Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 59
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 59 by Issue Date
Now showing 1 - 13 of 13
Results Per Page
Sort Options
- ItemО ритмических "разночтениях" в белорусских свадебных песнях с единым текстовым зачином(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Кутырева-Чубаля, Г. Г.; Kutyreva-Chubalja, G. G.В белорусских свадебных песнях с единым текстом-инципитом и единым тематическим содержанием наблюдается дивергенция слогоритмических форм, их многовариантность, неоднородность на уровне самóй основы песенного языка. «Разночтения» на базовом уровне дополняются в той или иной мере неоднородностью мелодических и композиционных преломлений единого текста в различных традициях народного пения. На всех уровнях песенно-певческих «разноречий» (Н. Лопатин) прослеживается, с одной стороны, жанрово-видовое расслоение внутри единого по тексту песенного таксона, а с другой – определенная динамика стилистико-возрастных изменений. Путем сравнения музыкально-вокальных решений одного и того же текстового ряда – в данном случае на примере начальных строк-инципитов – возможно изучить данное явление как по горизонтали (ареально), так и по вертикали, в сопоставлении разновозрастных напевов. Последнее подразумевает учет звукорядных, ладоинтонационных, линеарно-композиционных и собственно исполнительских (тембровых, темповых) различий.
- ItemОсобенности претворения "китайского стиля" в фортепианных транскрипциях(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Ли Чэньюй; Li Chjen'jujВ статье рассматривается воплощение «китайского стиля» на примере двух фортепианных транскрипций китайских композиторов, выявляются их жанрово-стилистические, фактурные и исполнительские особенности.
- ItemКомпаративистика и культурный трансфер в музыковедческом исследовании (на материале ашкеназской культуры)(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Хаздан, Е. В.; Hazdan, E. V.Современное российское музыкознание уже более ста лет применяет сравнительный метод. За это время несколько раз менялись способы фиксации музыкального материала, многократно расширился перечень исследуемых культур, претерпело изменение само понимание музыки. Прежняя методология далеко не всегда может дать ответы на новые вопросы. В статье сопоставлены компаративистика и культурный трансфер и на материале ашкеназской культуры показаны возможности использования каждого из методов.
- ItemМузыкально-исторический путь Беларуси: междисциплинарные научные проекции и личный опыт осмысления(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Дадиомова, О. В.; Dadiomova, O. V.В статье развивается мысль о возможности осмысления отечественного музыкально-исторического процесса, характеризующегося прерывистостью и компенсаторной реализацией ранее не осуществленных явлений на временнóм расстоянии, с точки зрения социальной психологии и гештальтпсихологии. С этих позиций история мыслится не как последовательность отдельных событий, обусловленных естественными и насильственными факторами развития, а как функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений и обладающая способностью "самозаполнения" и "самоизлечения".
- ItemФольклорные традиции Новгородской области как часть нематериального культурного наследия России(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Королькова, И. В.; Korol'kova, I. V.Источниками исследования являются публикации новгородского фольклора разных лет и экспедиционные записи Санкт-Петербургской государственно консерватории. Понятие «новгородские фольклорные традиции» охватывает фольклорно-этнографическую систему, сложившуюся в зоне расселения племени ильменских словен в ранний период русской истории. Выявляются основные этнокультурные ареалы на территории Новгородской области – центральный, юго-западный и восточный. Каждый ареал характеризуется с учетом жанрового состава фольклора и структурно-типологических характеристик напевов. Наиболее репрезентативными свойствами обладает восточно-новгородская историко-культурная система. Фольклорные традиции этого региона могут быть описаны через взаимодействие двух функционально-смысловых комплексов – плачевой культуры и смеховой культуры
- Item"Риголетто" Дж. Верди и "Нончэнь" Ли Баочуня: аспекты межкультурной интеграции(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Чжан Шуньли; Chzhan Shun'liВ актуальном для современного оперного искусства Китая про цессе модернизации традиционной модели оперного жанра особую роль играет интеграция классических европейских оперных произведений и художественных принципов традиционной китайской оперы. В статье на материале опер «Нончэнь» Ли Баочуня и «Риголетто» Дж. Верди рассматривается взаимодействие пекинской оперы (однойиз разновидностей китайского музыкального театра) с традициями европейской оперной классики.
- ItemСкрипичные произведения китайских композиторов и национальные музыкальные традиции(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Лю Цзин; Lju CzinСтатья посвящена скрипичному творчеству китайских композиторов в контексте связи с традиционной национальной музыкой. Рассматривается ряд произведений, показательных с точки зрения преломления в них народных музыкальных традиций.
- ItemСпецифика работы концертмейстера в классе оркестрового дирижирования(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Макеева, О. Г.; Makeeva, O. G.Статья посвящена деятельности концертмейстера в классе оркестрового дирижирования. Освещаются педагогические и исполнительские аспекты, затрагиваются вопросы подготовки пианистов к работе в классе дирижирования.
- ItemТехнология звукозаписи в исполнительской деятельности С. Рахманинова(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Мороз, Е. С.; Moroz, E. S.В статье рассматриваются технологии звукозаписи в творческой деятельности С. Рахманинова-исполнителя, выявлена взаимообусловленность ее технических возможностей и исполнительской позиции Рахманинова. Технология звукозаписи рассмотрена и как отражение определенного этапа развития индустрии, результат совместного труда исполнителя и звукорежиссера, и как фактор, создающий эстетическое музыкальное пространство
- Item"Интонационный словарь" Дьёртя Лигети 1960-х гг. в тематизме Струнного квартета № 2(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Минич, А. В.; Minich, A. V.Статья посвящена проблеме семантики тематизма инструментальных произведений Д. Лигети конца 1950-х – 1960-х гг. На примере Струнного квартета № 2 (1968) рассматриваются «мигрирующие интонационные формулы» – элементы, имеющие в контексте творчества композитора знаковую функцию. Они обладают устойчивым комплексом средств выразительности, позволяющим им оставаться узнаваемыми при перенесении из текста одного произведения в текст другого, а также широким полем смысловых значений, которые зависят от интонационного контекста, ситуации применения. Подобные знаковые элементы определяют образно-смысловое наполнение тематизма квартета; их повторение образует систему скрытых связей между частями.
- ItemОсобенности воплощения образа Клары Цаханасян в опере С. Кортеса "Визит дамы"(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Руднева, Н. А.; Rudneva, N. A.Статья посвящена выявлению специфики трактовки образа Клары Цаханасян в опере С. Кортеса «Визит дамы» в сравнении с литературным источником – пьесой Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы». Отмечается, что в опере образ значительно психологизирован и лиризован. В то же время в нем сохранены все фундаментальные концепты задуманного драматургом персонажа.
- ItemИз опыта проведения кампанологических исследований в Беларуси: экспедиционный опросник(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Шатько, Е. Г.; Shat'ko, E. G.В статье дается описание авторского опыта фиксации материалов кампанологических этноэкспедиционных исследований. Экспедиционный опросник, составленный, апробированный и впоследствии дополненный автором в ходе экспедиций 2003–2016 гг. по православным храмам западной части Беларуси, фиксирует еще существующие, но стремительно угасающие уникальные региональные традиции колокольного звона. Реализация подобного подхода представляется важной в плане расширения и углубления методологии экспедиционно-полевой работы этномузыкологической и этноантропологической проблематики.
- ItemКатрушницкий лемезень и жгонское арго: общее и различное в условных языках и фольклоре шаповалов(Белорусская государственная академия музыки, 2023) Попова, И. С.; Popova, I. S.Статья посвящена сравнительному изучению языка и фольклора одной из замкнутых социальных групп шаповалов (шерстобитов, пимокатов, валяльщиков). В своих трудовых практиках, обрядовой сфере и быту, а также в фольклорных текстах представители данного сообщества использовали условные (искусственные) языки. В статье обозначена история изучения профессионального арго с учетом этнографических сведений о дрибинских шаповалах, собранных Е. Романовым на территории бывшей Могилевской губернии, исследован общий лексический фонд «тайных языков» мастеровых (с привлечением словников и словарей В. Даля, Н. Виноградова, В. Бондалетова, А. Громова). Музыкально-фольклорные источники представлены записями из личного архива автора публикации. На примере различных текстов рассматриваются способы включения арго в корпус жанров восточнославянского фольклора, в том числе музыкального