Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 36
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 36 by Title
Now showing 1 - 20 of 26
Results Per Page
Sort Options
- ItemАвторский стиль исполнителя как система отношений(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Сернова, Т.; Sernova, T.Статья посвящена анализу разработанности в современном музыковедении проблемы авторского исполнительского стиля. Показывая разноаспектное видение исследователями данного вопроса, автор предлагает рассматривать авторский стиль исполнителя на основе семиотического подхода, в единстве двух сторон: материальной – музыкально-языковой (исполнительская стилистика) и идеальной – духовной, обусловленной личностными качествами, связанными с психофизиологическими, социальными особенностями. Подобный подход образует единство, обеспечивающее существование стиля, придает структурную ясность его внутренней организации.
- ItemВиртуозность как профессиональный атрибут музыканта - исполнителя эпохи классицизма(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Оношко, И.; Onoshko, I.Сопровождая музыкальное исполнительское искусство с момента зарождения и до настоящего времени, феномен виртуозности является основополагающим фактором его становления и развития. Каждая историческая эпоха выдвигала свое понимание виртуозности, обусловленное особенностями музыкального творчества и исполнительства. В данной статье рассматривается виртуозность как профессиональный атрибут музыканта-исполнителя эпохи классицизма.
- ItemВыразительные возможности педали в фортепианных произведениях Эдисона Денисова(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Бычкова, Н.; Bychkova, N.В статье рассматривается потенциал педали как специфического средства фортепианной выразительности в произведениях для фортеиано Эдисона Денисова. На примере сольных, ансамблевых сочинений и Фортепианного концерта с позиции выразительности характеризуется использование композитором беспедальной и педальной манеры письма, претворение различных функций педали (красочно-тембровой, фактурно-необходимой), синтез педали с другими средствами музыкальной выразительности.
- ItemГригорий Соколов: размышления о музыкальном исполнительстве(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Жукова, Л.; Zhukova, L.В статье рассматриваются различные аспекты музыкального исполнительства, которые затрагивал в интервью последних десяти лет выдающийся пианист современности Григорий Соколов.
- ItemДетская фортепианная музыка В. Каретникова как отражение стиля композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Политанская, О.; Politanskaya, O.В статье исследуется детская фортепианная музыка современного белорусского композитора Валерия Каретникова с точки зрения одной из ее уникальных и до настоящего времени малоизученных функций – социокультурной. В данном контексте рассмотрены образно-содержательные и жанрово-стилистические критерии детской фортепианной музыки композитора на примере циклов «Альбом для детей и юношества № 1» и «Альбом для детей и юношества № 2». Выявлены предпосылки возникновения детских программных циклов. Проведены параллели с другими крупными жанрами и формами в музыке Каретникова, в связи с чем детская музыка представлена как квинтэссенция фортепианного стиля композитора и его творчества в целом.
- ItemИнструментальный концерт в свете современных тенденций развития исполнительства на домре(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лазутская, Н.; Lazutskaja, N.В статье рассматривается инструментальный концерт в контексте основных направлений развития исполнительского искусства на домре в отечественной народно-инструментальной культуре начала ХХI в.
- ItemИнтерпретатор графических партитур - посредник, соавтор, автор(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Петкевич, И.; Petkevich, I.Статья посвящена проблеме интерпретации графических партитур. Феномен музыкального искусства второй половины ХХ в., графическая партитура, дала небывалую свободу в трактовке авторского замысла. Исполнение графической партитуры требует от интерпретатора ряда новых качеств и умений. В частности, рассматривается такое важное качество, как способность импровизировать.
- ItemИнформационные технологии в музыкальном обучении XXI века(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Веденин, И.; Vedenin, I.Использование информационных технологий рассматривается в условиях индивидуального обучения. Показывается, какой методический ресурс предоставляют информационные технологии преподава- телю, студенту, учащемуся. Подчеркивается, что включение в работу первой сигнальной системы (показа в широком смысле) является неиспользуемым резервом, который может помочь значительно интенсифицировать процесс обучения.
- ItemИсполнительская интерпретация неофольклорных хоров белорусских композиторов конца XX века(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Баёва, С.; Bajova, С.В статье рассматриваются аспекты исполнительской интерпретации неофольклорных хоров а сарреllа белорусских композиторов, созданных в конце ХХ в. Исполнительская интерпретация неофольклорного хорового сочинения рассмотрена на примере обряда-действа «Беларускае вяселле» В. Кузнецова.
- ItemИсполнительские средства музыкальной выразительности в свете проблем теории музыкально - исполнительского искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Прадед, В.; Praded, V.В статье рассматриваются основополагающие вопросы теории музыкально-исполнительского искусства, выявляется место исполнительских средств музыкальной выразительности в системе музыкального исполнительства. Делается вывод о группировке исполнительских средств музыкальной выразительности вокруг четырех параметров звука (высота, длительность, громкость, тембр).
- ItemКомпозиционно - драматургическое решение Концерта для фортепиано с оркестром Д. Смольского(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Майстер, А.; Majster, А.Статья посвящена исследованию композиционно-драматургических особенностей Концерта для фортепиано с оркестром Д. Смольского. Выявляются образный строй музыки, особенности ее композиции и тематизма, обусловленные индивидуальным стилем композитора и спецификой его творческого метода. Концерт рассматривается с позиций преломления в жанре традиций и тенденций авангардизма XX в.
- ItemКонцептуализм позднего фортепианного творчества А. Шнитке (на примере цикла "Пять афоризмов")(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Рябуха, Н.; Rjabuha, N.Фортепианное творчество А. Шнитке позднего периода рассматривается как воплощение индивидуально-стилевой и художественно-акустической концепции «звукового образа мира», отражающей специфику интонируемого мироощущения последней трети ХХ в. На основе анализа цикла «Пять афоризмов» выявляются семантические, жанрово-стилевые, звуковые параметры воплощения символов культуры прошлого и их трансформация сквозь призму звукоóбразного метода мышления композитора.
- Item"Макрокосмос" Дж. Крама и его исполнительское "прочтение"(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Кокушкин, В.; Kokushkin, V.В статье анализируются первые два тома фортепианного цикла «Макрокосмос» Дж. Крама. Выявляется специфика содержания, стиля, техники композиции, графической записи нот, своеобразного использования фортепиано и человеческого голоса. Эта специфика способствует театрализации исполнительского процесса и, вместе с тем, расширяет и усложняет исполнительские задачи.
- ItemМетоды работы с учениками в классе специального фортепиано Н. А. Шацкой(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Шацкая, В.; Shackaja, V.Статья посвящена одному из ведущих фортепианных педагогов Беларуси Наталье Антоновне Шацкой, проработавшей свыше двадцати лет в Средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории. В статье рассматриваются методы работы Н. А. Шацкой с учениками на начальном этапе обучения, включая процесс работы над звуком, художественным образом, метром и ритмом, метод педагогического показа.
- ItemМосковская исполнительская школа игры на духовых и музыкальных инструментах и ее роль в становлении и развитии духовой инструментальной культуры Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Ничков, Б.; Nichkov, B.Статья посвящена теме становления и развития духовой инструментальной культуры Беларуси. В работе показаны факторы, процессы и события, которые иллюстрируют основополагающую роль в этом процессе московской исполнительской школы игры на духовых и ударных инструментах.
- ItemМузыкальное исполнительство в контексте кросскультурных процессов современности(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Тарасова, О.; Tarasova, O.Специфика современного кросскультурного взаимодействия в сфере музыкального искусства анализируется путем изучения стилистически «неадекватных» исполнительских приемов и средств выразительности, нарушающих «первичную» стилевую целостность композиторского текста и создающих «вторичные» концепты. Материалом исследования являются музыкально-исполнительские феномены конца ХХ – начала XXI в.
- ItemНаучное наследие И. П. Благовещенского и его роль в развитии скрипичного искусства Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Лаврик, Е.; Lavrik, E.Статья посвящена двум фундаментальным трудам Игоря Петровича Благовещенского – «История скрипичной педагогики» и «Единство музыкального и технического развития скрипача в свете учения И. П. Павлова». Названные труды исследуются с целью определения их роли в развитии белорусского скрипичного искусства.
- ItemО терминологическом аппарате при изучении пианистического искусства: вопросы исполнительской интерпретации(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Горбушина, И.В статье речь идет о новых терминах, которые вводятся автором с целью расширения понятийного аппарата при изучении фортепианного исполнительского искусства: соотношение параметров первого и второго планов нотного текста; интерпретационное поле, исполнительское поле; неклассическая артикуляция. В работе дается характеристика этих понятий
- ItemПринцип единовременного контраста в жанре вариаций эпохи барокко: к проблеме интерпретации барочных вариаций для клавира(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Метельская, Е.; Metel'skaja, Е.Статья посвящена проблеме интерпретации барочных клавирных вариаций. Этот жанр не является основным в музыке эпохи барокко, однако до наших дней дошло множество выдающихся образцов кла- вирных вариаций. Как известно, варьирование было одним из основных композиционных принципов в европейском музыкальном искусстве XVII – 1-й половины XVIII в. Проблема интерпретации клавирных вариаций рассматривается в свете воплощения принципа единовременного контраста в искусстве барокко и современном искусстве интерпретации клавирной музыки. В статье излагаются основные философские и культурологические аспекты данной проблемы, которые необходимо учитывать музыканту в наши дни, создавая адекватную композиторскому замыслу интерпретацию клавирного произведения.
- ItemРоль творческого диалога преподавателей музыковедческих и других дисциплин в профилизации выпускников исполнительских специальностей музыкальных учебных заведений(Белорусская государственная академия музыки, 2015) Степанцевич, К.; Stepancevich, К.Статья посвящена проблеме сближения музыковедческих и других дисциплин с исполнительской практикой в музыкальных учебных заведениях.