Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 29
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Выпуск 29 by Title
Now showing 1 - 20 of 25
Results Per Page
Sort Options
- ItemАккордеонный класс Белорусской государственной академии музыки: проблемы становления и перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Скачко, Л. В.; Skachko, L. V.; Скачко, Л. В.Статья посвящена вопросам формирования аккордеонного класса БГАМ. В связи с этим анализируется современный этап развития и функционирования академического аккордеонного искусства Беларуси. Автором делается вывод о том, что исполнительство на аккордеоне в кратчайшие сроки достигло уровня развитой и самостоятельной академической ветви образования в БГАМ. Вычленение аккордеона из сферы баянного исполнительства позволяет выявить специфику пути его развития и очертить перспективу дальнейшей эволюции.
- ItemАнсамбль солистов "Классик-Авангард": формы и принципы работы с музыкальными памятниками(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Роговая, О. В.; Rogovaja, O. V.; Рагавая, В. У.Статья посвящена одной из актуальнейших сфер деятельности ансамбля солистов «Классик-Авангард» – работе с музыкальными памятниками. В статье освещаются формы и принципы существования музыкальных памятников, рассматриваются проблемы поиска, редактирования и исполнительской интерпретации аутентичных текстов.
- ItemАпофеоз как жанрообразующий признак хоровой поэмы (на примере творчества белорусских композиторов)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Садовская, Анна; Sadovskaja, A. A.; Садоўская, Г. А.В статье освещается роль апофеоза в композиционно-драматургической целостности поэмно-хоровых сочинений. Выделяется ряд разновидностей поэмных апофеозов, конкретизирована трактовка таких этапов в некоторых хоровых поэмах белорусских композиторов.
- ItemАркестравы канцэрт у аспекце гульнявой прыроды жанру(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Дзягель, Т. У.; Дягель, Татьяна Владимировна; Dzjagel', T. U.; Дягель, Т. В.Разглядаюцца праяўленні ідэі гульні ў прыродзе і памяці аркестравага канцэрта як жанру. Асаблівая ўвага надаецца характарыстыцы параметраў гульні ў межах аркестравага канцэрта, ролі ў ім такіх фактараў, як спаборніцтва, дыялог, імправізацыйнасць, тэатральнасць
- ItemБелорусская фортепианная музыка конца XX - начала XXI в. в аспекте феномена виртуозности (Г. Горелова, А. Короткина, В. Кузнецов)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Оношко, И. Ю.; Onoshko, I. Ju.; Оношко, І. Ю.Виртуозность – важнейший фактор становления и развития фортепианного искусства, оказавший воздействие на развитие исполнительских школ, появление многих музыкальных жанров, становление музыкальной дидактики, формирование исполнительских, композиторских, исторических стилей. Статья посвящена характеристике белорусской фортепианной музыке конца XX – начала XXI в. в аспекте феномена виртуозности. На примере произведений Г. Гореловой, А. Короткиной, В. Кузнецова раскрывается новое отношение к феномену виртуозности в современных композиторских и исполнительских реалиях
- ItemБелорусские музыканты о Поднебесной: искания, находки, перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Чжан, Юань; Chzhan, Juan'; Чжан ЮаньВ статье рассматриваются искусствоведческие аспекты взаимодействия белорусской профессиональной музыки с традициями Китая. На примере творчества Г. Гореловой, В. Копытько, С. Бельтюкова, В. Кузнецова констатируются многие жанрово-стилевые параметры произведений, связанных с образами Поднебесной, указываются перспективы дальнейшего культурного диалога в области композиторского творчества.
- ItemВектар Сярэдневякоўя ў агульнай тэндэнцыі гістарызму беларускай мастацкай культуры і музыкі мяжы XX-XXI стст.(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Трафімчук, Таццяна; Trafіmchuk, T. Ju.; Трофимчук, Т. Ю.У артыкуле аналізуецца праява тэндэнцыі гістарызму ў яе дачыненні да беларускай мастацкай культуры і музыкі перыяду мяжы ХХ – пачатку ХХІ ст. Вызначаецца, што пры ўстойлівасці і шырыні напаўнення паняцця «гістарызм» асобы вектар ў ім склаў зварот да культурна-гістарычнага тэксту эпохі Сярэдніх вякоў. Праз прызму рамантычнай ідэалізацыі сакральных і гістарычных топасаў, вобразаў і сімвалаў «чорных і залатых легенд» Сярэдневякоўе паўстае ў творах беларускіх мастакоў і кампазітараў як «Той Ідэальны Час», «Ідэальная Беларусь», дзе злучаны мінулае – сучаснае – будучае.
- ItemВоплощение темы духовного преображения в концерте для фортепиано с симфоническим оркестром №1 "Просветление" А. Безенсон(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Майстер, А. И.; Majster, A. I.; Майстар, А. І.В статье рассматривается воплощение темы духовного преображения на примере концерта для фортепиано с симфоническим оркестром «Просветление» А. Безенсон. Выявляется образный строй музыки, особенности драматургии, синтез традиционных музыкально-выразительных средств с индивидуальными композиционными приемами. Философско-религиозная направленность содержания свидетельствует о процессах обновления тематики концертного жанра в современной белорусской музыке.
- ItemДетская музыка А. Лядова в контексте мировоззренческих и эстетических взглядов композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Гао, Юнь; Gao, Jun'; Гао, ЮньСтатья посвящена наследию А. К. Лядова, связанному с детской тематикой. В центре внимания – фортепианные и вокальные сочинения, раскрывающие сказочно-мифологические, народные основы творчества композитора, образы природы и фантастики. Особенности программного мышления и стиля рассматриваются в связи с мировоззренческими и эстетическими взглядами русского музыканта
- ItemДомровое искусство Беларуси конца XIX - начала XX в.: от заимствования к аккультурации(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Полосмак, А. О.; Polosmak, A. O.; Паласмак, Г. А.На основе архивных данных в статье рассматривается домровое искусство Беларуси конца ХIХ – начала ХХ в. как субкультурное явление в контексте его внешних связей с русским домровым искусством и внутренних связей с культурными традициями региона. Принцип изучения материала построен на основе определения домрового искусства Беларуси исследуемого периода как заимствованного явления. При этом, однако, учтены механизмы трансформации инокультурной традиции на основе исконного культурного субстрата. Автор выделяет и характеризует по ряду параметров основные среды бытования домры (субкультуры) на белорусской земле: военные, учащаяся молодежь, любители музыки, музыканты, работающие в сфере досуга.
- ItemИ.Ф. Стравинский и "Мир искусства" : к вопросу становления театральных принципов композитора(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Смирнова, Т. С.; Smirnova, T. S.; Смірнова Т. С.В статье освещается тема влияния художественных идей объединения «Мир искусства» на музыкально-театральное творчество И. Стравинского. В центре внимания принципы контрапунктического взаимодействия сценических элементов, нашедшие проявление в жанровых микстах композитора.
- ItemИз истории белорусского скрипичного искусства первой половины XX в. (1920-30-е гг.)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Зыкова, М. Л.; Zykova, M. L.; Зыкава, М. Л.Статья посвящена анализу белорусского скрипичного искусства первой половины XX в. (1920 – 30-е гг.), которое является неотъемлемой частью национальной музыкальной культуры страны. Автором собраны и систематизированы материалы, отражающие становление и развитие профессионального скрипичного образования и исполнительского искусства Беларуси в данный период.
- ItemКамерные симфонии Д. Смольского в контексте характерных черт жанра(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Лузько, Людмила; Luz'ko, L. A.; Лузько, Л. А.Статья посвящена исследованию индивидуальных особенностей камерных симфоний Д. Смольского в контексте характерных особенностей данного жанра. Камерные симфонии композитора рассматриваются с позиций влияния на жанр разнообразных тенденций к камерности в музыке ХХ в.
- ItemЛ. Абелиович. "Фрески" (вторая тетрадь): нотный текст и исполнительская интерпретация(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Апанович, Р. И.; Apanovich, R. I.; Апановіч, Р. В.В статье рассматривается взаимосвязь композиторского (нотный текст) и исполнительского (интерпретация) творчества на примере фортепианного цикла «Фрески» Л. Абелиовича. Нотный текст сюитного цикла изучается с точки зрения исполнительской реализации контрастных элементов драматургии.
- ItemЛирические образы поэзии Су Ши и их претворение в камерной вокальной музыке китайских композиторов(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Ван, Хонтао; Van, Hontao; Ван ХонтаоНа примере песни Цин Чжу «Течение воды в реке на востоке» анализируются особенности воплощения лирических образов поэзии Су Ши (династия Сун) в камерной вокальной музыке Китая ХХ в
- ItemМелизматика как средство этнизации стилистики произведений китайских композиторов для саксофона(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Гэ, Мэн; Gje Mjen; Гэ МэнВ статье рассматриваются явления мелизматической техники, характерные для китайской народной музыки и использованные в сочинениях китайских композиторов для саксофона. Развивается идея об особом значении «народной» мелизматики для создания национального колорита музыки и формирования национально окрашенного образа музыкального инструмента, что в целом способствует органичному «вживанию» саксофона в китайскую музыкальную культуру.
- ItemМузыкальное искусство малых городов Минской области: творческие индивидуальности (на примере композиторов г. Молодечно)(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Царик, О. С.; Carik, O. S.; Царык, В. С.Статья посвящена творческой деятельности композиторов Минщины, внесших значительный вклад в развитие национального музыкального исусства. На примере творчества ведущих композиторов г. Молодечно – Е. Атрашкевич и В. Кожухаря – рассмотрены основные тенденции развития современной музыкальной культуры провинции и ее влияния на белорусскую музыкальную культуру.
- ItemМузыкальный мемориал: пути исследования(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Воронова, Светлана; Voronova, S. S.; Воранава, С. С.Статья обращена к важной и актуальной для современной культуры теме памяти, в музыкальном искусстве реализующейся в жанре музыкального мемориала. Рассматривается жанровый статус сочинений «in memoriam», прослеживаются эволюционные пути, приведшие к появлению многочисленных музыкальных мемориалов во второй половине ХХ – начале ХХI в. Отдельно рассматриваются вопросы методологии
- ItemПереложения балетной музыки китайских композиторов для фортепиано (к проблеме претворения танцевальности в композиторском творчестве))(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Ся, Юньцзин; Sja, Jun'czin.; Ся, ЮньцзинНа примере сюиты из балета «Русалка» У Цзуцяна и Ду Минсиня ана- лизируются проблемы претворения танцевальности в китайской форте- пианной музыке.
- ItemСочинения белорусских композиторов для цимбал соло в контексте становления академического исполнительства на цимбалах(Белорусская государственная академия музыки, 2013) Прадед, В. А.; Praded, V. A.; Прадзед, В. А.В статье обосновывается представление о сочинениях для цимбал соло как о качественно новом этапе развития академического цимбального искусства, связанном с существенным обновлением его технической и содержательной сторон. Анализируются наиболее яркие сочинения для цимбал соло, рассматривается их исполнительская специфика в контексте личных высказываний композиторов о художественных задачах, решаемых в этих 69 произведениях. Предлагается авторская периодизация развития оригинального цимбального репертуара, где размежевывающим фактором выступает композиторское отношение к специфике инструмента.