Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 35
Permanent URI for this collection
Browse
Browsing Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі № 35 by Title
Now showing 1 - 20 of 23
Results Per Page
Sort Options
- ItemВокальный жанр дадра в системе индийской музыкальной культуры(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Карташова, Т. В; Kartashova, T. V.В статье рассматривается вокальный жанр дадра в системе «полуклассической» музыки Северной Индии (традиция Хиндустани). Внимание в работе уделяется языковым особенностям этого жанра, его темповым, текстовым, мелодическим, структурным характеристикам, технике исполнения, месте и роли в концертной практике. Феномен дадры исследуется с позиций музыкального текста.
- ItemГедимин Родкевич и его творческое наследие в контексте музыкальной культуры Беларуси (на примере отдельных сочинений)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лебецкий, В. С.; Lebeckij, V. S.В статье рассматривается творческое наследие композитора Гедимина Родкевича, представителя романтического направления, автора более 70 фортепианных сочинений, имя которого практически неизвестно нашим современникам. Знакомство с личностью Родкевича позволит расширить наши представления о музыкальной культуре Беларуси XIX в. и привлечь внимание исполнителей к произведениям этого автора.
- ItemДеятельность кафедры камерного ансамбля Белорусской государственной академии музыки в сфере популяризации национального камерно-инструментального искусства(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Орлова, Л. А.; Orlova, L. A.Статья посвящена обзору активной деятельности кафедры камерного ансамбля Белорусской государственной академии музыки, направленной на популяризацию национального камерно- инструментального искусства; данная деятельность сочетает в себе задачи учебной, творческой, воспитательной работы и культурного просветительства.
- ItemЗаходнееўрапейская музычна-тэарэтычная думка і своеасаблівасці яе адлюстравання ў «Граматыцы мусікійскай» Міколы Дылецкага(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Ліхач, Т. У.; Lіhach, T. U.Артыкул выяўляе відавочныя прабелы ва ўспрыманні М. Дылецкім канцэпцый заходняй музычна-тэарэтычнай думкі XVI – XVII стст. У «Граматыцы мусікійскай» Дылецкага бачна няведанне: 1) характэрнай для ўсяго еўрапейскага Сярэдневякоўя канцэпцыі музыкі як часткі квадрывія (цыкла матэматычных навук); 2) уласцівых для Заходняй Еўропы эпохі Рэнесанса тэхнік строгага стылю.
- ItemЗмест(2019) Весці № 35
- Item«Мантра» К. Штокхаузена: от замысла к реализации(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Петрусева, Н. А.; Petruseva, N. A.В статье представлены сериально-мелодические аспекты «Мантры» К. Штокхаузена. Рассмотрен ряд вопросов: создание композиции на основе «формулы», трактовка live electronics и тембров, кольцевая модуляция и новая система гармонических отношений, общая конструкция, архитектоника, «мантрические характеристики» (мелодия, ритм, направление движения, «звуковые формы», структура «формулы»), пространственные преобразования (эскиз «большого плана» Штокхаузена как базовый шаблон для каждого высотного расширения, 12 шкал), преобразования времени (ритмические расширения и сжатия), длина и ритмические единицы версий, моно-версии, 13 больших циклов «Мантры», отправные точки разделов, анализ I основной секции, многослойность композиции как результат наложения расширенных версий мантры, «галактический вектор», взаимодействие трех уровней, соотношение общего плана и конкретных решений мантры.
- ItemМетод воспитания молодежного оркестра Саулюса Сондецкиса: к 90-летию выдающегося дирижера и педагога(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мельникас, Л.; Mel'nikas, L.Творческое наследие выдающегося литовского музыканта Саулюса Сондецкиса связано не только с его исполнительской, но и педагогической деятельностью. На протяжении всей своей профессиональной карьеры он уделял большое внимание воспитанию и обучению оркестровых музыкантов. Свои идеи и принципы Сондецкис воплотил в разработанном им оригинальном методе воспитания молодежного оркестра. Принципы, заложенные в эту методическую систему, позволили Сондецкису добиться высочайшего качества оркестровой игры, явились важнейшим фактором создания совершенно новой оркестровой культуры в Литве.
- ItemНаследие выдающихся деятелей белорусской музыкальной культуры: итоги и перспективы архивных изысканий(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лисова, Е. В.; Lisova, E. V.В статье анализируются результаты и намечаются новые направления работы научно- исследовательских коллективов Белорусской государственной академии музыки по сохранению наследия выдающихся деятелей отечественной музыкальной культуры. Акцентируются вопросы всесторонней разработки архивных источников с целью их пользовательской актуализации.
- ItemНаучная парадигма Н. А. Горюхиной как феномен теоретического музыковедения ХХ в.(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Мартынюк, Т. В.; Martynjuk, T. V.В центре внимания автора статьи – фигура выдающегося украинского музыковеда Н. А. Горюхиной, автора теории музыкальной формы, обладающей непреходящей ценностью для профессиональной подготовки музыкантов. Научное мышление Горюхиной как уни кальный феномен теоретического музы коведения ХХ в. объективирует фило софское понимание музыкального искусства и характеризуется тяготением к межпредметному дискурсу, индивидуальными мыслительными адап тив ными стратегиями в философско- музыковед ческой плоскости, содержательной креативностью и прогностичностью в сфере методологии отечественного музыковедения. В научной парадигме ученого отражены регулятивные механизмы искусствоведения, которые, с одной стороны, ориентируют художественное познание, начиная со второй трети ХХ в., на создание целостных, интегративных представлений о мире, а с другой – фиксируют тенденции дискретности, дезинтеграции, характеризующие современную жизнь и тип постнеклассической рациональности в целом.
- ItemО жанровой специфике современной хореографической оперы (на примере произведения «Страсть» Паскаля Дюсапена)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Буряк, А. Ю.; Burjak, A. Ju.Статья посвящена одной из современных моделей жанрового синтеза в европейском музыкальном театре ХХI в. – хореографической опере. На примере произведения «Страсть» («Passion») Паскаля Дюсапена рассматриваются актуальные формы сценической реализации музыкально-драматического текста. В статье выявляются жанровые черты хореографической оперы, анализируется функция визуального компонента в постановке спектакля, определяется роль мифологического аспекта в композиционно- драматургической целостности произведения.
- ItemОсобенности интерпретации сонаты для кларнета и фортепиано Льва Абелиовича (из опыта работы в классе кларнета)(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Скороходов, В. П.; Skorohodov, V. P.В центре внимания автора статьи - Соната для кларнета и фортепиано Льва Абелиовича. В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями исполнения данного произведения, раскрытия его содержания и создания убедительной исполнительской интерпретации.
- ItemОсобенности трактовки жанра мессы в произведении С. Монюшко «Жалобныя спевы»(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Пилатова, И. В.; Pilatova, I. V.В статье рассматривается месса С. Монюшко «Жалобныя спевы». Произведение анализируется с точки зрения особенностей его композиции, драматургии, тонального плана и интонационности, что дает возможность выявить характерные черты жанра мессы в творчестве композитора.
- ItemОт григорианской монодии к искусству ars nova: моделирование процессов музыкального развития в учебной практике(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Гоменюк, С. Г.; Gomenjuk, S. G.В статье обобщен опыт преподавания комплексного курса теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом факультете Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. Рассматривается один из способов постижения логики европейского музыкального мышления IX – XIV вв. на основе построения модели перехода от григорианской монодии к ранним и затем к развитым видам доренессансного многоголосия. В работе исследуется процесс развития и изменения принципов европейского музыкального мышления на примере композиторской работы с хоралом Cunctipotens genitor.
- ItemПодготовка иностранных студентов-вокалистов в высшей школе: проблемы, цели, перспективы(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Лой, И. В.; Loj, I. V.В статье обозначены основные тенденции сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики в сфере высшего образования, подчеркнута специфика высшего музыкального образования в контексте межкультурного и межнационального педагогического процесса, охарактеризованы наиболее актуальные проблемы и задачи, встающие перед педагогами высшей школы при подготовке китайских вокалистов.
- ItemПути повышения эффективности профессиональной подготовки дирижеров хора в рамках педагогической практики(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Герасимович, С. С.; Gerasimovich, S. S.Статья посвящена проблеме современного вузовского дирижерско-хорового образования и его прагматической конечной цели – формированию профессиональной и психологической готовности выпускника к предстоящей деятельности. На основе анализа организационно-содержательной стороны практической работы с детскими хоровыми коллективами автор определяет проблемные стороны, условия и пути оптимизации процесса подготовки дирижеров хора. Отмечается, что эффективность процесса профессиональной адаптации студентов к работе с хором обеспечивается обновлением содержания и частичной трансформацией форм обучения.
- ItemРэлігійная музычная cпадчына Юзафа Грыма(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Шэйпа, С. І.; Shjejpa, S. І.У цэнтры ўвагі аўтара артыкула – богаслужэбная музычная спадчына Ю. Грыма, прадстаўленая творамі розных рэлігійных жанраў агульнай колькасцю звыш 50, якія захоўваюцца ў выглядзе старадрукаў і рукапісаў, партытур і асобных галасоў у фондах бібліятэк Беларусі, Польшчы і Літвы. Робяцца высновы аб тым, што літургічным творам віленскага кампазітара ўласцівы тыповыя жанры і формы каталіцкай музыкі, вернасць латінамоўным текстам і дамінаванне нескладаных музычна-выразных сродкаў.
- ItemСимфония № 3 «Памяти Ф. Вийона» О. Ходоско в свете жанра музыкального мемориала(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Воронова, С. С.; Voronova, S. S.В центре внимания автора – Симфония № 3 «Памяти Ф. Вийона» О. Ходоско. Сочинение рассматривается с точки зрения наличия в нем жанровых признаков музыкального мемориала. В статье дается разграничение жанра музыкального мемориала и феномена мемориальности.
- ItemСовременная музыка для ударных инструментов как учебная дисциплина(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Клиндухова, Л. М.; Klinduhova, L. M.В статье излагается содержание курса лекций "Современная музыка для ударных инструментов", который читается в Белорусской государственной академии музыки 2013 года. Опыт преподавания данной дисциплины показывает, что она имеет большое значение для расширения профессионального кругозора студентов, которым вскоре предстоит включиться в активную исполнительскую деятельность
- ItemСпецифика работы с иностранными студентами в классе камерного ансамбля(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Варламова, Ж. Н.; Varlamova, Zh. N.В статье анализируются актуальные вопросы обучения иностранных (преимущественно китайских) студентов в классе камерного ансамбля В Белорусской государственной академии музыки.
- ItemСтаніслаў Манюшка як сімвал культур розных народаў: беларускі аспект(Белорусская государственная академия музыки, 2019) Дадзіемава, В. У.; Dadzіemava, V. U.У артыкуле разглядаецца важнае для аналізу асобы і дзейнасці кампазітара Станіслава Манюшкі пытанне аб прыналежнасці да некалькіх культур. Ураджэнец Беларусі, кампазітар зрабіў уклад у культуру Польшчы, Літвы, Расіі. Праз постаць С. Манюшкі вызначаецца памежная характарыстыка беларускай культуры, якая сфарміравалася на скрыжаванні канфесійных, этнічных, моўных і мастацкіх шляхоў Еўропы.