Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 37
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 37 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 27
Results Per Page
Sort Options
- ItemО формах фактурного взаимодействия и их проявлених в музыке А. Богатырева(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Пескин, А. Б.; Peskin, A. B.В статье рассматриваются формы фактурного взаимодействия на материале произведений А. Богатырева (кантаты «Белорусским партизанам» и «Белорусские песни») в контексте проблемы «первичное и вторичное». Анализируются различные формы фактурного взаимодействия (параллелизмы, бурдонирование, гетерофония, контрапункт), а также звуковысотные условия реализации этих форм (модальность и тональность).
- ItemПесенная традыцыя вёскі Хатынічы Ганцавіцкага раёна Брэсцкай вобласці і яе носьбіты: на перакрыжаванні даследчых падыходаў культурнай антрапалогіі і этнамузыкалогіі(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Бярковіч, Т. Л.; Bjarkovіch, T. L.У артыкуле асвятляюцца шляхі і вынікі даследавання традыцыі в. Хатынічы Ганцавіцкага раёна Брэсцкай вобласці з выкарыстаннем сучасных метадаў этнамузыкалогіі, якія сфарміраваліся ў навуковых школах Заходняй і Усходняй Еўропы. Разглядаюцца асаблівасці методыкі стацыянарнага абследавання лакальнай этнапесеннай традыцыі ў 2017 і 2019 гг. Акрэслены асобныя аспекты навуковай апрацоўкі і падрыхтоўкі да выдання назапашаных музычна-этнаграфічных матэрыялаў.
- ItemП. В. Вандиловский: "Дирижирование - профессия второй половины жизни". Памяти Маэстро(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Стасюк, Н. Н.; Stasjuk, N. N.
- ItemО роли фониологии в профессиональной подготовке педагога-вокалиста(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Заянчковский, А. В.; Zajanchkovskij, A. V.В статье рассмотрены становление междисциплинарной области знания – фониологии, основные направления развития данной науки, определено ее значение в профессиональной подготовке педагога-вокалиста. Представлены принципы вокальной и речевой педагогики, которые способствуют эффективному использованию голосового аппарата педагогов-вокалистов.
- ItemМ. Ф. Гнесин. Симфонический фрагмент «Из Шелли»: к вопросу о взаимодействии жанра и формы(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova, L. G.Статья посвящена анализу одного из ранних симфонических произведений русского композитора начала ХХ в. Михаила Фабиановича Гнесина – симфонического фрагмента «Из Шелли». В центре внимания оказываются вопросы содержания произведения и организации музыкальной формы в соответствии с избранным жанром.
- ItemЖыровіцкая святыня і Барбара Радзівіл: пяць стагоддзяў на зямлі беларускай(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Дадзіёмава, В. У.; Dadzіjomava, V. U.У артыкуле на прыкладзе шматлікіх рэалізаваных праектаў разглядаецца працэс адраджэння, захавання і папулярызацыі гісторыка-культурнай спадчыны роду Агінскіх на Беларусі ў цэлым і на Маладзечаншчыне ў прыватнасці.
- ItemЭпические напевы Русского Севера в исполнении Б. В. Шергина(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лобкова, Г. В.; Lobkova, G. V.Зафиксированные на магнитофонной ленте и представленные в нотациях эпические напевы в исполнении Б. В. Шергина принадлежат к поморской и пинежской фольклорным традициям. Три напева обнаруживают родство с беломорскими былинами и духовными стихами, пять имеют очевидное сходство с напевами М. Д. Кривополеновой (Пинега), однако исполнены Шергиным с другими текстами. В статье проводится сопоставительный анализ напевов, зафиксированных от Б. В. Шергина на магнитофон в 1969–1970 гг., с нотациями и фонографическими записями, сделанными от А. М. и М. С. Крюковых, а также от М. Д. Кривополеновой задолго до этого. В результате обнаруживается их общность на уровне мелодической и ритмической организации.
- ItemІнтэграцыя мастацкай спадчыны М. К. Агінскага ў сучасны сацыякультурны працэс (да 255-годдзя з дня нараджэння)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Царык, В. С.; Caryk, V. S.У артыкуле на прыкладзе шматлікіх рэалізаваных праектаў разглядаецца працэс адраджэння, захавання і папулярызацыі гісторыка-культурнай спадчыны роду Агінскіх на Беларусі ў цэлым і на Маладзечаншчыне ў прыватнасці.
- ItemО духовно-нравственной семантике органа в музыке второй половины XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Шнайдер, В. А.; Shnajder, V. A.На примере концертно-симфонических и кантатно-ораториальных сочинений с органом, созданных во второй половине ХХ в. композиторами восточноевропейского региона, выявляется духовно-нравственная семантика органа.
- ItemДетская сюита для баяна и аккордеона белорусских композиторов конца XX - начала XXI в. в современном педагогическом репертуаре: жанрово-композиционные особенности и проблемы интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Скачко, Л. В.; Skachko, L. V.В статье определяется роль и значение детской сюиты белорусских композиторов конца XX – начала XXI в. (Л. Малиновского, А. Пожарицкого, Ч. Жиха, Н. Латушко) в процессе обучения юных исполнителей игре на баяне и аккордеоне. Детская сюита рассматривается как важнейший компонент педагогического баянного и аккордеонного репертуара, способствующий всестороннему развитию и повышению уровня исполнительской культуры учащихся.
- ItemТема Холокоста в искусствоведении: исследовательская мысль(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Двужильная, И. Ф.; Dvuzhil'naja, I. F.В статье предлагается трактовка дефиниции «тема Холокоста», осуществлен анализ исследовательской литературы, посвященной музыке Холокоста, выявлена степень разработанности темы, ее проблематика в музыковедении Западной и Восточной Европы, уделено внимание знаковым проектам (статьям, монографиям).
- ItemПедагогические и психологические особенности межличностного взаимодействия в классе камерного ансамбля(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Варламова, Ж. Н.; Varlamova, Zh. N.В центре внимания автора статьи – особенности преподавания курса камерного ансамбля в учреждениях высшего образования в сфере культуры. Рассматривается специфика взаимодействия педагога и студентов, а также студентов в рамках ансамблевой группы, определяются этапы ее становления и возникающие при этом психологические сложности, выявляются качественные характеристики участников ансамбля, способствующие успешному взаимодействию музыкантов, очерчивается роль преподавателя в процессе формирования камерного ансамбля.
- ItemСольфеджио в системе профессионального музыкального образования Беларуси: к постановке проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko, M. E.Статья посвящена актуальной для современного белорусского музыкознания и национальной музыкальной педагогики проблеме развития курса сольфеджио на разных образовательных уровнях в системе непрерывного музыкального образования. В центре внимания – понятие «белорусское сольфеджио», которое получает обоснование как категория, отражающая черты национальной культуры. Концепция белорусского сольфеджио имеет широкие перспективы для дальнейшего методологического совершенствования, методического и практического развития.
- ItemФитные комплексы как важнейший компонент древнерусской певческой поэтики(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Дяблова, К. О.; Djablova, K. O.В статье рассматриваются особенности функционирования фитного пения как важнейшего компонента поэтики древнерусского певческого цикла Преображения Господня. Выявляется эволюция фитных начертаний и специфика жанрового применения фит. Прослеживается группа ведущих вербальнопевческих топосов праздника и их взаимосвязь с фитными комплексами.
- ItemФальклорна-інструментальная музыка Беларусі вачыма народных музыкантаў.(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Назіна, І. Дз.; Nazіna, І. Dz.У артыкуле, зыходзячы пераважна з поглядаў і ўяўленняў народных музыкантаў, раскрываюцца праблемы паходжння, саставу, зместу і жанравай спецыфікі фальклорна-інструментальнай музыкі беларусаў.
- ItemНезабываемые концерты (к 60-летию творческой деятельности заслуженной артистки Республики Беларуст Л. П. Максимовой)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Пелагейченко, Э. И.; Pelagejchenko, Je. I.
- ItemЦерковный музыкант как создатель сакрального пространства(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Густова-Рунцо, Л. А.; Gustova-Runco, L. A.В центре внимания автора статьи – проблема исполнительской интерпретации церковными музыкантами канонических текстов богослужебных песнопений. Подчеркивается необходимость соответствия процесса интерпретации письменным источникам (нотированным и ненотированным), церковному преданию, региональным традициям, что требует от современных певчих особенных теоретических знаний и практических навыков как условия формирования особого сакрального пространства.
- ItemВозрождение традиции. Витебское музыкальное училище в послевоенные десятилетия (вторая половина 1940-х - 1950-е гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисов А. Г., Правилов В. П.; Lisov A. G., Pravilov V. P.В статье рассматривается история послевоенного восстановления профессионального музыкального образования в г. Витебске на базе открытого в 1947 г. музыкального училища. Целью деятельности музучилища была подготовка профессиональных кадров со средним специальным образованием для музыкальных учебных заведений региона. Отмечаются положительный опыт работы в 1950-е гг. отделений хорового дирижирования и народных инструментов и неудачи в организации подготовки вокалистов и духовиков. Раскрыта роль училища в становлении музыкальной исполнительской культуры республики послевоенного времени. Документы и фотографии из фондов Государственного архива Витебской области и архива по лич- ному составу Витебского музыкального колледжа им. И. И. Соллертинского дают возможность оценить масштаб города как центра музыкального образования 1940–50-х гг.
- ItemГлен Гульд - пианист и композитор (о влиянии композиторского дарования на мировозрение и исполнительский стиль музыканта)(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.Цель статьи – показать, что композиторское дарование, присущее Г. Гульду, наложило отпечаток на его исполнительское искусство и стало неотъемлемой частью характеристики его как своеобразно и щедро одаренной творческой личности. Все рассуждения Гульда об исполнительском искусстве и его исполнительский стиль демонстрируют «взгляд композитора». Анализируя музыку, он видит ее как композитор: выявляет тематические идеи и связи между ними, характеризует степень их развитости или пассивности, оценивает характер взаимодействия горизонтали и вертикали, мастерство применения выбранной композиционной техники, качества фактуры. Для характеристики «композиторского» типа мышления Гульда привлекаются параллели из интервью с российским композитором Андреем Волконским – пионером второго авангарда в России.
- ItemПолифонические формы в хоровых сценах опер белорусских композиторов на национальные исторические сюжеты(Белорусская государственная академия музыки, 2020) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.В статье анализируются особенности полифонических форм в хоровых эпизодах опер белорусских композиторов на национальные исторические сюжеты. Рассматриваются фольклорный и литургический типы песенного многоголосия, свойственные им черты, условия жанрово-коммуникативной среды, влияющие на выбор тех или иных полифонических форм. Делается вывод об обусловленности полифоническими средствами специфики режиссерского прочтения и сценической реализации оперной партитуры.