Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 1
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 1 by Title
Now showing 1 - 20 of 21
Results Per Page
Sort Options
- ItemАбходы ў сучаснай народна-песеннай культуры паўночнай Беларусі(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Канстанцінава, Т. Л.; Kanstancіnava, T. L.; Константинова, Т. Л.Акцэнтуецца праблема вывучэння песенна-абходных рытуалаў паўночнай Беларусі і ступені іх захавання як масштабнай і жыццяздольнай з’явы нетолькі беларускай , але і ўсходнеславянскай традыцыйнай культуры. Падкрэсліваецца вялікая актуальнасць этнамузыкалагічнага метаду вывучэння беларускіх абходных рытуалаў, паскольку песены і інструментальны кампаненты належыць да іх дэтэрмінантных характэрыстык.
- ItemВысшая музыкальная школа в контексте реформы образования(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Яконюк, В. Л.; Jakonjuk, V. L.В статье обосновываются методологические подходы к разработке концепции реформы музыкального образования. Рассматриваются проблемы гуманизации образования как основой тенденции развития педагогики 21 столетия, диверсификации образовательных систем как актуализации вероятностного характера содержания музыкального обучения и воспитания, глобализации музыкального образования как проявления интеграционных тенденций в сфере искусства.
- Item"Дзіўныя бемолі" ў беларускіх ноталінейных ірмалоях XVII стагоддзя(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.; Лихач, Т. В.Аўтар прапануе сваю методыку прачытання так званых “дзіўных бемоляў” з беларускіх ноталінейных ірмалояў 17 ст. На думку аўтара, гэта орыгінальная, лагічная, паслядоўная сістэма натацыі, ў якой з дапамогай бемоля пазначыўся першы гук “согласия”, ці вышэйшы гук мажорнага тэтрахорда.
- ItemДиссертации(Белорусская государственная академия музыки, 2001)
- ItemЗбор "Песні Беларускага Панямоння" ў кантэксце сістэмна-рэгіянальных даследаванняў беларускага песеннага фальклору(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Якіменка, Т. С.; Jakіmenka, T. S.; Якименко, Т. С.Разглядаецца збор Т. Варфаламеевай “Песні Беларускага Панямоння”, прысвечаны песеннай культуры басейна сярэдняга цячэння Нёмана. Збор ацэньваецца, з аднаго боку, як метадалагічна пераемны з папярэднім тэарэтычным і пракіычным даследчыцкім вопытамсфарміраваным у рэчышчы беларускай этнамузыкалагічнай навуковай школы, а з другога – як цалкам новы па выяўленаму ў ім асобаму тыпу песеннай культуры са стрыжнёвай (сістэмаўтваральнай) роляў песеннага комплексу лірыкі.
- ItemЗмест(2001) Весці № 1
- ItemИз истории русской музыкально-теоретической науки советского периода: 20-е годы(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Куракина, Е. В.; Kurakina, E. V.Статья относится к области науковедения и посвящена истории теоретического музыкознания. Анализируется деятельность Государственного института музыкальной науки: интересы работавших в нём учёных, методологические особенности проводившихся в институте исследований. Делается вывод о позитивизме как одной из ведущих методологических тенденций в русской музыкально- теоретической науки 20-хгодов.
- ItemЛеў Талстой у музычна-харэаграфічнай інтэрпрэтацыі Г. Вагнера - А. Дадышкіліяні(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Аладава, Р. М.; Aladava, R. M.; Аладова, Р. Н.У артыкуле, тэма якого знаходзіцца ў рэчышчы праблемы сінтэзу мастацтваў, вывучаецца музычная канцэпцыя балета Г. Вагнера – А. Дадышкіляні “Пасля балю”. Уцэнтры ўвагі аўтара кампазітарскі творчы працэс, у якім разнастайныя літаратурныя інспірацыі, што зыходзяць ад літаратурнайпершакрыніцы Л. Талстога і лібрэта харэографа, атрымліваюць спецыфічнае музычнае ўвасабленне. У такім ракурсе балет Г. Вагнера разглядаецца ўпершыню.
- ItemМелодическое и гармоническое в их взаимодействии - определяющий фактор организации музыкальной системы(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Златоверховников, Б.Н.; Zlatoverhovnikov, B.N.Статья посвящена звуковысотным проблемам строгого письма в европейской музыке 16 века. Рассматриваются разные принципы взаимодействия мелодического и гармонического начал в рамках системы мышления этой эпохи. Гармоническое как организующий фактор порождается мелодическим началом и предстаёт в своей диффузной, исторически «компромиссной» форме.
- ItemМузыка Вячеслава Кузнецова. Аспекты стиля(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Златковский, Ю.Д.; Zlatkovskij, Ju.D.В статье продолжается накопление теоретических наблюдений над стилем талантливого белорусского композитора Вячеслава Кузнецова. Анализируются различные стороны произведений: фактура, гармония, формообразование, содержательные концепции ряда сочинений.
- ItemНародная музыка ў акадэмічным выканальніцтве беларускіх баяністаў(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Чабан, В. А.; Chaban, V. A.В статье исследуется специфика “инструментализации” народной песни в баянном исполнительском искусстве. Фольклорный генезис таких произведений рассматривается на только в самом музыкальном материале, но и в комплексе исполнительских средств выразительности. Исследование направлено на дальнейшее развитие аналитической культуры исполнителей-баянистов.
- ItemНовые акценты в стилистике поздних сочинений Д. Шостаковича: взаимодействие имманентных и ассимилируемых качеств музыкального языка(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Козловская, Е.В.; Kozlovskaja, E.V.Статья является первым исследованием проблемы неоромантизма в поздних камерных произведениях Шостаковича. Признаки новой стилевой тенденции: углубление в сферу исповедальной лирики и связанные с её воплощением средства медитативной драматургии, монологический тип высказывания.
- ItemО национальном самоопределении композиторской культуры Беларуси(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Антоневич, В. А.; Antonevich, V. A.В статье предлагается концепция национального развития белорусской музыки, прослеживаются исторические пути формирования композиторской культуры Беларуси как самобытного явления, выявляется специфика «беларускага музычнага шляху» в контексте его социально- и культурно-исторических фактов.
- ItemО преломлении народно-песенной интонационности в хоровой музыке А.В. Богатырева(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Лещеня, Т. С.; Leshhenja, T. S.Рассматриваются различные методы преломления народно-песенной интонационности в хоровой музыке А. В. Богатырёва. Выявляется связь этих методов с жанрово-исполнительским наклонением хорового произведения, конкретной художественной задачей. На основе изучения ладового (мелодико-гармонического) и фактурного уровней хоровой композиции обосновываются метод интонационно однородной координации средств музыкальной стилистики и метод интонационного сплава, базирующийся на синтезе народно-песенных интонационных элементов и гармонических ладов профессиональной музыки.
- ItemОб инструментальной кантиленной мелодике С. Рахманинова.(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Арутюнова, Н. О.; Arutjunova, N. O.В статье освящаются особенности кантиленной инструментальной мелодики С. Рахманинова, которая исследуется с точки зрения её интонационного содержания, структуры, драматургической роли. Подчёркиваются те индивидуальные свойства рахманиновской инструментальной кантилены, которые получили разнообразное преломление во многих мелодических стилях 20 века.
- ItemПринципы организации исполнительского аппарата домриста(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Щербак, В. М.; Shherbak, V. M.Подробно рассматриваются вопросы взаимодействия с инструментом в специфических условиях игры на домре. Предлагается обоснование положение инструмента, постановки рук исходя из оптимального режима звукоизвлечения. Для улучшения условий владения медиатором предлагается вариант его усовершенствования.
- ItemПушкин - историк и большая русская опера(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Щербакова, Т. А.; Shherbakova, T. A.Историзм – органическое свойство содержания искусства А. Пушкина. Способность осознавать и оценивать своё время с помощью нравственных уроков тысячелетий говорит о философской природе художественной мысли поэта. Так мифотворчество явилось естественным способом диалога Пушкина с Россией.
- ItemСловесный комментарий "Поэмы экстаза" А. Н. Скрябина(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Щукина, С.К.; Shhukina, S.K.Статья предлагает анализ авторских ремарок в нотном тексте с анализом стихотворного программного текста «Поэмы экстаза» А. Н. Скрябина. Особое внимание уделяется тем ремаркам, которые отдельно и в совокупности своих образных значений конкретизируют манеру исполнения и способствуют постижению исполнителем темы и идеи этого музыкального произведения.
- ItemФилософия звука: этико-космогонические концепции в индийской музыке(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Гороховик, Е. М.; Gorohovik, E. M.Рассматривается проблема системного взаимодействия таких важнейших аспектов музыкальной культуры, как звук, звучание, механизмы звукопродуцирования, способы восприятия и организации звуковой материи, с различными уровнями и эстетическими теориями. На основе культурно-исторического анализа процессов формирования идей звука и звучания в индийской цивилизации автор делает выводы о том, что все смыслы индийской классической музыкальной культуры направлены на раскрытие и установление сложнейших взаимосвязей между звуковой средой, формирующей представление и звуке, и собственно звуковой материей, призванной воссоздать в сложном концептуальном целом картину звучащего Универсума, тем самым гармонизуя Космос, Человека и Звук.
- ItemФилософия музыки и эстетика английского Просвещения(Белорусская государственная академия музыки, 2001) Рощупкин, А. Ф.; Roshhupkin, A. F.Статья посвящена анализу некоторых эстетических идей периода английского Просвещения и их влияния на развитие музыкальной эстетики названного периода. Представлены краткие биографические сведения и характеристика работ английских авторов XVII –XVIII столетий. Обосновывается вывод о том, что музыкальная эстетика Англии XVIII века близка по мысли и духу всей эстетике английского Просвещения.