946 году она окончила Московскую консерваторию (класс профессора Л. Н. Оборина) и начала интенсивную педагогическую деятельность в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. С 1952 года Ирина Александровна преподавала на кафедре специального фортепьяно Белорусской осударственной консерватории им. А. В. Луначарского. Человек высокой культуры, блестящей эрудиции, яркого пиа- нистического дарования, Цветаева была убежденным пропагандистом традиций А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова.
- ItemУ истоков белорусской скрипичной школы (к 100-летию заслуженного артиста БССР, профессора Александра Наумовича Амитона)(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Янпольский, А. Б.; Janpol'skij, A. B.Учебная, методическая и концертная деятельность кафедры струнных смычковых инструментов Белгосконсерватории в довоенный (1937–1941) и послевоенный (1944–1951) периоды неразрывно связаны с именем молодого талантливого музыканта Александра Наумовича Амитона.
- ItemЮрий Федорович Корсак - личность, музыкант, педагог(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дедук, Л. Л.; Deduk, L. L.Юрий Федорович Корсак — заслуженный артист Беларуси, профессор. Родился 22 мая 1941 года в городе Вилейке Гродненской области в семье почтового служащего. Музыкальные способности он унасле довал от отца, который, по воспоминаниям близких, был настоящим самородком, самостоятельно научился играть на нескольких инструментах, а для сына собрал и отремонтировал старенький рояль. На этом самодельно собранном рояле и начал свое обучение сын Юрий.
- ItemУ истоков отечественного музыкознания. Сима Герасимовна Нисневич(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Олейникова, Э. А.; Olejnikova, Je. A.В свое время В. Вернадский справедливо заметил, что «настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло». Оглядываясь сегодня на историю нашей Alma Mater, понимаешь, насколько она богата яркими личностями, талантливыми учеными и педагогами. В их числе особое место занимает Сима Герасимовна Нисневич, которая по праву считается одним из основоположников отечественного исторического музыкознания.
- ItemГарантия успеха. О профессоре Николае Михайловиче Волкове(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Дударенко, П. Ф.; Dudarenko, P. F.Подарками судьбы я называю общение, которое рождает приятное ощущение заполнения пространства жизни смыслом. Коллегиальность, совместная работа, реализация важных проектов, в конечном итоге, формируют не только собственное, но и общественное мнение о значимых явлениях той среды, в которой мы живем и работаем. Наша среда — это на 90% музыкальное творчество, исполнительство, педагогика. В рамках этих понятий мы реализуем свои профессиональные способности, прилагаем максимальные усилия, направленные на их развитие и совершенствование. Наряду с талантом, мастерством, опытом, духовная составляющая профессии музыканта, которой пропитаны и заполне- ны «соты» его трудоемкой «пчелиной» деятельности, не может быть измерена никакими единицами и процентами. Творческая деятельность — это труд души человека. Наш профессиональный язык прак- тически нивелировал разницу этих понятий: «трудиться с душой» и «трудиться душой». А она есть, и существенная. Все профессии почетны, поэтому не стану сравнивать и проводить ненужные параллели. Но, как мне кажется, еще ни одному педагогу-музыканту не удалось объяснить своим знакомым и друзьям природу тяжести творческих профессий.
- ItemСтановление класса гобоя в Белорусской государственной академии музыки(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Ничков, Б. В.; Nichkov, B. V.Открытие класса гобоя в Белорусской государственной консерватории связано с выпускником Петербургской консерватории Георгием Константиновичем Поповицким, которого в 1933 году пригласили на должность заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов. Он родился 12 декабря 1890 года в селе Увары Астраханской губернии. В 1907 году Поповицкий окончил Астраханское музыкальное училище, в 1911 году — Петербургскую консерваторию. В Петербурге он занимался у выдающихся чешских гобоистов В. А. Шуберта (1836–1908) и Ф. А. Коукаля (1872–1927).
- ItemТворческая деятельность профессора Николая Семеновича Щербакова(Белорусская государственная академия музыки, 2012) Некрасова, Г. В.; Nekrasova, G. V.Профессор Николай Семенович Щербаков (1928–2012) — известный в Беларуси и за ее пределами му- зыкант-виолончелист, педагог, ученый, общественный деятель. Он внес большой вклад в становление и развитие кафедры камерного ансамбля БГАМ (консерватории); организовал струнный квартет на базе Союза композиторов БССР и на протяжении многих лет играл в нем; создал научные и научно-ме- тодические труды, касающиеся квартетного исполнительства; подготовил высококлассных музыкантов, лауреатов международных конкурсов. Итог его многогранной деятельности — создание творческой школы в области инструментального исполнительства (камерного ансамбля). Воспитанники и продолжатели традиций этой школы — исполнители и педагоги, бережно хранящие и передающие секреты мастерства, — навсегда останутся благодарны своему талантливому учителю.