Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 46
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 46 by Title
Now showing 1 - 16 of 16
Results Per Page
Sort Options
- ItemГаптика и сенсорика в исполнительской деятельности пианиста ( к проблеме прочтения авторского текста)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Ким, Т. А.; Kim, T. A.Гаптика и сенсорика как формы невербальной коммуникации в исполнительской деятельности пианиста передают важную информацию, содержащую его намерения по отношению к конкретному музыкальному произведению, раскрывают индивидуальные качества и психофизиологические особенности исполнителя, что помогает воплощению эмоционально-образного содержания художественного произведения и способствует эффективному высказыванию музыканта.
- ItemДырыжор, фалькларыст, педагог: да 80-годдзя з дня нараджэння Уладзіміра Іосіфавіча Раговіча(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мазурына, Н. Г.; Mazuryna, N. G.Артыкул прысвечаны агляду творчай дзейнасці выдатнага прадстаўніка беларускай і сусветнай музычнай культуры Уладзіміра Іосіфавіча Раговіча. У яго асобе аб’ядналіся іпастасі харавога дырыжора, вопытнага фалькларыста, музычнага педагога, кампазітара.
- ItemЗимние напевы Средней Волыни(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Серко, Е. И.; Serko, E. I.На основе большого числа музыкально-этнографических материалов (зафиксированных автором, взятых из печатных и архивных источников) малоисследованных территорий Средней Волыни в статье проанализированы и описаны обрядовые напевы наиболее распространенных зимних мелотипов – колядок, щедривок и тонических припевок. Наиболее распространенным мелотипом является колядковый однострочный четырнадцатисложник с четырехсложным рефреном (rV 55р4) и щедривковый двухстрочный восьмисложник rV44; Р44. Детальное изучение зимних напевов Средней Волыни осуществлено впервые. Материалы восполнят недостающие сведения в общей исследовательской панораме зимней мелотипологии Украины и соседних территорий, станут важным ресурсом для составления этномузыкальных атласов, источником сведений для краеведческих и народоведческих разработок, преподавания музыкально-фольклористических дисциплин.
- ItemИнтегративный подход к профессиональному образованию в сфере хореографического искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Гутковская, С. В.; Gutkovskaja, S. V.Статья посвящена актуальным проблемам профессионального образования в области хореографического искусства. Раскрывается роль интегративного подхода при формировании содержания обучения и образовательных технологий, проектировании процесса подготовки специалистов-хореографов и внедрении различных форм организации педагогического процесса в национальном вузе культуры и искусства. Затрагиваются вопросы подготовки студентов к созданию современных творческих проектов.
- ItemМикстовые сочинения И. Ф. Стравинского в контексте актуальных тенденций развития музыкального театра ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Смирнова, Е.С.; Smirnova, E.S.Каждый из образцов музыкально-театральных микстов выдающегося русского композитора («Байка», «Сказка о солдате», «Свадебка», «Персефона», «Потоп») рассматривается в статье сквозь призму про- цесса жанрового обновления устоявшихся форм музыкального театра. Обосновывается важность привлечения И. Ф. Стравинским жанровых особенностей драматического театра, литературы, телевидения и др., что способствовало актуализации разнообразных театральных форм прошлого, возрождаемых композитором-инвентором в современных ему условиях.
- ItemНевербальная коммуникация как аспект исполнительской деятельности пианиста в эпоху классицизма(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Ким, Т. А.; Kim, T. A.В процессе исполнения и восприятии музыки невербальные средства коммуникации могут выступать в качестве визуальных стимулов. Невербальная коммуникация в исполнительской деятельности помогает передавать информацию, отражающую образно-эмоциональное содержание художественного произведения, дополняя и конкретизируя его с помощью невербальных средств – мимики, взглядов, жестикуляции, позы, интонаций. Статья посвящена вопросам невербальной коммуникации как аспекта деятельности музыканта эпохи классицизма, выявлению ее роли в исполнительском искусстве пианиста.
- ItemНекоторые черты камерно-инструментального творчества С. И. Танеева (на примере Фортепианного квартета ор. 20)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Кирдань, Н. Г.; Kirdan', N. G.Статья посвящена характеристике стилевых особенностей камерно-инструментального творчества выдающегося русского композитора рубежа XIX–XX вв. Сергея Ивановича Танеева. В ней отмеча- ется влияние на стиль композитора музыки прошлых эпох, гибкое взаимодействие полифонических и гомофонно-гармонических принципов в организации музыкальной формы. Эти и другие особенности рас сматриваются на примере Фортепианного квартета ор. 20, единственного в творчестве композитора сочинения в данном жанре.
- ItemО поэтике североиндийского вокального жанра тхумри(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Карташова, Т. В.; Kartashova, T. V.В статье рассматривается вокальный жанр тхумри, который восходит к музыкальной культуре Северной Индии и получил широкое распространение на всей территории южноазиатского субконтинента. Представлены основные тематические направления и литературные источники жанра, анализируется поэтический текст и выявляется его роль в вокальных композициях тхумри.
- ItemПольский песенный религиозный фольклор в Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Горелов, Д. А.; Gorelov, D. A.Основное направление наших исследований сконцентрировано на католических общинах, разбросанных на территории, которую раньше называли Восточными Кресами. Географические, политические и соци- ально-религиозные преобразования повлияли на культурную идентичность людей, населяющих эту территорию, а также на состояние актуальной музыкально-религиозной культуры, обычаев и традицион- ной обрядности. Феномены народной культуры как элементы общего наследия польского и белорусского народов чрезвычайно интересны, но встречаются в настоящее время все реже. Данные исследования способствуют развитию знаний о традициях, сохранившихся на территории Беларуси.
- ItemРазмышляя на тему И. Брамса(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Польская, И. И.; Pol'skaja, I. I.Статья посвящена осмыслению творческой личности Иоганнеса Брамса и его места в истории музыкального искусства. Раскрываются личностные особенности Брамса и его мировосприятия, освещается характер их художественного и культуротворческого воплощения. Рассматриваются проблемы стилевой и национальной идентификации творчества композитора. Выявляются основные этико-эстетические константы жизни и творчества Брамса, акцентируется специфика понимания им миссии художника. Обосновывается особая культуро-творческая роль Брамса и его место в системе культуры.
- ItemРепрезентация творчества героя в белорусских неигровых фильмах о музыкантах(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Бородина, И. Н.; Borodina, I. N.В статье анализируются белорусские неигровые фильмы о музыкантах с точки зрения репрезентации в них творчества героя. Автор выделяет четыре способа репрезентации (воссоздание атмосферы; саморепрезентация творчества героя; репрезентация творчества героя в контексте концепции, основанной на жизни и творчестве героя; репрезентация творчества героя в контексте концепции, выходящей за рамки творчества и жизни героя), на примерах конкретных фильмов рассматривает особенности каждого из них.
- ItemСилизея. Там, где культура Востока и Запада поменялись местами(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Путя, М.; Putja, M.В статье рассматриваются особенности современной культуры Силезии (польск. Śląsk) – региона Польши со сложной историей и этнической структурой. Здесь из-за многократного изменения государственности и переселенческой политики сложилась своя неповторимая, притягивающая собирателей фольклора идентичность и культура. Именно в этом регионе в 1913 г. были зарегистрированы самые старые польские записи народной музыки, а местные жители до сих пор рас- сказывают истории из жизни на Волыни, поют светские и религиозные песни – русские и украинские.
- ItemСовременный танец в open-air проектах: к вопросу развития пластического мышления у студентов(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Каминский, М. В.; Kaminskij, M. V.Статья основывается на результатах практических исследований, осуществленных автором в условиях городской и природной среды с целью развития пластического мышления студентов-хореографов. Выявлен ряд проблемных зон и возможных путей их решения посредством апробации распространенных в театральной педагогике приемов, призванных совершенствовать исполнительскую технику и эффективно развивать пластическое мышление студентов.
- ItemСредства музыкальной и внемузыкальной символики в балете "Макбет" В. Кузнецова - Н. Фурман(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Беглик, В. В.; Beglik, V. V.Предметом изучения в статье являются средства музыкальной и внемузыкальной символики в балетном театре на примере балета символа «Макбет» В. Кузнецова – Н. Фурман. Осуществлен обзор музыковедческой литературы о балете с целью систематизации форм реализации символики на уровне средств музыкальной выразительности, рассмотрены такие проявления внемузыкальной символики, как числовые, визуальные, цветовые символы, особенности сценических декораций, костюмов танцоров, хореопластического решения спектакля.
- ItemСтуденческое научно-творческое общество: вчера, сегодня, завтра(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Тихомирова, А. А.; Tihomirova, A. A.Статья посвящена деятельности Студенческого научно-творческого общества (СНТО) Белорусской государственной академии музыки (БГАМ) – своеобразного конгломерата научной и творческой сту- денческой жизни вуза. Представлена работа СНТО на современном этапе. Акцентируется научно-исследовательская сфера деятельности СНТО: участие студентов и магистрантов в конкурсах научных ра- бот, выступление с докладами на конференциях и т. п. Рассматривается проблематика изданий (Вестник Студенческого научно-творческого общества, Web-газета «Академия музыки глазами студента»), освещаются творческие проекты.
- ItemСуществует ли антимония "свое - чужое" в понимании народных певцов на пограничье Литвы и Беларуси?(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Вичинене, Д.; Vichinene D.Объектом исследования стали песенные образцы, зафиксированные литовскими фольклористами в конце ХХ – начале ХХI в. на пограничье Литвы и Беларуси. Многие песни являются двух- или трехъязыч- ными, т.е. мелодические варианты одной и той же песни поются на литовском и/или белорусском (иногда – и на польском) языках. Часто двуязычие на материале песенного массива встречается в репертуаре одного и того же певца. Для него все песни одинаково «свои». Во время пения литовский певец свободно «переключается» на другой языковой код – это наглядно отражает аудиовизуальный метод фиксации. Собранный обширный песенный материал ставит множество вопросов для обсуждения. Необходимы глубокие исследования, которые, быть может, откроют новые перспективы для изучения этнических и исторических связей литовцев и белорусов.