Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 53
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 53 by Issue Date
Now showing 1 - 9 of 9
Results Per Page
Sort Options
- ItemКомпозиционный ритм в хоровых произведениях белорусских композиторов (вопросы музыкальной поэтики)(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Шиманский, Н. В.; Shimansky, N. V.Изучение однокомпонентного композиционного ритма (по В. Бобровскому) имеет важное значение для анализа хоровых произведений в белорусской музыке, связанной с традиционными формами народно-песенного многоголосия. Этот ритм в условиях равнодлительности компонентов позволяет поставить в современной поэтике ряд исторических вопросов. В качестве материала использованы сочинения (в том числе обработки народных песен) А. Богатырева, В. Оловникова, А. Мди-вани и Л. Захлевного.
- ItemО некоторых формах интонационной работы с хоровой партитурой в методике и практике вузовского курса хорового сольфеджио (на примере сочинений современных белорусских композиторов)(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена проблемам методики и практики преподавания хорового сольфеджио на профессиональном этапе высшего музыкального образования. Некоторые формы и методы интонационной работы с хоровой партитурой рассматриваются на примере произведений современных белорусских композиторов. Подробный анализ интонационных сложностей анализируемых сочинений позволяет предложить возможные пути решения проблем хорового строя в процессе интонационно-слуховой работы.
- ItemУчение о сольфеджио: миф или реальность?(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена проблемам концепции сольфеджио и вопросам системы интонационно-слухового воспитания на современном этапе. Прослеживается эволюция содержательного профиля дисциплины «сольфеджио», формулируется идея учения о сольфеджио как самостоятельной области музыкознания, обосновываются теоретические и методические основы сольфеджио. Концепция сольфеджио на со-временном этапе рассматривается как основная содержательная составляющая в комплексной системе интонационно-слухового воспитания музыканта профессионала.
- ItemО национальном музыкальном стиле в творчестве А. Бондаренко: подобники из рукописи Супрасльского Ирмологиона(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Шиманский, Н. В.; Shimansky, N. V.Образы литургического пения (тропосы), выражаемые собственной идиоматически сформированной сферой знаков и значений, не утрачивают своей специфики в современной музыке. В иерархической лестнице представлений они живут как выражение высокоэтического начала, вступая в сложные связи с иными формами музыкального мышления. При этом своеобразие национального стиля заключается в тех особенностях, которые возникают в связи со скрещиванием исто-рически различных явлений. Этой теме посвящена данная статья, где представлен анализ гармонизаций осмогласных подобников из рукописи Супрасльского ирмологиона, сделанных А. Бондаренко.
- ItemФрагмент и фрагментарность в музыке Вячеслава Кузнецова(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена произведениям современного белорусского композитора В. Кузнецова, написанным в жанре «фрагмента» для раз-личных исполнительских составов. Внимание акцентируется на своеобразии трактовки композитором избранного жанра, который изначально не предусматривает семантической завершенности, являясь «осколком» художественной действительности.
- Item"Маленький осенний реквием" Г. Гореловой: к вопросу индивидуального прочтения жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.В центре внимания автора статьи – «Маленький осенний реквием» Г. Гореловой для смешанного хора и ударных, который рассматривается в контексте других мемориальных сочинений композитора. В работе выделены стилистические константы музыки in memoriam в произведении Гореловой, определяется направленность эволюционных процессов творческого наследия композитора в данной области, выявляется своеобразие трактовки жанра реквиема.
- ItemО понятии "позиционное интонирование"(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.В центре внимания автора статьи находится проблематика, связанная с вопросами музыкального интонирования. Различие понятий «интонация» и «интонирование» рассматривается в историческом и теоретическом аспектах. Осмысление вопросов музыкального исполнительства на уровне процессов воспроизведения музыкального текста позволяет определить и обосновать термин «позиционное интонирование» в контексте вокально-хоровой звучности. Феномен интонирования как процесса трактуется автором в сфере специальной научной дефиниции «звуковая деятельность», определяющей основу формирующегося на современном этапе учения о музыкальном интонировании.
- ItemТематизм современной музыкальной композиции в зеркале понятий "семантика" и "содержание": аспекты изучения(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Тихомирова, А. А.; Tihomirova, A. A.Проблематика статьи связана с изучением вопросов современной музыкальной композиции. В центре внимания автора – категория музыкального тематизма, которая рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «семантика» и «содержание». Соотношение пар понятий «тематизм/семантика» и «тематизм (тематика)/содержание» раскрывается сквозь призму основных стилевых векторов музыки второй половины XX – начала XXI в.: авангарда, постмодернизма, мета-модернизма. Анализируются сочинения современных белорусских композиторов, прозвучавших в цикле концертов новой камерной музыки «Трамонтана».
- ItemО программности некоторых камерных инструментальных сочинений Г. Гореловой: к проблеме содержания в современной музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2021) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье на материале музыки белорусского композитора Г. Гореловой поднимается тема музыкального содержания, механизмов его передачи и восприятия. Наличие нескольких уровней значений в музыке композитора (программные заглавия, изобразительные и выразительные музыкальные знаки, ассоциативные возможности инструментального тембра и др.) рассматривается как устойчивая черта творческого метода.