Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 25
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 25 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 30
Results Per Page
Sort Options
- ItemЛетние трудовые песни Островецкого района Гродненской области. (По следам фольклорной экспедиции 2011г.)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Костюковец, Л. Ф.; Kostjukovec L.Статья посвящена исследованию жнивных (житных) песен «Жнейкі, дамой», «Пажынайця, жнейкі», «Перапёлка», «Да ўжо сонейка за лес коціцца», фрагмента «Жніця, жнейкі, у мяжу» і покосной «Забядавала маладая ўдоўка». Устанавливаются закономерности стилистики песен, присущие летним песням Островецкого района. В результате исследования автор приходит к выводу, что все рассмотренные песни относятся к эпохе лирики (ХV–ХVII вв.) и являются ярчайшими образцами национальной песенной классики. Значительное влияние на них оказала стилистика белорусского канта.
- ItemБелорусская государственная академия музыки как web - ресурс(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сушкевич, Н. С.; Sushkevich N.В статье обобщается история представления Белорусской государственной академии музыки в глобальном пространстве Internet от создания официального сайта в 2001 г. до настоящего времени. Автор статьи – один из разработчиков концепции сайта и редактор контента.
- ItemИз бесед о созидателях белорусских музыкально - педагогических школ: Ирина Александровна Цветаева(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Мильто, А. П.; Mil'to, A.Автор публикации – известный в Беларуси пианист, клавесинист и органист Александр Павлович Мильто. Он закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу И. А. Губайдулиной, аспирантуру – по классу Г. И. Шершевского. Большое значение для А. П. Мильто имела концертная деятельность: в 1968 году он участвовал в создании Минского камерного оркестра, в котором работал с 1969 по 1989 годы; значительной вехой его творческой биографии стал просветительский цикл концертов «Старинная музыка для скрипки, клавесина и органа», подготовленный и исполненный со скрипачом В. М. Зелениным в Белорусской государственной филармонии. А. П. Мильто сделал немало записей для фонда Белорусского радио, является автором ряда радиопередач и статей в белорусской прессе. Понимая важность сохранения памяти о выдающихся белорусских педагогах, в разное время он записал серию воспоминаний и интервью с некоторыми из них, а также с их учениками. Один из таких материалов предлагаем вниманию читателей.
- ItemОпус 151 Н. Аладова: о психологии творческого процесса композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Аладова, Р. Н.; Aladova R.В статье представлен один из поздних вокальных циклов Н. Аладова, процесс создания которого запечатлён в набросках на страницах поэтического сборника и чистовой рукописи композитора.
- ItemИстория изучения дударской традиции в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Назина, И. Д.; Nazina I.Выявление и анализ научных источников, содержащих сведения о дударской традиции в Беларуси, позволили выделить в истории ее изучения два качественно разных, но взаимосвязанных и рас- ширяющих познание периода – фольклорно-этнографический (1850–1930-е гг.) и этномузыкологический (начиная с 1940-х гг.). В статье раскрываются особенности функционирования дуды и дударей в жизни народа, рассматриваются возможности дальнейшей реконструкции дударской традиции.
- ItemБ. Брехт и Р. М. Рильке в творчестве Аркадия Гурова минского периода. Ч. 2. Лирика Р. М. Рильке в интерпретации А. Гурова: символы и шифры вокального цикла "Четыре стихотворения Рильке" (Продолжение. Начало в № 21)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Копытько, Н. А.; Kopyt'ko, N.
- Item"Пусть Николай Ильич расскажет, почему у него такая борьба в душе... формализм с реализмом". Из истории создания оперы "Андрей Костеня"(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Лисова, Е. В.; Lisova E.В статье на основе обзора архивных материалов воссоздается история создания и обществен- ного обсуждения оперы Н. Аладова «Андрей Костеня». События вписаны в исторический контекст борьбы с формализмом в советском искусстве 1948 г., инициированной руководящими документами партии и правительства. Утверждается мысль о негативном влиянии антиформалистической кампании на творческие судьбы и художественные индивидуальности белорусских композиторов, а также на судьбу белорусской оперы.
- ItemНекоторые заметки об исследовании Н. И. Аладова "К вопросу о форме и содержании в музыке"(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Стасюк, Н. Н.; Stasjuk N.В статье рассматриваются некоторые особенности исследования Н. И. Аладова «К вопросу о форме и содержании в музыке». Его жанр определяется как оригинальный, написанный в «свободном стиле» с доминантой практического анализа, учебник по музыкальной форме. Излагается краткое содержание работы.
- ItemЗмест(2014) Весці № 25
- ItemУвертюры (simfonii) Дж. Россини в классе оркестрового дирижирования(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Миняев, В. И.; Minjaev, VУвертюры Дж. Россини являются необходимым и уникальным материалом в процессе обучения дирижеров оркестра в классе дирижирования. Методический материал по работе над увертюрами к опе- рам «Шелковая лестница», «Золушка», «Итальянка в Алжире», «Вильгельм Телль» недостаточно представлен в теоретической литературе. Изучение и освоение этих художественно совершенных и виртуозных партитур не только является инструктивно полезным для учащихся, но и делает процесс обучения увлекательным, интересным и разнообразным.
- Item"Фальклорны" канцэрт для аркестра ў рэаліях беларускага кампазітарскага вопыту 1970-1990 гг.: Канцэрт для аркестра Валерыя Іванова(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Дзягель, Т. У.; Dzjagel', T.На прыкладзе першага беларусскага фальклорнага канцэрта - Канцэрта для аркестра народных інструментаў В. Іванова (1976) уздымаецца пытанне ўвасабленне такога тыпу аркестравых твораў у рэчышчы нацыянальных кампазітарскіх школ, індывідуальных аўтарскіх рашэнняў, рэаліях беларусскага кампазітарскага вопыту 1970 - 1990-х гг.
- Item"Фламандская библия" Ш. де Костера - Е. Глебова - В. Елизарьева ( к 85-летию со дня рождения Е. Глебова)(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Немцова-Амбарян, С. Н.; Nemcova-Ambarjan, S.В центре внимания балет - "Тиль Уленшпигель" Е. Глебова, который рассматривается с позиций синтетического художественного текста. Анализ литературного первоисточника - "Легенды об Уленшпигеле" Ш. Костера - представлен сквозь призму "вечного сюжета". Осуществлён анализ сценической интепретации балета "Легенда об Уленшпигеле" в постановке В. Елизарьева.
- ItemМалоизвестные печатные источники рубежа XIX - XX вв.: "Музыкальный календарь" Артура Габриловича(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Литвиненко, А. И.; Litvinenko A.Охарактеризован один из малоизвестных печатных источников рубежа 19 - 20 вв. "Музыкальный календарь" А. Габриловича. Определена историографическая ценность издания в освещении музыкальной жизни Российской империи (центра, провинции, частичного зарубежья). Обоснована актуальность материалов записной книжки "Музыкального календаря" с точки зрения исследования музыкальной истории и культуры повседневности.
- ItemОб одном художественном приеме эпического в Четвертой симфонии Бориса Лятошинского(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Сергеева, О. В.; Sergeeva O.Статья посвящена рассмотрению художественного приёма эпического - "вставки" в Четвёртой симфонии Б. Лятошинского. Обозначены и охарактеризованы отличительные параметры "вставки". Названа и очерчена специфика "музыкальной педализации темы".
- ItemКамерно - инструментальная музыка Беларуси во второй половине XX в.(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Бондаренко, Е. С.; Bondarenko E.В статье рассматривается путь развития белорусской камерно-инструментальной музыки во второй половине 20 века. С важным значением национального музыкального фольклора связано наличие в этом пути центробежной и центростремительной тенденций. Изменения в жанровом составе, стилистике, темах и образах этой музыки, обусловлены стремлением к уравновешиванию названных тенденций.
- ItemО роли педагогической деятельности Ксении Алексеевны Дроздовой в развитии белорусского вокально - исполнительского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Щербакова, Л. И.; Shherbakova L.В настоящей статье, посвященной оперной певице, доценту кафедры пения БГАМ Ксении Алексеевне Дроздовой (1919–2001), исследуется ее вклад в развитие белорусского вокально-исполнительского искусства, раскрывается преемственность в ее педагогике традиций итальянской и русской вокальных школ, рассматриваются основные методические установки Дроздовой: принципы построения и ведения урока, подготовки к концертным выступлениям, работы над дыханием, звукообразованием, вокально-технической и художественной стороной произведений и т. д.
- ItemСочинения современных белорусских композиторов в курсе камерного ансамбля: исполнительские проблемы(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Орлова, Л. А.; Orlova L.В статье рассматриваются проблемы, возникающие в исполнительской практике при освоении современных белорусских камерно-ансамблевых сочинений, намечаются пути их решения.
- ItemОрганная месса эпохи барокко и ее рецепция в науке о музыке и концертно - исполнительской практике(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Савицкая, О. П.; Savickaja O.Статья посвящена органной мессе эпохи барокко, рассматриваемой как музыкально-жанровый феномен и как объект исполнительской и научной рецепции. При исследовании исторического развития жанра в 17 - первой половине 18 в. основное внимание уделяется вопросам периодизации, становления национально-характерных жанровых форм и самостоятельной инструментальной концепции жанра. Важным разделом статьи является обзор литературы по проблематике органной мессы, который опирается на широкий круг иностранных источников и исследований на русском языке.
- ItemОбразы святых жен в древнерусской летописной, агиографической и гимнографической традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Каплун, Т. М.; Kaplun T.В статье рассмотрены духовные качества святых Древней Руси - княгини Ольги, Ефросинии Полоцкой и Ефросинии Суздальской, отразившиеся в поэтике житийных текстов и в певческих рукописных памятников.
- ItemКонцерт для скрипки с оркесторм М. Карловича в контексте развития жанра на рубеже XIX - XX вв.(Белорусская государственная академия музыки, 2014) Врублевская, И.Ю.; Vrublevskaja V.Статья посвящена творчеству выдающегося польского композитора М. Карловича (1876–1909), генеалогически и духовно связанного с Беларусью. Объектом исследования является Скрипичный кон- церт, отразивший две стороны творческой индивидуальности Карловича – исполнителя-виртуоза и комп зитора. Произведение рассматривается в русле общеевропейских романтических тенденций развития жанра инструментального концерта, а также в контексте общей эволюции творчества композитора. При этом автор выделяет традиции домашнего музицирования, исполнительскую деятельность молодого музыканта, сложное сплетение восточнославянских и западноевропейских влияний как фактор, определивший своеобразие трактовки жанра концерта Карловичем и необычайную популярность этого сочинения среди исполнителей.