Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 44
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 44 by Issue Date
Now showing 1 - 20 of 21
Results Per Page
Sort Options
- ItemО творческом потенциале преподавателей кафедры оперной подготовки и хореографии Белорусской государственной академии музыки (балетмейстеры, режиссеры, дирижеры)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova L. G.
- ItemМодернизация музыкального образования в Украине: стандартизация без унификации(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Рожок, В. И.; Rozhok V. I.В статье представлен опыт Национальной музыкальной академии Украины в области модернизации музыкального образования, отражающий непростой, но достаточно успешный процесс сближения сферы музыкального образования с европейскими стандартами при со-хранении национальных традиций, которые исторически сложились в музыкальном образовании Украины.
- ItemЗадачи сольфеджио в современном мире: опыт Китая(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Воронцова, И. В.; Voroncova I. V.В центре внимания статьи – система преподавания сольфеджио в Китае в контексте китайской системы высшего образования. Соль-феджио трактуется как база китайского музыкального образования. Бурное развитие сольфеджио объясняется экономическими фактора-ми и сменой культурно-образовательной парадигмы. Отмечаются три основные особенности сольфеджио: мультикультурализм, принцип художественной оправданности и широкое использование средств мультимедиа. На примере конкурсов и концертов демонстрируются состязательный, интерактивный и художественный форматы обучения. Делается вывод – опыт Китая важен для понимания глобальных проблем и перспектив музыкального образования в целом.
- ItemАсаблівасці развіцця вакальнай школы Маладзечанскага дзяржаўнага музычнага каледжа імя М. К. Агінскага (на прыкладзе педагагічнай дзейнасці Георгія Іларыёнавіча Юрэвіча)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Царык, В. С.; Caryk V. S.Артыкул прысвечаны дзейнасці аднаго з вядучых выкладчыкаў Маладзечанскага музычнага каледжа па класе вакалу – Георгія Іларыёнавіча Юрэвіча, прафесійнае майстэрства якога дазволіла выхаваць цэлую плеяду таленавітых оперных спевакоў – высокапрафесійных артыстаў. Вывучэнне педагагічнага вопыту Г. Юрэвіча дазволіла выявіць шэраг агульнапедагагічных і музычна-педагагічных прынцыпаў, якія адлюстроўваюць кірункі яго дзейнасці ў якасці выкладчыка-вакаліста.
- ItemСпецифика преподавания музыкально-исторических дисциплин в ССУЗ на современном этапе(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Беглик, В. В.; Beglik V. V.В современных реалиях методика преподавания музыкально-исторических дисциплин на всех этапах обучения требует пересмотра. Это касается и формы подачи материала в условиях глобального техницизма, и создания единой учебной программы по курсам «Музыкальная литература» и «История музыки». В программе должны учитываться непрерывность музыкально-образовательного процесса в системе «школа–колледж–вуз», а также необходимость как можно более раннего включения в обучение произведений белорусских композиторов и музыки ХХ–ХХI вв. В Республиканской гимназии-колледже при Бело-русской государственной академии музыки разработан проект про-граммы по музыкальной литературе для V класса (III курса), краткий обзор которого представлен в статье
- ItemСвобода и регламентация в музыкальном образовании: в поисках путей(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Мельникас, Л.; Mel'nikas L.; Статья посвящена проблемам формирования системы музыкального образования как важнейшего условия развития музыкальной культуры. Рассматриваются вопросы преемственности в искусстве, сохранения традиций, распространения позитивного опыта, обусловленные системой музыкального образования. В качестве важнейшей проблемы профессионального музыкального образования акцентируется дилемма профессиональных канонов и свободы как способности преодоления старых и утверждения новых канонов.Статья посвящена проблемам формирования системы музыкального образования как важнейшего условия развития музыкальной культуры. Рассматриваются вопросы преемственности в искусстве, сохранения традиций, распространения позитивного опыта, обусловленные системой музыкального образования. В качестве важнейшей проблемы профессионального музыкального образования акцентируется дилемма профессиональных канонов и свободы как способности преодоления старых и утверждения новых канонов.
- ItemРоль специальных физических упражнений в системе подготовки музыканта(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Глазырина, Л. Д.; Glazyrina L. D.В статье рассматривается роль специальных физических упражнений (СФУ) в системе профессиональной подготовки музыкантов. Особое внимание отводится развитию физических способностей, влияющих на успешность осуществления исполнительской деятельности. Делается акцент на том, что включение в систему подготовки музыкантов специальных физических упражнений, связанных с развитием гибкости, выносливости, силы, быстроты реакции и др., послужит эффективному осуществлению профессиональных возможностей и достижению более высокого уровня мастерства.
- ItemМузыкальная дидактика в XX ст.: тенденции и инновации(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Яконюк, В. Л.; Jakonjuk V. L.В статье рассматриваются актуальные вопросы становления и развития музыкальной дидактики: методологические основы и исторические предпосылки теории музыкального обучения; обобщение опыта как основа преемственности музыкального искусства и образования; некоторые аспекты инновационных тенденций в современном исполнительстве.
- ItemКанстанцін Галкоўскі: творчая і педагагічная дзейнасць у кантэксце шматнацыянальнай культуры Вільні 1920 - 30-х гг.(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Ліхач, Т. У.; Lіhach T. U.У артыкуле разглядаецца шматбаковая музычная дзейнасць К. Гал-коўскага ў Вільні ў першай трэці ХХ ст. Адзначаецца яго значны ўклад у розныя нацыянальныя культуры: рускую, беларускую, літоўскую.
- ItemИсторические пути формирования детской фортепианной музыки в творчестве белорусских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Политанская, О. И.; Politanskaja O. I.Статья посвящена детской фортепианной музыке белорусских композиторов в исторической ретроспективе. На основе анализа творчества композиторов Беларуси в этой сфере и литературы о фортепианной музыке для детей определены исторические предпосылки и пути развития детской фортепианной музыки. Выявлены особенности ее образно-содержательной сферы и жанрово-стилевое своеобразие.
- ItemПути формирования школы концертного органного исполнительства в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Савицкая, О. П.; Savickaja O.; Статья посвящена концертному органному исполнительству в Беларуси. Рассматривается комплекс необходимых для становления органной исполнительской школы условий, включающий инструментарий, гастрольно-концертную практику и специальное профессиональное образование. Основное внимание уделяется деятельности солистов-органистов Белорусской государственной филармонии и концертного зала «Полоцкий Софийский собор» (О. Янченко, В. Фисейского, К. Шарова, К. Погорелой), отмечаются новые тенденции, формирующиеся в органной культуре ХХI в. Прослеживается динамика развития белорусского концертного органного исполнительства с 1963 по 2018 г.Статья посвящена концертному органному исполнительству в Беларуси. Рассматривается комплекс необходимых для становления органной исполнительской школы условий, включающий инструментарий, гастрольно-концертную практику и специальное профессиональное образование. Основное внимание уделяется деятельности солистов-органистов Белорусской государственной филармонии и концертного зала «Полоцкий Софийский собор» (О. Янченко, В. Фисейского, К. Шарова, К. Погорелой), отмечаются новые тенденции, формирующиеся в органной культуре ХХI в. Прослеживается динамика развития белорусского концертного органного исполнительства с 1963 по 2018 г.
- ItemНавукова - педагагічная дзейнасць прафесара кафедры беларускай музыкі Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі Тамары Сямёнаўны Якіменка(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Бярковіч, Т. Л.; Канстанцінава, Т. Л.; Bjarkovіch T. L., Kanstancіnava T. L.У артыкуле раскрываюцца розныя аспекты навукова-педагагічнай дзейнасці Тамары Сямёнаўны Якіменка ў Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі на працягу 1972–2012 гг. Разгледжана шматгранная выкладчыцкая дзейнасць Т. С. Якіменка на кафедрах гісторыі музыкі і беларускай музыкі. Акрэслены асноўныя навуковыя і навукова-метадычныя распрацоўкі даследчыцы. Прадстаўлены важнейшыя навуковыя і творчыя праекты, ініцыяваныя ёю падчас кіравання кафедрай беларускай музыкі: увядзенне ў межах спецыяльнасці «Музыказнаўства» новых спецыялізацый («Музычная беларусістыка» і «Этнамузыкалогія»), арганізацыя Навуковых чытанняў памяці Л. С. Мухарынскай, стварэнне спецыялізаванай этнамузыкалагічнай серыі зборнікаў артыкулаў студэнтаў і аспірантаў.
- ItemБелорусская фортепианная школа ХХ в.: выдающиеся представители(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Шевченко, О. Г.; Shevchenko, O. G.В статье характеризуются педагогические принципы, репертуарная стратегия и концертно-исполнительское искусство выдающихся представителей белорусской фортепианной школы XX в. Выявляются черты национальной фортепианной школы и определяется ее значение как уникального феномена белорусской музыкальной культуры.
- ItemПедагогические принципы и исполнительская деятельность Г. В. Осмоловской: к вопросу о преемственности традиций домрового искусства в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Лазутская, Н.; Lazutskaja N.В центре внимания статьи – проблемы творческой и педагогической практики в контексте становления традиций отечественной народно-инструментальной исполнительской домровой культуры, а также вопросы перспективного развития традиций домрового искусства в Беларуси. В статье рассматривается особая роль в этих процессах профессора Галины Викторовны Осмоловской.
- ItemБелорусский баянный репертуар в развитии: жанровый состав, стилевые грани(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Чабан, В. А.; Chaban V. A.В статье прослеживается процесс развития белорусского баянного репертуара в историческом, теоретическом и эстетическом аспектах. Выявляются национально-стилевые признаки музыки, создан-ной для баяна белорусскими композиторами.
- ItemСовременная профессиональная концепция "Сольфеджио" в контексте национальной образовательной модели: поиски, проблемы, перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Пороховниченко, М. Е.; Porohovnichenko M. E.Статья посвящена проблематике преподавания сольфеджио на современном этапе. Основной контекст работы составляют две актуальные сегодня идеи: 1) усиление эффективности различных методик развития интонационно-слуховой активности и музыкального мышления как важнейших основ профессионального формирования музыканта-исполнителя; 2) специализация курса сольфеджио, его профессиональная ориентация на исполнительскую деятельность.
- ItemМузыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования: достижения и перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Горбунова, И. Б.; Gorbunova I. B.Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ). В статье анализируются процессы информатизации, преобразующие среду профессиональной деятельности музыкантов. Подчеркивается необходимость изменений в деятельности педагога-музыканта и со-держании музыкального образования в связи с использованием цифровых образовательных ресурсов. Рассматриваются МКТ, введение приемов и методов сетевого взаимодействия в образовательный процесс.
- ItemО творческом потенциале преподавателей кафедры оперной подготовки и хореографии Белорусской государственной академии музыки (балетмейстеры, режиссеры, дирижеры)(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Запевалова, Л. Г.; Zapevalova L. G.Статья посвящена истории кафедры оперной подготовки и хореографии Белорусской государственной академии музыки на современном этапе ее развития. Представлены малоизвестные факты творческой биографии преподавателей, а также очерчены основные направления их профессиональной деятельности.
- ItemРеформа музыкального образования в XXI в.: как, зачем и почему(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Кирнарская, Д. К.; Kirnarskaja D. K.В статье говорится о реформах, которые назрели в системе отечественного музыкального образования. Первая сторона кризиса со-стоит в том, что устарело содержание образования, которое по-прежнему сосредоточено на сольном исполнительстве, в то время как рынок труда предлагает вакансии иного рода, связанные с навыками коммуникации, менеджмента и диверсификации музыкальных стилей, которыми владеет выпускник. Вторая сторона кризиса – это чрезмерная перегруженность студентов аудиторными занятиями. Третья сторона кризиса – устаревший формат подачи материала, опираю-щийся на лекционные занятия, в то время как современный студент тяготеет к иным форматам, непременно включающим самостоятельное творчество и интерактивность
- ItemО роли Н. С. Степанской в изучении музыкальной иудаики в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2018) Двужильная, И. Ф.; Слепович, Д. В.; Dvuzhil'naja I. F., Slepovich D. V.Статья посвящена личности выдающегося ученого, педагога, музыканта и общественного деятеля Нины Самуиловны Степанской (1954–2007), внесшей особый вклад в исследование и традиции преподавания еврейской музыки в Беларуси. В поле зрения находятся публикации Н. С. Степанской, ее этнографические экспедиции (совместно с Д. Слеповичем), педагогическая и общественно-просветительская работа в Беларуси и за ее пределами.