Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 27
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 27 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 39
Results Per Page
Sort Options
- ItemСинтаксис и форма в зеркале научно - исследовательской литературы о музыке второй половины XX в.: к вопросу терминологии(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Тихомирова, А. А.; Tihomirova A.Статья посвящена разбору терминов и понятий в области синтаксиса и формы в научно-исследовательской литературе о музыке второй половины 20 века. Рассматриваются понятия, корреспондирующие с уровнем синтаксиса – мотив и его эквиваленты (тембро-мотив, сонорный мотив, квант-мотив, фигура). Анализируются новые понятия, обозначающие и синтаксические, и композиционные структуры ввиду невозможности их чёткой дифференциации (группа, ячейка, формула, сегмент, секция, блок), представлен вариант их классификации.
- ItemФортепианные произведения А. Богатырева в контексте белорусской музыки XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Бергер, Б. М.; Berger B.На примере фортепианных произведений А. В. Богатырёва анализируются главные особенности творчества композитора: соединение пафоса и мягкой белорусской элегичности, романтического порыва и философичности, классических структур и живой фольклорной интонации.
- ItemБелорусская баянная школа в контексте системного подхода к исследованию инструментального исполнительского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Чабан, В. А.; Chaban V.В статье даётся теоретическое обоснование структурного метода исследования исполнительского искусства на примере эволюции баянного искусства и его школы. Рассматриваются пути становления, этапы развития и современное состояние белорусского баянного искусства. Осуществляется структурный анализ эволюции органики баяна, исполнительской техники баяниста, жанровой системы и репертуара баянного искусства. Представляется модель-реконструкция белорусской баянной академической исполнительской школы.
- ItemСтупени жизни. К 100-летию со дня рождения Веры Александровны Сизко(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Сизко-Габриелян, В. Г.; Sizko-Gabrieljan V.
- ItemНравственно - философское содержание и специфика интерпретации сонаты ми минор для флейты и basso continuo BWV 1001-1006 И. С. Баха(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ситникова, С. И.; Sitnikova S.Статья посвящена вопросам, связанным с особенностями символического содержания, интерпретации и исполнения Сонаты ми минор для флейты бассо континуо BWV 1034 И. С. Баха. В работе на основе опыта даются практические советы по освоению произведения.
- ItemМикрохроматика и ее применение в музыке современных китайских композиторов для саксофона(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Гэ Мэн; Gje MjenВ статье рассматривается феномен микрохроматики и его роль в китайской саксофонной музыки 20 – 21 вв. Отмечается важная роль микрохроматики как традиционного музыкального явления в китайской культуре, которое подчиняется законам народной ладовой системы. При обращении китайских композиторов к современным техникам композиции осуществляется смещение национальных и западноевропейских принципов микрохроматики. В китайских саксофонных сочинениях начала 21 в., которые являются уникальными образцами соединения обеих традиций – восточной и западной, одна из тенденций, как правило, является преобладающей. Ярчайшим представителем «западной» линии является композитор Тянь Лейлей (сочинения «Реальная иллюзия» /2008/; «Открытая тайна» /2009/; «Грот идей» /2010/). Фольклорную линию в использовании микрохроматики представляют сочинения композитора Лиан Лей («Водяные облака рек Сяошуй и Сяншуй» / «Воспоминания Сяосян»; 2003/, «Юань» /2008/).
- Item"Сядзібы музаў" Агінскіх як вобраз музычнай культуры Беларусі (да 250-годдзя з дня нараджэння М. Кл. Агінскага)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava V.У артыкуле разглядаюцца музычныя цэнтры, якія належалі роду Агінскіх. Адзначаецца, што ў іх увасобіліся характэрныя якасці музычнай культуры Беларусі. Падкрэслены такія ўласлівасці музычнай культуры Беларусі, як поліцэнтрычнасць, сувязь з мецэнацкай дзейнасцю арыстакратыі, значнасць музычнага аматарства, а так сама роля ў развіцці музычнай культуры Беларусі некалькіх народаў.
- ItemЧеловек, педагог, личность. К 80-летию со дня рождения Л. М. Кулешова(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Боднева, Т. П.; Bodneva T.
- ItemО синтаксических функциях паттерна в репетитивной форме (на примере сочинений В. Мартынова)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лойко, О. Б.; Lojko O.В статье рассматриваются вопросы, связанные со смысловым наполнением понятия «паттерн», которое используется для обозначения основной структурной единицы минималистских композиций, написанных в репетитивной технике. Паттерны рассматриваются в аспекте синтаксических функций, выполняемых ими в репетитивной композиции. На примере репетитивных сочинений современного российского композитора В. Мартынова освещаются наиболее распространённые виды паттернов, различающиеся по масштабно-структурным параметрам организации.
- ItemОрган в концертных сочинениях композиторов стран Балтии второй половины XX века (К проблеме взаимодействия органной и оркестровой звучности)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Шнайдер, В. А.; Shnajder V.Объектом изучения являются концертные сочинения с органом Э. Бальсиса, М. Зариня, Х. Лепнурма, которые рассматриваются в контексте интеграционных тенденций музыкального искусства второй половины 20 века. В статье представлены индивидуализированные формы взаимодействия органной и оркестровой звучностей. Взаимоотношения солирующего органа с оригинальными исполнительскими составами анализируются на различных уровнях художественного текста: семантическом, композиционно-драматургическом, стилистическом.
- ItemМесто и значение музыки для детей (детской музыки) в становлении творческой личности юного музыканта(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Политанская, О. И.; Politanskaja I.В статье рассматривается детская музыка как важная и неотъемлемая часть музыкально-педагогического репертуара учащихся музыкальных школ и школ искусств. Обосновывается необходимость существования данной сферы композиторского творчества в процессе музыкального обучения и воспитания и её влияние на формирование творческой личности юного музыканта.
- ItemСозидая судьбы. К юбилею доктора искусствоведения, профессора Р. И. Сергиенко(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лузько, Л. А.; Luz'ko, L.
- Item"Уважаемый и талантливый труженик белорусской музыки". Об итогах работы над сборником "Николай Ильич Аладов: материалы, документы, воспоминания"(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Стасюк, Н. Н.; Stasjuk N.
- ItemФорма как организация музыкального времени (на примере пьесы Вячеслава Кузнецова "Воспоминание о Штоккерау")(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Никулина, Т. В.; Nikulina T.Индивидуальный проект композиции в творчестве В. Кузнецова рассматривается сквозь призму организации музыкального времени. Понятие времени коррелятивно понятию числа. «Числовой сюжет» в пьесе «Воспоминание по Штоккерау» проявляет себя через игру-сопоставление чётных и нечётных чисел, при этом каждая группа несёт свою семантическую нагрузку. При рассмотрении вопросов пропорций формы акцент делается на принципе зеркальной симметрии и пропорции золотого сечения. Закон пропорций современной композиции составляет тайну музыкального произведения. Несмотря на сближение музыки и математики, происходящее на новом витке композиторского творчества душевное переживание композитора и слушателя не утрачивает своей актуальности. Высказывается идея о пересечении художественного кредо композиторов Кузнецова и Губайдулиной.
- ItemК вопросу о религиозной первооснове сонат и партит для скрипки solo BWV 1001-1006 ( BWV 1034)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Готсдинер, М. А.; Gotsdiner М.В статье при помощи метода анализа образно-интонационной семантики обосновывается взгляд на сонаты и партиты для скрипки solo BWV 1001-1006 И. С. Баха как на единый цикл, являющийся воплощением евангельских событий и образов, - «Страсти Господни».
- Item"Балаганчик" О. Янченко в контексте эволюции белорусской оперы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Аладова, Р. Н.В статье определяется лидирующая роль оперы О. Янченко «Балаганчик» в обновлении поэтики белорусской оперы 20 века. Выявляются жанровая специфика камерной оперы и её связи с литературным первоисточником, характерные черты концепции, особенности музыкальной драматургии и стиля, обусловленные эстетикой народного театра представления.
- ItemПраваслаўная музычная традыцыя на Беларусі да сярэдзіны XV ст.(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ліхач, Т. У.; Lіhach T.У артыкуле прапануецца агульная перыядызацыя развіцця праваслаўнай музычнай традыцыі ў Беларусі. Развіццё праваслаўнага музычнага мастацтва да сярэдзіны XV ст. Характарызуецца як дынамічнае і выніковае, арганічна ўключанае ў інтэрнацыянальны кантэкст. Адзначаецца, што ў XIV - сярэдзіны XV ст. ў Вялікім княстве Літоўскім сфарміравалася спецыфічная сітуацыя ў адносінах да праваслаўнай царквы.
- ItemМузыкальное произведение как информационный кластер(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Войтик, В. А.; Vojtik A.Автор статьи утверждает, что процесс создания музыкального произведения не завершается его графической фиксацией. В окончательном виде сочинение композитора живёт собственной жизнью, постоянно обогощаясь новыми представлениями, приоретая новые исторические, культурные и художественные смыслы. Это даёт основание характеризовать произведение как информационный кластер, ценность которого определяетсяуниверсальными законами функционирования информации в общественном коллективном сознании.
- ItemЗаметки о концертно - исполнительской истории белорусской хоровой поэмы(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Садовская, А. А.; Sadovskaja A.В статье освещается место белорусской хоровой поэмы в концертно-исполнительской культуре Беларуси, характеризуются формы концертной реализации хоровых поэм белорусских композиторов в современной белорусской музыкальной культуре.
- ItemЖанрово - стилевые новации в современной хоровой музыке a cappella (на материале хорового творчества Алины Безенсон)(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Батовская, Е. Н.; Batovskaja E.Статья посвящена рассмотрению хоровой музыки a capella в жанрово-стилевом аспекте. На материале хоровых произведений “Замкавая гара” и “Ахто там ідзе” Алины Безенсон выявлены жанрово-стилевые новации в современной хоровой музыке.